Основные элементы внешней среды инновационной организации, их характеристика и взаимосвязь
Любое предприятие находится и функционирует в определенной среде. Внешняя среда является источником, предоставляющая предприятию ресурсы, необходимыми для формирования и поддержания ее потенциала. Оценить, какие факторы внешней среды можно использовать для достижения стратегической цели. Это позволяет направить усилия фирмы в наиболее благоприятном для развития бизнеса направлении. Выявить… Читать ещё >
Основные элементы внешней среды инновационной организации, их характеристика и взаимосвязь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цели и задачи анализа внешней среды
Любое предприятие находится и функционирует в определенной среде. Внешняя среда является источником, предоставляющая предприятию ресурсы, необходимыми для формирования и поддержания ее потенциала.
Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Для этого существует разветвленная система различных связей. В качестве внешних связей следует понимать каналы поступления ресурсов от поставщиков и каналов сбыта продукции клиентам. Существуют связи со смежными предприятиями, конкурентами, союзами, органами государственного управления.
Следует иметь в виду, что ресурсы внешней среды небезграничны. Кроме того, на них претендуют другие предприятия, находящиеся в этой же среде. Поэтому существует потенциальная опасность, что предприятие не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Задача стратегического планирования — обеспечить такое взаимодействие с внешней средой, которое позволяло бы поддерживать его потенциал на уровне, необходимом для нормального функционирования и развития. При этом внешняя среда исследуется, в первую очередь, для того, чтобы выявить возможности и угрозы, которые необходимо учитывать при постановке своих целей и их достижении.
Оценка внешней среды осуществляется для того, чтобы:
- — выявить изменения, которые воздействуют на разные аспекты стратегии. Например, повышение цен на нефть и нефтепродукты может создать проблемы для предприятий, производящих автомобили.
- — определить, какие факторы внешней среды могут представлять угрозу для фирмы. Например, контроль деятельности конкурентов позволяет руководству фирмы постоянно быть готовым к любым действиям конкурентов, их потенциальным угрозам;
- — оценить, какие факторы внешней среды можно использовать для достижения стратегической цели. Это позволяет направить усилия фирмы в наиболее благоприятном для развития бизнеса направлении.
Анализ внешней среды помогает получить важные результаты:
- 1. прогнозировать непредвиденные обстоятельства;
- 2. разработать меры предупреждения неблагоприятных непредвиденных обстоятельств и угроз;
- 3. помогает превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Роль анализа внешней среды заключается в получении ответа на вопросы:
- — где находится организация по отношению к другим участникам бизнеса;
- — где, по мнению высшего руководства, должна находиться предприятие в будущем;
- — что необходимо сделать, чтобы предприятие переместилась из положения, в котором находится, в то положение, где его хочет видеть руководство.
Чтобы фирма могла результативно изучать состояние внешней среды, должна быть создана специальная система ее наблюдения и изучения.
Наиболее распространенными способами наблюдения являются:
- — анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;
- — участие в конференциях;
- — анализ опыта работы предприятия;
- — изучение мнения сотрудников предприятия;
- — проведение собраний, совещаний, «мозговых штурмов», различных конкурсов и т. д.
В процессе изучения важно вскрыть тенденции, характерные для изменения состояния отдельных параметров и попытаться предсказать направления их развития с тем, чтобы предвидеть ожидающие предприятия угрозы и преимущества в будущем.