Развитие других психических функций
Действия с предметами в младенчестве — особая активность, это еще не предметная деятельность, предполагающая действия в соответствии с назначением предметов. Этим действиям ребенку еще предстоит научиться, осваивая постепенно сложные манипуляции, которые доступны взрослому и так привлекательны для малыша. Но освоение предметной деятельности доступно в общении и взаимодействии со взрослым, когда… Читать ещё >
Развитие других психических функций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие мышления.
Младенческий возраст важен тем, что в это время формируются не только сенсорно-перцептивные формы психики и психомоторика, но и более сложная мыслительная функция, которая проявляется в преднамеренном достижении ребенком намеченной цели (Е. Ф. Рыбалко). В конце младенческого периода, после восьми—десяти месяцев, ребенок оказывается способным решать пространственные задачи, используя для этого различные средства. Типичная проблемная ситуация для ребенка состоит в том, что привлекательный объект (игрушка, лакомство), расположенный в поле зрения, но вне пределов досягаемости, он должен либо подтянуть к себе, используя определенные средства, либо устранить препятствие. Уже начиная с 11 месяцев жизни ребенок способен использовать один объект для того, чтобы достать другой, т. е. в качестве средства для достижения цели. В исследованиях Ж. Пиаже намечаются фазы становления первоначальных форм мыслительной функции.
Согласно Ж. Пиаже, ребенок до года находится в первом периоде умственного развития — сенсомоторном. Знания о людях и окружающих предметах складываются у ребенка на основе его собственных впечатлений, информации, полученной непосредственно от органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период включает шесть стадий, четыре из которых приходятся на период младенчества.
Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через шесть стадий, из которых четыре — до года.
- 1. Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого, новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
- 2. Первичные круговые реакции (1, 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
- 3. Вторичные круговые реакции (четыре—восемь месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в семь—восемь месяцев первых страхов (страх «чужого»), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
- 4. Координация вторичных схем (8—12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Дети в состоянии предвосхищать события.
Первые успехи в формировании преднамеренного действия выражены в четыре—восемь месяцев в координации зрения и хватания. В 8—12 месяцев ребенок осуществляет координацию цели и средства, решая задачи пространственного типа и активно манипулируя для этого определенными приемами (схватывание, отталкивание, отодвигание и т. п.).
Действия с окружающими малыша предметами, становятся доступны по мере того, как ребенок осваивает все новые возможности перемещения в пространстве. Сначала он учится переворачиваться, и это расширяет степени свободы восприятия им окружающего мира, поднимает головку и удерживает ее все более длительное время, координируя мышечные усилия, фокусируя взгляд на предметах, привлекающих его внимание, осматривает пространство вокруг себя. Возможность созерцать мир вокруг себя в позе сидя еще более расширяет перспективы восприятия. Ребенок с удовольствием рассматривает окружающую его действительность и пытается дотянуться до различных объектов, не всегда удачно, сначала захватывает то, что находится прямо под рукой и тянет в рот, то, что удалось уцепить, затем тянет ручки к удаленным предметам и удивительно быстро приучает внимательных взрослых воспринимать этот жест как указание на желанный предмет. Ползание — это еще одна возможность добраться до желаемых целей. Каждый ползающий ребенок ползает по-своему, но некоторые дети пропускают эту стадию и это лишь ускоряет освоение прямохождения. Первые шаги ребенка — это особая радость для взрослых, которые воспринимают это приобретение как переход к новому этапу в развитии и поведении малыша. А для самого младенца это важная обретенная возможность передвигаться в пространстве — путь к новым, до этого мало доступным, а потому более желанным предметам. Встав на ножки, ребенок стремится двигаться к намеченным целям, используя индивидуальные стратегии. Одни передвигаются, удерживаясь за стены, диваны, стулья, другие стараются ухватить руку взрослого, третьи, наметив цель, быстрыми перебежками, падая и поднимаясь, снова падая и ползком, устремляются к желанному рубежу. Овладение каждым новым способом освоения пространства открывают ребенку новые возможности знакомства с предметами и новые перспективы развития. Сроки освоения пространственных перемещений определяются возрастными закономерностями развития, с одной стороны, но во многом зависят от воспитательных стратегий и тактик родителей, с другой.
Действия с предметами в младенчестве — особая активность, это еще не предметная деятельность, предполагающая действия в соответствии с назначением предметов. Этим действиям ребенку еще предстоит научиться, осваивая постепенно сложные манипуляции, которые доступны взрослому и так привлекательны для малыша. Но освоение предметной деятельности доступно в общении и взаимодействии со взрослым, когда взрослый демонстрирует малышу образец обращения с тем или предметом, раз за разом поправляет ошибочные действия ребенка. Чем внимательнее взрослый относится к потребностям младенца, чем терпеливее и доброжелательнее к его ошибкам, тем активнее и с большим желанием ребенок будет знакомиться с предметами, осваивая их назначение, способы действия с ним и, позже, технику выполнения предметных действий. На протяжении первой половины младенчества ребенок использует предметы не по их назначению, с точки зрения взрослых, он пробует их на вкус, на прочность, поскольку каждый предмет, оказавшийся в руке, тут же попадает в рот, затем ребенок в аффекте стучит им по поверхности стола, по стене и т. п. На самом деле ребенка просто интересуют и развлекают новые возможности, звуки, захватывает движение предмета, собственные тактильные и моторные ощущения — все это новый опыт, который все более раздвигает границы пространства. Ребенок движется в этом освоении от ощущений своих внутренних состояний к объектам внешнего мира, расширяя тем самым доступный ему мир. Во второй половине младенчества постепенно появляется произвольность движений и жестов, ребенок может управлять и координировать свои движения. Это является основой для формирования предметной деятельности.