В данной курсовой работе был рассмотрен актуальный вопрос: «Как социальная среда влияет на воспитание школьника?» Этот вопрос является главным и не решенным на сегодняшний день, так как среди ученых нет единой точки зрения о влиянии среды на развитие человека. Социальная среда оказывает большое влияние на становление личности. Под ее воздействием у ребенка формируются свои представления, идеи, ценности. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на каждого человека среда оказывает разное влияние. Благоприятными условиями становятся те, в которых человек чувствует своё дальнейшее развитие, находит свой смысл жизни и двигается в данном направлении. Главное чтобы отношения человека и социальных условий, которые его окружают, носили характер взаимодействия. Именно эта проблема и является главной темой нашей курсовой работы.
В ходе нашей работы была выявлена характеристика понятия воспитание. Рассмотрены основные классификации средств и методов воспитания. После рассмотрения различных точек зрения, нами было решено придерживаться определения понятия воспитание, которое дает Б. Т. Лихачев: «Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально — исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений».
Следующим нашим шагом было изучение основных компонентов, влияющих на воспитание школьников. Главная задача заключается в том, чтобы выявить какой из компонентов оказывает наибольшее воздействие на формирование личности школьника. На основании изученной литературы было выделено образовательное учреждение как основной компонент, влияющий на развитие личности. Также по данным проведенного исследования среди учащихся БОУ «Гимназии № 140» г. Омска, было выявлено, что на развитие и формирование личности школьников наибольшее влияние оказывает образовательное учреждение. Большую часть своего времени дети находятся в школе, они взаимодействуют с учителями, приобретают опыт. Поэтому образовательное учреждение является главным компонентом, который оказывает им поддержку и влияет на их нравственное, социальное и интеллектуальное развитие.
Для того чтобы образовательное учреждение так и оставалось главным в формировании личности школьника, необходимо учителям научиться находить подход к каждому ребенку. Нужно как можно больше внимания уделять развитию творческой деятельности у учащихся и, развитию их интеллектуальных способностей. А также, стараться понять каждого ребенка как отдельную личность, направлять его, и помогать ему в определении своего места в жизни.
Таким образом, нужно сказать, что процесс воспитания — это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Поэтому необходимо как можно больше внимания уделять воспитанию наших детей.