Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями. а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы. Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно… Читать ещё >

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Таблица 2.1 Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе.

Гигиенические факторы.

Мотиваторы.

Политика фирмы и администрация.

Успех.

Условия работы.

Продвижение по службе.

Заработок.

Признание и одобрение результата.

Межличностные отношения.

Высокая степень ответственности.

Степень непосредственного контроля за работой.

Возможность творческого и делового роста.

Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.

Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями. а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы. Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем. Существует заметное сходство теорий Маслоу и Герцберга. Оба располагали потребности в виде иерархии и оба обозначали такие потребности, как физиологические, потребности в безопасности, социальные, потребности в уважении и самовыражении (хотя Герцберг употреблял другую терминологию). Но, с точки зрения менеджера, существуют также и заметные различия между этими двумя теориями. Работы Маслоу базировались на предположении, что перечисленные им факторы при их наличии ведут к удовлетворению (и поэтому могут служить мотиваторами), а при их отсутствии ведут к неудовлетворению. В работах Герцберга приводятся доказательства того, что существует два совершенно различных типа факторов, которые могут вызывать желаемое целенаправленное поведение.

Гигиенические факторы, в лучшем случае, могут вызвать всего лишь удовлетворительный уровень мотивации. Мотиваторы же могут быть использованы для стимулирования более высокого уровня мотивации.

Основное значение двухфакторной теории заключается в том, что менеджеры должны быть очень осторожны и не делать ударения на гигиенические факторы, как основные, при удовлетворении потребностей, когда потребности низшего уровня уже достаточно удовлетворены.

Менеджеры не должны тратить время и средства, предлагая своим служащим разнообразные мотиваторы до того, как будут удовлетворены гигиенические потребности. Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна.

Однако стоит отметить недостатки теории Герцберга:

  • 1) не учитывается индивидуальные различия людей (то, что для одного является гигиеническим фактором, другого может мотивировать);
  • 2) предполагается наличие сильной корреляции между удовлетворённостью трудом и его эффективностью, что не всегда верно.

Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

Таблица 2.2 Оценка потенциалов мотиваторов и гигиенических факторов.

Мотиваторы заставляют лучше работать, %.

Гигиенические факторы.

делают работу более приятной, %.

и то и другое, %.

Факторы, повышающие производительность.

Хорошие шансы продвижения по службе.

Хороший заработок.

Оплата, связанная с результатами труда.

Признание и одобрение хорошо выполненной работы.

Работа, которая заставляет развивать свои способности.

Сложная и трудная работа.

Высокая степень ответственности.

Работа, требующая творческого подхода.

Интересная работа.

Факторы, делающие работу более приятной.

Работа без больших напряжений и стрессов.

Удобное расположение.

На рабочем месте нет шума и каких-либо загрязнений среды.

Работа с людьми, которые нравятся.

Хорошие отношения с непосредственным начальником.

Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме.

Гибкий темп работы.

Значительные доп.льготы.

Наверное, наиболее удивительным и неожиданным открытием стал тот факт, что деньги однозначно были отнесены к разряду гигиенических факторов. Но следует помнить, что в процессе проведения исследования деньги рассматривались как фиксирования заработная плата, а не как переменная, зависящая от качества работы и дневной выработки. Поэтому маловероятно, что «белые воротнички», среди которых проводился опрос, воспринимают деньги, как источник немедленного удовлетворения. Это, скорее, мнение «синих воротничков». Респонденты Герцберга с меньшими усилиями могут достать «значительную» сумму денег, чем непрофессионалы.

Деньги имеют важное значение для большинства служащих, как из-за их покупательной способности, так и из-за статуса, который имеет их владелец. Однако менеджеры оказывают себе и своим организациям плохую услугу, когда воспринимают деньги как совершенное средство для удовлетворения всех потребностей, которые могут возникнуть у служащих.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой