Развитие современной философии права в англо-американской правовой науке
Главное содержание теории справедливости Дж. Роулза состоит в обосновании того, что люди в ситуации исходной позиции выберут два принципа справедливости. Согласно первому принципу (принцип равных свобод), каждый человек имеет равное право на максимально широкую систему равных основных свобод, согласованную с аналогичной системой свобод для всех. Заслуга возвращения либеральных идей… Читать ещё >
Развитие современной философии права в англо-американской правовой науке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Многие идеи, разработанные современными философами права Европы, получили поддержку и обогатились новыми подходами к праву в англо-американской правовой науке.
В частности, английские философы права большое внимание уделяют проблеме связи человеческой природы и морально-правовых суждений. Одни из них настаивают на том, что попытки выводить смысл моральных и правовых суждений из фактов человеческой природы бесплодны, другие, наоборот, подчеркивают правомерность признания природы человека исходным пунктом выведения моральных и правовых норм[1].
В североамериканской философско-правовой мысли исследования ведутся по более широкому кругу проблем, включающему онтологию, антропологию, социологию, аксиологию права и особенно теорию справедливости.
Так, например, американский философ права Л.-Л. Фуллер, рассматривая мораль права, различные критерии его эффективности, прежде всего связывает действенность права с возможностью реализации справедливости.
Л.-Л. Фуллер выделяет следующие принципы эффективности институтов политико-правовой системы современного общества, обеспечивающих моральность права и требования справедливости:
- • всеобщность правил;
- • открытость (доступность законов для тех, кому они адресуются);
- • предсказуемость юридического действия;
- • ясность (понятность) закона;
- • отсутствие противоречий;
- • отсутствие требований, заранее невыполнимых;
- • постоянство во времени (отсутствие постоянных изменений);
- • соответствие официальных действий провозглашенному правилу, декларируемой цели[2].
Заслуга возвращения либеральных идей в философско-правовой дискурс принадлежит американскому ученому Д. Роулзу. В его труде «Теория справедливости» либерализм Дж. Роулза обрел форму концепции справедливости[3].
В основе его учения заложена идея, сводимая к тому, что индивидуальные права и свободы образуют неотъемлемую часть справедливой структуры общества, сама же справедливость, в свою очередь, невозможна без признания автономной человеческой личности и предоставления каждому человеку права реализовать свою работу в условиях признания прав и свобод других людей.
Главное содержание теории справедливости Дж. Роулза состоит в обосновании того, что люди в ситуации исходной позиции выберут два принципа справедливости. Согласно первому принципу (принцип равных свобод), каждый человек имеет равное право на максимально широкую систему равных основных свобод, согласованную с аналогичной системой свобод для всех.
Второй принцип справедливости формулируется таким образом:
- • социальные и экономические неравенства должны быть урегулированы так, чтобы обеспечить наибольшую выгоду для тех, у кого меньше успехов (принцип дифференциации);
- • чтобы имеющиеся должности в обществе были открытыми для всех в условиях честного обеспечения равных возможностей (принцип равных возможностей).