Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Гражданско-правовой режим имущественных комплексов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» введен новый термин — «объекты транспортной инфраструктуры», иод которыми понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены… Читать ещё >

Гражданско-правовой режим имущественных комплексов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин «имущественный комплекс» существовал в законодательстве еще до появления в ГК РФ понятия предприятия как объекта прав. Так, в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. имущественные комплексы указывались в качестве недвижимого имущества. Согласно п. 2 ст. 4 Основ к недвижимому имуществу были отнесены земельные участки и все, что прочно с ними связано, как-то: здания, сооружения, предприятия, иные имущественные комплексы, многолетние насаждения.

Гражданский кодекс РФ под имущественным комплексом понимает, прежде всего, предприятие, хотя и упоминает потенциальное существование «других имущественных комплексов» (ст. 132, 340, 607, 1013). Анализ иных федеральных законов позволяет выявить десятки упоминаний об имущественных комплексах, включая «имущество железнодорожного транспорта»; «систему газоснабжения»; «розничный рынок»; «объект спорта» и т. д. В свете рекомендаций, высказанных в Концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе 2003 г., в ряде законов последних лет стали встречаться наименования «технологический комплекс» или «производственно-технологический комплекс», понимаемые в том же самом смысле, что и «классический» имущественный комплекс — т. е. как объект гражданских прав.

Так, Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» введен новый термин — «объекты транспортной инфраструктуры», иод которыми понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, порты, аэродромы и т. д. (ст. 1). Позже были приняты еще два Федеральных закона: от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В данных законах соответствующие объекты хотя и не названы прямо имущественными комплексами — самостоятельными объектами гражданских прав, однако определен их внутренний состав, позволяющий говорить о существовании инфраструктурных имущественных комплексов (не являющихся предприятиями в смысле ГК РФ), включающих земельные участки, обладающие в их составе особым правовым режимом.

Таким образом, под имущественными комплексами следует понимать объекты недвижимого и (или) движимого имущества, объединенные единым технологическим процессом их использования и выступающие в гражданском обороте как единый объект права. К числу признаков имущественного комплекса как объекта гражданских прав в современных научных исследованиях относят их состав, включающий комплекс разнородных (реже однородных) вещей (включая земельные участки), находящихся в едином технологическом процессе их использования, а также наличие публично-правовых и частноправовых целей и задач, направленных на решение соответствующих вопросов жизнеобеспечения населения. В свете вышеназванных законов совершенно логично выделять производственные, транспортные, инфраструктурные имущественные комплексы, имущественный комплекс многоквартирного дома и ряд иных[1].

Развитие категории «имущественный комплекс» воплощено в ст. 133.1 ГК РФ, внедрившей в правовое поле новый объект — единый недвижимый комплекс, представляющий собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. Единый недвижимый комплекс определяется в гражданском обороте как единый объект гражданских прав, и поэтому к данному объекту применяются правила о неделимых вещах.

  • [1] Нарушкевич С. В. Имущественный комплекс в гражданском праве России: автореф. дис… канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 8—9.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой