Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное влечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения» .
Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.
При проведении педагогических советов используется один из методов активной деятельности педагогов — деловые игры. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры .
Игра — неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый ученый Йохан Хейзинг написал книгу «Человек играющий», в которой он размышляет о роли игры в жизни отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации .
Разработкой и применением деловых игр занимались Лихачев Б. Т., Выготский Л. С., Селевко Г. К., Эльконин Д. Б. Они утверждали, что деловая игра выступает как педагогическое средство и является активной формой обучения, которая отрабатывает профессиональные умения и навыки .
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, во-первых, деловые игры выступают как форма, в которой наиболее успешно происходит осваивание содержания новой деятельности, во-вторых, деловые игры являются эмоциональной опорой личности, в-третьих, являются инструментом самовыражения, проявления самостоятельности и активности педагогов. Все это в совокупности дает толчок к повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации образования, деловая игра позволяет создать условия, при которых «обучение в течение всей жизни» становится личной установкой педагогов. Такую установку можно сформировать только на базе личного интереса. И этот интерес должен вписываться в профессиональный контекст, опираясь на уже полученные профессиональные знания.
На сегодняшний день накоплен достаточно обширный опыт использования деловых игр в самых различных сферах (управление, принятие решений, образование и т. д.) .