Функционирование рынка.
Спрос и предложение.
Равновесная цена
Спросом в экономике называют платежеспособную потребность, т. е. количество экономических благ, которое потребители хотят и могут приобрести в данный момент, но разным ценам. Различают спрос индивидуальный, т. е. спрос отдельного потребителя на рынке, и рыночный — спрос всех потребителей данного товара. Кривая предложения — это кривая, которая показывает, какое количество экономических благ… Читать ещё >
Функционирование рынка. Спрос и предложение. Равновесная цена (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях рынка происходит постоянное взаимодействие спроса и предложения.
Спросом в экономике называют платежеспособную потребность, т. е. количество экономических благ, которое потребители хотят и могут приобрести в данный момент, но разным ценам. Различают спрос индивидуальный, т. е. спрос отдельного потребителя на рынке, и рыночный — спрос всех потребителей данного товара.
На величину спроса оказывает влияние цена. Связь между ценой экономического блага и величиной спроса можно выразить следующим образом: при прочих равных условиях чем ниже цена на товар, тем выше величина спроса на него.
Обратную зависимость между ценой и величиной спроса называют законом спроса. Эту зависимость отображает кривая спроса (рис. 1).
Рис. 1. Зависимость величины спроса от цены.
Кривая имеет отрицательный наклон, что говорит о желании потребителей купить большее количество благ по меньшей цене. В экономической теории на графиках принято откладывать независимую переменную (в данном случае — цену) по вертикальной оси, а зависимую — по горизонтальной.
Кривая спроса — это кривая, показывающая, какое количество продукции готовы приобрести покупатели по той или иной цене в данный момент времени. В общем виде: Qd = f (P), где Qd — количество продукции, на которое предъявляется спрос; Р — цена.
Однако не только цена воздействует на желание и возможность потребителя приобрести экономическое благо. Па изменение спроса влияют различные причины, которые называют неценовыми факторами спроса. К их числу относятся:
- • доходы потребителей и их изменение;
- • потребительские вкусы и предпочтения, мода, реклама;
- • количество покупателей на рынке, изменения в структуре населения;
- • изменение цен на другие товары, в частности на товары-заменители (например, желтые и красные тюльпаны) или на взаимодополняющие товары (например, принтер и картридж для него);
- • ожидания потребителей (например, ожидание снижения или повышения цен).
Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, которое выражается в смещении кривой спроса влево (при сокращении спроса) или вправо (при увеличении спроса) (рис.2).
Рис. 2. Изменение спроса.
Экономические блага создаются производителями, которые хотят продать их по той или иной цене. Совокупность товаров и услуг, предлагаемых ими на рынке, образует предложение.
Предложение — это количество товаров, предлагаемых производителями для продажи на рынке. Величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен. Другими словами, при прочих равных условиях объем предложения растет, если растет цена, и уменьшается, если цена падает.
Прямая связь между ценой и величиной предложения называется законом предложения; в общем виде она может быть выражена следующим образом: Qs = f (P), где Qs — количество продукции, предлагаемое на рынке; Р — цена.
Кривая предложения — это кривая, которая показывает, какое количество экономических благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продавать большее количество благ, но более высокой цене (рис.З).
Рис. 3. Зависимость величины предложения от цены.
Неценовыми факторами предложения являются:
- • цены на используемые ресурсы;
- • технология производства;
- • налоги, субсидии и дотации;
- • количество товаропроизводителей;
- • цены на другие товары (фирма может сократить производство данного продукта, если производство другого продукта становится более выгодным);
- • ожидания производителей (например, ожидание существенного повышения цен на продукцию в ближайшем будущем может сократить текущее предложение). Как правило, негативное воздействие на предложение оказывают природные катастрофы, военные действия и т. п.
Влияние неценовых факторов приводит к сдвигу кривой предложения вправо (при росте предложения) или влево (при сокращении предложения) (рис.4).
Рис. 4. Изменение предложения.
Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению рыночного равновесия, г. е. ситуации, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают: по данной цепе производители хотят и готовы продать, а потребители желают и могут купить одинаковое количество продукции. Точкой рыночного равновесия является точка пересечения кривых спроса и предложения. Она определяет равновесную цену и равновесный объем продукции, т. е. какое количество продукции и, но какой цене будет продано на рынке (рис. 5).
Рис. 5. Рыночное равновесие.
В точке равновесия устанавливаются равновесная цена (Ре = Ps = Pd) и равновесный объем (Qe = Qs= Qd, т.с. объем предложения равен объему спроса). Точка равновесия обозначается буквой Е (equilibrium).
Равновесная цена выполняет уравновешивающую функцию в результате действия конкурентных сил.