Конституционно-правовая ответственность.
Конституционное право россии
Это признание обусловлено, прежде всего, созданием и деятельностью Конституционного Суда РФ. Так, в своих решениях Конституционный Суд РФ: признает правовой акт или его отдельные статьи неконституционными; может признать неконституционными положения не вступившего в силу международного договора РФ; признать издание правового акта не входящим в компетенцию государственного органа. Так, согласно… Читать ещё >
Конституционно-правовая ответственность. Конституционное право россии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как уже отмечалось выше действие всех правовых норм, в том числе и конституционно-правовых, обеспечивается государством с помощью мер принуждения, которые выражаются в установлении для правонарушителей определенных отрицательных последствий.
Конституционно-правовая ответственность как разновидность юридической ответственности, в отличие от уголовно-правовой, гражданско-правовой, административной и дисциплинарной, признана юридической наукой и практикой правоприменительных органов только в последние годы.
Это признание обусловлено, прежде всего, созданием и деятельностью Конституционного Суда РФ. Так, в своих решениях Конституционный Суд РФ: признает правовой акт или его отдельные статьи неконституционными; может признать неконституционными положения не вступившего в силу международного договора РФ; признать издание правового акта не входящим в компетенцию государственного органа. Так, согласно ст. 80 Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон „О Конституционном Суде Российской Федерации“», если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не будут приняты предусмотренные меры, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством.
Основными мерами конституционно-правовой ответственности, закрепленными непосредственно в Конституции, являются:
— роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (п. «б» ст. 84);
приостановление Президентом РФ действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85);
- — отмена Президентом РФ постановлений, распоряжений Правительства РФ (ч. 3 ст. 115);
- — отставка Правительства РФ (ч. 2 ст. 117);
- — отрешение от должности Президента РФ (ч. 1 ст. 93);
- — освобождение от должности Генерального прокурора РФ (ч. 2 ст. 129);
- — лишение неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (ст. 98);
- — освобождение от должности Председателей Центрального банка РФ, Счетной Палаты и Уполномоченного по правам человека (п. «в», «г», «д» ст. 103);
- — недоверие Правительству РФ, выраженное Государственной Думой (ч. Зет. 117).
Кроме Конституции положения о конституционно-правовой ответственности содержатся в других законодательных актах: прекращение полномочий судей; отставка должностных лиц; роспуск представительных органов; аннулирование результатов выборов; временные ограничения прав и свобод граждан; вынесение предупреждения общественному объединению, а также его ликвидация или запрет его деятельности вследствие неправомерного поведения; отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов) и т. д.
Из перечня мер конституционно-правовой ответственности следует, что ее субъектами являются граждане, депутаты представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Субъектами этой ответственности являются также органы государственной власти; органы местного самоуправления; общественные объединения и партии; избирательные комиссии; судьи, прокуроры и другие должностные лица (Президент РФ, руководители субъектов РФ и др.).
В юридической науке высказывается также позиция, согласно которой самостоятельным субъектом конституционно-правовой ответственности является Российская Федерация. Данная позиция обосновывается ст. 53 Конституции, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.