Аудио-и видеозаписи как средства доказывания
Сегодня аудиои видеозаписям придан официальный статус доказательств, что делает возможности суда по установлению фактического состава дела более полными. К сожалению, законодатель не дает понятия данных средств доказывания, но специально подчеркивает: лицо, представляющее аудиои (или) видеозаписи на электронном носителе либо ходатайствующее об их истребовании, обязано указать, когда, кем… Читать ещё >
Аудио-и видеозаписи как средства доказывания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ранее гражданское процессуальное законодательство не предусматривало в качестве средств доказывания аудиои видеозаписи, а ст. 49 ГПК РСФСР 1964 г. называла исчерпывающий перечень средств доказывания, среди которых подобные записи не значились. Вместе с тем еще в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 01.12.1983 № 10 «О применении процессуального законодательства при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции» (ныне утратило силу) указывалось, что судом могут быть приняты в виде письменных доказательств документы, полученные с помощью электронно-вычислительной техники, а с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд вправе также исследовать представленные звуко-, видеозаписи. Однако это постановление кардинально не разрешило проблему использования аудиои видеозаписей, поскольку оно шло вразрез с процессуальным законом, хотя соответствующая потребность с точки зрения практики существовала.
Сегодня аудиои видеозаписям придан официальный статус доказательств, что делает возможности суда по установлению фактического состава дела более полными. К сожалению, законодатель не дает понятия данных средств доказывания, но специально подчеркивает: лицо, представляющее аудиои (или) видеозаписи на электронном носителе либо ходатайствующее об их истребовании, обязано указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи. Это означает, что таковые должны быть получены законным способом, что соответствует ч. 2 ст. 50 Конституции, хотя гражданский процессуальный закон не знает четкого определения понятия «законных» и «незаконных» способов получения доказательственного материала. Ближайшую аналогию, если это вообще уместно, можно обнаружить в области уголовного процессуального законодательства, содержащего тезис о том, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видеои аудиозапись, кинои фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. Тем не менее многие из оперативно-розыскных мероприятий нуждаются в дополнительной санкции со стороны суда, например аудиозапись телефонных переговоров допускается на основании судебного решения. Совершенно очевидно, что в сфере частного гражданского судопроизводства такая ситуация немыслима. Суд, отправляющий правосудие по конкретному гражданско-правовому спору, не вправе давать санкцию лицам, участвующим в деле, на осуществление аудиои видеозаписи, поэтому вопрос о способе получения этих средств доказывания остается открытым. В то же время происхождение аудиои видеозаписи будет являться законным, если участник судебного разбирательства, представляющий аудиои (или) видеозапись на электронном или ином носителе либо ходатайствующий о ее истребовании, может указать когда, кем и в каких условиях осуществлялась запись (ст. 77 ГПК), а также в случае фиксации хода судебного заседания посредством электронных устройств (ч. 7 ст. 10 ГПК). Во всех прочих случаях незаконность происхождения аудиои (или) видеозаписи должно доказать то лицо, участвующее в деле, которое оспаривает факт легитимности такой записи (см. определение СанктПетербургского городского суда от 29.01.2013 № 964).
Порядок исследования судом аудиои видеозаписей определяется как непосредственный при помощи специального оборудования с указанием в протоколе признаков воспроизводящих источников и времени воспроизведения. Но ввиду охраны прав и интересов граждан в открытом судебном заседании изучение этих доказательственных материалов в случае наличия в них сведений личного характера разрешается только с согласия заинтересованных лиц. Иначе судебный орган выносит определение о назначении закрытого заседания. В целях выяснения содержащейся в аудиоили видеозаписи информации судом может быть привлечен специалист, при необходимости назначается экспертиза.
Носители аудиои видеозаписей хранятся в суде, который принимает меры для сохранения их в неизменном состоянии. В исключительных случаях и только после вступления решения суда в законную силу носители аудиои видеозаписей могут быть возвращены лицу или организации, от которых они получены. По просьбе лица, участвующего в деле, ему выдаются изготовленные за его счет копии записей (ст. 78 ГПК).