Следы жидкости и горюче-смазочных материалов
Во многих случаях для экспертного исследования жидкостей и ГСМ необходимо направлять контрольные образцы, которые представляют собой вещества и материалы, не связанные с обстоятельствами расследуемого события. С помощью контрольных образцов эксперты определяют источники примесей, загрязнений и учитывают их в ходе сравнительных исследований. Так, при изъятии образцов на ватные или марлевые тампоны… Читать ещё >
Следы жидкости и горюче-смазочных материалов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Это достаточно распространенный вид следов на месте ДТП, исследование которых позволяет получить информацию о конкретном ТС, совершившем ДТП, а также фактические данные о механизме рассматриваемого происшествия.
Необходимо отметить, что при осмотре места ДТП в основном уделяется внимание обнаружению следов ГСМ, которые, являясь вязкими образованиями (автомобильные масла, пластичные смазки), способны переходить с одного предмета-носителя на другой при их контакте. Однако следует учитывать, что на объектах ДТП могут остаться и другие следы жидкостей и ГСМ: бензина, дизельного топлива, охлаждающих и тормозных жидкостей, асфальта и др., обнаружение и изъятие которых играет не менее важную роль в расследовании.
При наезде на пешехода наслоения (следы) жидкостей и ГСМ в большинстве случаев находятся на предметах одежды пострадавшего (в основном — на верхней одежде). В результате столкновения ТС с каким-либо препятствием либо другим ТС смазочные материалы могут находиться на поверхности объекта, с которым столкнулось ТС, а также на дороге. При значительных повреждениях ТС наслоения асфальта могут находиться на деталях ТС.
В зависимости от обстоятельств дорожно-транспортного происшествия жидкости и ГСМ в качестве вещественных доказательств выступают в виде:
- — наслоений (следов) на различных объектах-носителях, а также в смеси как с другими нефтепродуктами, так и с веществами иной природы (частицами почвы, стекла, растений, ЛКМ и Л КП и др.);
- — конкретных объемов, находящихся в определенных емкостях (например, сравнительных образцов, изъятых в гараже).
Основными объектами-носителями жидкостей и ГСМ по делам о ДТП являются: одежда пострадавших, дорожное покрытие (асфальтобетонное, грунтовое и др.), а также различные совместные комбинации (например, наслоения промасленной почвы на одежде пострадавшего) и др.
Присутствие достаточного количества жидкостей и ГСМ на объекте-носителе устанавливается при осмотре места ДТП. Выявление микроследов (например, на одежде) входит в сферу экспертного исследования. Таким образом, при изъятии вещественных доказательств с места ДТП особую важность приобретает соблюдение общих правил изъятия и упаковки объектов жидкостей и ГСМ.
При обнаружении, изъятии и отправке вещественных доказательств в судебно-экспертное учреждение необходимо учитывать специфические особенности жидкостей и ГСМ (в частности, их нестабильность).
В первую очередь это относится к автомобильным топливам, которые, не имея устойчивой формы, при длительном хранении в негерметичной емкости либо на поверхности предмета-носителя видоизменяются, что делает их непригодными для решения экспертных задач (в особенности идентификационных). В связи с этим особое значение должно уделяться обеспечению сохранности первоначального состава объектов нефтехимической природы, начиная с момента их обнаружения и до момента исследования.
Для исследования наслоений жидкостей и ГСМ, находящихся на объектах-носителях, нужно по возможности направлять на экспертизу сами объекты (например, одежду пострадавшего), обеспечивая сохранность наслоений и их локализацию. Зону следов и микрочастиц жидкостей и ГСМ на объекте-носителе лучше всего локализовать, т. е. покрыть целлофановой аппликацией, закрепляемой липкой лентой. Предметы одежды необходимо тщательно просушить и упаковать по отдельности.
При изъятии наслоений жидкостей и ГСМ с твердых поверхностей (например, с дорожного покрытия) используются ватные или марлевые тампоны, которые затем необходимо упаковывать в полиэтилен.
Свойства жидкостей и ГСМ предъявляют определенные требования к упаковочному материалу. Жидкие и вязкие вещества обладают способностью проникать в массу материала (бумаги, картона, текстильных материалов и т. д.) и распределяться в ней. Бензины могут экстрагировать многие органические вещества и растворять их (например, резину). По этой причине упаковочный материал из картона и древесины, бумажные пакеты, конверты, спичечные коробки, резиновые пробки нельзя использовать для упаковки жидких и вязких образцов.
Во многих случаях для экспертного исследования жидкостей и ГСМ необходимо направлять контрольные образцы, которые представляют собой вещества и материалы, не связанные с обстоятельствами расследуемого события. С помощью контрольных образцов эксперты определяют источники примесей, загрязнений и учитывают их в ходе сравнительных исследований. Так, при изъятии образцов на ватные или марлевые тампоны на экспертизу необходимо направлять также чистые образцы таких же тампонов. В качестве контрольных образцов на экспертизу направляют образцы с поверхности предмета-носителя вне зоны обнаруженных следов, части предметов-носителей и др.
Таким образом, основные требования, предъявляемые при упаковке объектов экспертизы жидкостей и ГСМ, изымаемых на месте ДТП, — это в первую очередь использование подходящего упаковочного материала, наличие контрольных образцов вспомогательных материалов, а также обеспечение герметичности упаковки вещественных доказательств с целью сохранения их первоначальных свойств (особенно при изъятии топлив).