Правом удержания в собственном (так называемом дефензивном) смысле называется право кредитора, законно владеющего вещью, подлежащей передаче должнику или указанному им лицу, в случае неисполнения должником в срок определенного обязательства удерживать эту вещь у себя до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено должником (п. 1 ст. 359 ГК). Субъект (обладатель) права удержания называется ретентором; объектом такого права является вещь, чужая для ретентора как в том смысле, что она находится в собственности должника (не принадлежит ретентору), так и в том смысле, что она обременена обязанностью ретентора-собственника передать ее должнику. Следовательно, право удержания не всегда можно считать ограниченным вещным правом в смысле права на чужую вещь, т. е. на вещь, собственником которой является должник. Так, право удержания кредитором вещи должника, находящейся у него на храпении, будет ограниченным вещным правом. Но право кредитора удерживать вещь, которую он обязан передать должнику как продавец по договору купли-продажи, не будет собственно правом удержания, поскольку до такой передачи кредитор остается собственником вещи. Впрочем, последнюю возможность можно было бы выделить в особый институт с наименованием, например, права задержать исполнение обязательства; в дальнейшем мы будем говорить о праве удержания вещи чужой в том только смысле, что она не принадлежит ретентору.
Право удержания возникает у кредитора, владеющего вещыо должника, в силу самого факта нарушения им какого-либо обязательства. Как правило, удержанием вещи обеспечивается исполнение обязательств по оплате этой вещи или возмещению связанных с нею издержек и других убытков, а также требования, возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели.
Для того чтобы у кредитора возникла способность удерживать вещь, не нужно специального договора с должником. Но законодательство предоставляет сторонам возможность отменить применение данного способа обеспечения исполнения обязательства в договорном порядке (п. 3 ст. 359 ГК). Способность к приобретению права удержания не может быть создана договором, но может быть уничтожена им.
Наряду с правом удержания вещи, которое, несомненно, имеет вещный характер, кредитору предоставляется право экзекуции предмета удержания, т. е. право удовлетворить свои требования из стоимости вещи, полученной в ходе обращения взыскания на нее. Порядок удовлетворения требований кредитора, удерживающего вещь, совпадает с залоговым (ст. 360 ГК).