Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли в Древней Греции и Риме. В Древней Греции особенно выделялись две системы воспитания: спартанская и афинская.
В спартанской системе основополагающим фактором были физическое воспитание и воспитание силы духа. Спартанцы воспитывали воинов, которые должны были защищать и охранять свои земли от других народов. Ведь, спартанцы были очень замкнутым и консервативным народом, которые считали свое государственное устройство единственно правильным и возможным. Любой воин Спарты должен был обладать прекрасной физической подготовкой, великолепно владеть оружием и говорить кратко и четко. Даже сейчас мы часто говорим «спартанское воспитание» или «он растет в спартанских условиях», это означает, что ребенок воспитывается в строгости и покорности. Спартанцы не признавали предметы роскоши, потому считали, что все граждане должны жить в одинаковых условиях и ничем никто не мог выделяться из общей массы, даже царь.
Афинская же система не была такой жестокой и беспощадной, но достаточно требовательной. Большую роль афиняне отводили приучению подрастающего поколения к прекрасному, прививанию любви к искусству, музыке, литературе. Каждый гражданин Афин должен был играть на музыкальных инструментах, петь, быть хорошим оратором и уметь поддержать любую беседу. Афиняне так же славились своей боевой подготовкой, тактикой ведения боя, чему они тоже обучались. Любой афинянин стремился жить лучше, окружить себя предметами роскоши, шикарно обустроить свой дом. Рациональность воспитания искусством очевидна. Этот способ воспитания является наиболее действенным, обоснованным и универсальным в плане духовного развития детей и общества в целом.
Таким образом, перед нами две абсолютно противоположные системы образования: одна основана на тирании и строгости, другая — на изучении искусства, наук и музыки.