Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Петровские реформы и культура России XVIII-XIX веко

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Петровские реформы затронули практически все сферы общества, — хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явилась европеизация всех областей жизни. Переход в XVIII в. явился началом нового этапа в истории России. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в культурном процессе, в конечном счете, определяя… Читать ещё >

Петровские реформы и культура России XVIII-XIX веко (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оценка Петровских реформ

Переход в XVIII в. явился началом нового этапа в истории России. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в культурном процессе, в конечном счете, определяя их особенности.

Петровские реформы затронули практически все сферы общества, — хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явилась европеизация всех областей жизни.

Следует отметить, что петровские преобразования, основанные, прежде всего на насилии, способствовали возникновению двух субкультур: «почвеннической» и «западнической».

Восприятие преобразовательской деятельности Петра I

Русское общество раскололось на тех, кто не принял разрушение традиций — это представители народной культуры, т.н. «почвы». Другая часть общества приняла европеизацию, и сама старалась измениться на европейский манер. Носителями другой — европеизированные верхи России. В. О. Ключевский отмечал, что если византийское влияние на Россию было религиозно-культурным, то западное — государственным. Захватывая человека целиком и как личность, и как гражданина, оно не затрагивало всего общества: с такой поглощающей силой оно подействовало лишь на тонкий вечно подвижный слой. Вначале появилось стремление украшать на иностранный манер жизнь, затем появилось желание украшать ум, но оно стало лишь усвоением отвлеченных идей, условий, смысл которых был не понятен русской знати. Она принимала их буквально, и поэтому отвлеченные западноевропейские понятия у русских людей превращались в безусловные догматы, политические, нравственные, которые усваивались без размышления и ещё более отрывали усвоившие умы от окружающей действительности, не имевшей ничего общего с этими идеями.

Народ же в отличие от верхов, быстро переориентировавшихся XVIII в. на новоевропейский тип культуры, долго хранил культурные традиции допетровской старины.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой