Духовность и экономика, их взаимосвязь
Развитие экономики зависит от развития науки, но именно в условиях рыночных отношений наука начинает определять не толь ко уровень экономики, но и развитие всех остальных сфер общественной жизни. Как считает Ф. Фукуяма, «…владение наукой, — вот причина, по которой европейцы в восемнадцатом-девятнадцатом веках покорили почти все страны, принадлежащие ныне к третьему миру, а диффузия этой науки… Читать ещё >
Духовность и экономика, их взаимосвязь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как было сказано выше, в основе экономики лежат отношения собственности. Основными формами собственности являются общинная, частная и государственная. События конца прошлого столетия показывают, что универсальная эволюция движется в сторону развития отношений частной собственности, которые сегодня принято называть рыночными.
Развитие экономики зависит от развития науки, но именно в условиях рыночных отношений наука начинает определять не толь ко уровень экономики, но и развитие всех остальных сфер общественной жизни. Как считает Ф. Фукуяма, «…владение наукой, — вот причина, по которой европейцы в восемнадцатом-девятнадцатом веках покорили почти все страны, принадлежащие ныне к третьему миру, а диффузия этой науки из Европы позволяет третьему миру в двадцатом возвращать себе суверенитет». Ф.Фукуяма.Конец истории и последний человек Пер. с англ. М. Б. Левина. 2004. http: // www. nietzche.ru Наука же является элементом духовной сферы общества. На этом примере видно, что духовные факторы оказывают огромное влияние на экономику.
В Узбекистане с обретением независимости начался процесс построения рыночной экономики, это наиболее эффективный путь с социально-экономическому прогрессу общества. Успех зависит от того на какой духовной основе будут строиться рыночные отношения. «Переход к рынку это своеобразный экзамен на жизненную зрелость и стойкость. Здесь абсолютно недопустимы духовная пустота или культ вседозволенности.
Поэтому мы особое значение придаем проблемам духовно-нравственного возрождения и очищения. Только на высоконравственной основе, с сильными благородными духовными патриотическими началами могут быть созданы действительно цивилизованные рыночные отношения, рыночные механизмы.
В противном случае воцарится, как это, к сожалению, имеет место в ряде регионов бывшего Союза, хаос и беспредел. Образуется псевдорынок, замешанный на преступлениях, коррупции и нравственном разложении людей, их духовной деградации". Каримов И. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. Т.:Узбекистон, 1995, с. 131. Подобное понимание взаимосвязи экономики и духовности имеет глубокое философское обоснование.
Преодоление отрицательных явлений частнособственнических отношений может происходить только посредством духовного развития. Это имел в виду философ И. А. Ильин, когда писал: «Частная собственность есть власть… Нельзя давать власть не воспитывая к ней. Частная собственность есть свобода Нельзя предоставлять свободу, не приучая к ее благоупотреблению. Только сильный и духовно воспитанный дух сумеет верно разрешить проблему частной собственности и создать на основании ее цветущее социальное хозяйство.
И в этом отношении частная собственность подчинена всем основным законам человеческого духа". Ильин И. А. Обоснование частной собственности // Хрестоматия по истории философии в 3-х ч. Ч.3, М., 1997, С. 530.
Замена частной собственности государственной имела место в обществах, значительно отличающихся по культуре, менталитету, обычаям и традициям, но результат везде был одинаков: вместе со стремлением к обогащению исчезала заинтересованность в труде, инициатива, личная независимость человека. Отчуждение человека от собственности — это тупиковый путь.
Духовные ценности «первичнее» рыночных отношений, и последние опирались на них в процессе своего формирования (Ф.Фукуяма, М. Вебер).
Духовность теснейшим образом связана с политикой. Эта связь существует в двух аспектах:
- 1) связь политики с духовной сферой общества;
- 2) значение духовного облика личности для политической деятельности.
Если говорить о первом аспекте, ио из всех элементов духовной сферы общества мораль теснее других связана с политикой. Когда речь идет о связи политики с духовностью, то подразумевается прежде всего связь политики с моралью.
Политика — это сфера деятельности, направленная на регуляцию отношений между классами, нациями, государствами. Ядром политики является проблема власти — ее завоевание, удержание и использование.
Мораль можно определить как совокупность правил и норм поведения по отношению друг к другу, коллективу, обществу в целом.
Таким образом, и мораль и политики являются формами регуляции поведения людей. Но на исторической арене политика и мораль появляются в разное время. Мораль старше политики, она всегда оказывала влияние на политику, отчетливо это влияние заметно в нравственной легитимизации политических целей и средств.
В качестве легитимизирующих средств всегда выступают те или иные идеальные мотивы. Так, Ф. Фукуяма отмечет, что ключевой слабостью, которая в конце концов и обрушила тоталитарные государства «была неспособность к легитимности — т. е. кризис на уровне идей.». См. цит произв.