Постановка руки.
Методика обучения игре на фортепиано
Необходимо помнить, что звук имеет три одинаково важных для слуха стадии: начало, продолжительность и конец. К сожалению, многие ученики приучены слушать только начало возникновения звука, упуская важный момент его протяженности и перехода в следующий звук. Еще больше обостряет слуховое внимание прием игры legato, так как ученик должен согласовать силу второго звука с моментом затухания… Читать ещё >
Постановка руки. Методика обучения игре на фортепиано (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Начальные игровые движения, постановка руки — важнейший этап в развитии юного музыканта. Он во многом обуславливает дальнейшее продвижение ученика в исполнительском отношении. Ребенку со средними данными постановка руки еще более необходима, чем одаренному, которому прирожденная музыкальность во всем помогает.
Постановка руки должна проводиться во взаимосвязи со слуховым контролем. Конечная цель работы по постановке руки — приспособляемость к инструменту, воспитание правильных приёмов звукоизвлечения, предполагающих естественность игровых движений.
На этом этапе важно понять физические особенности руки и корпуса руки и корпуса ученика. Не стоит ориентировать ребенка копировать руку педагога, поскольку руки у всех разные. Способ ведения кисти каждый раз подсказан природой, индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. Исходя из этого, нужно подбирать ученику тот способ игры, который ближе ему, даже если он абсолютно не свойственен самому педагогу.
Согласно современной методике, постановка руки начинается с извлечения одного звука и последующей игры на «non legato». Первое звукоизвлечение на инструменте — это первый шаг маленького пианиста в мир пианистической техники. И здесь необходимо напряженное слуховое внимание. Г. Нейгауз говорил: «Если вы музыкант, и притом пианист, а значит, любите звук рояля, то и эта возня с одним единственным звуком, прекрасным фортепианным звуком, это вслушивание в чудесное дрожание „серебряной струны“ есть великое наслаждение, и вы уже находитесь у преддверья искусства». В данном случае речь идет не только о высотном, но и о тембровом, динамическом слухе.
Работая над извлечением звука, следует просить ученика, «погрузив палец в клавишу», слушать звук до полного его исчезновения. Звук должен тянуться как можно дольше — именно это качество является показателем его верного извлечения.
Необходимо помнить, что звук имеет три одинаково важных для слуха стадии: начало, продолжительность и конец. К сожалению, многие ученики приучены слушать только начало возникновения звука, упуская важный момент его протяженности и перехода в следующий звук. Еще больше обостряет слуховое внимание прием игры legato, так как ученик должен согласовать силу второго звука с моментом затухания предыдущего. Умение уловить затухающий звук — это трудная задача, но совершенно необходимая в работе над этим приемом. Без этого невозможно добиться связной, певучей манеры игры.
Работа над правильным звукоизвлечением — это новая фаза в развитии слуха ученика. А. Д. Артоболевская, в своем сборнике «Первая встреча с музыкой», пишет о постановке руки следующее:
" Рука должна быть расслаблена, а пальцы свободно свисать, так, чтобы все они были в разъединённом положении. Не следует говорить ученику: «играй круглыми пальцами», потому что ребенок начнет тогда неправильно «закруглять» пальцы ногтями к клавишам, а надо, чтобы между первым и остальными пальцами просто получилось овальное окошко. При этом у каждого пальца должны быть видны бугорки (места сгибания, которые образуют каркас свода всей кисти руки), которые можно обвести для большей наглядности фломастером. Особое внимание обращают на постановку 1 пальца, который не должен прилипать к остальным, и должен опускаться на клавиатуру краем подушечки. Запястье остается на уровне белых клавиш.
Будущему пианисту необходимо практически всегда преодолевать ударность рояля, поэтому в своих объяснениях педагог должен говорить, что рояль «поет», что пальцы «погружаются», «мягко падают», «окунаются», но никогда не «ударяют» по клавишам. Ребенок должен понять и запомнить, что рука — это его голос. Как чувствуешь, так и говоришь и играешь.
Педагог должен помочь ребенку правильно организовать жест через воздействие своих рук (передача энергии и пластики тактильным способом) — либо он играет руками ребенка, либо ребенок кладет свои руки сверху на руки педагога и «чувствует», как организовывает игровое пространство педагог.
Не стоит начинать обучение с требования свободы рук, так как у учащихся понятие свободы иногда ассоциируется с понятием расслабленности всего аппарата. Правильнее говорить о целесообразности, организованности действий рук и их частей. Понятие «организованная рука» исключает как излишнее напряжение мышц, так и вялость, пассивность.
Основная задача организации игровых движений начинающих состоит в сочетании активности пальцев с гибкостью кисти и плавными движениями всей руки от плеча, кроме того, нужно развивать независимость движений пальцев, а так же умение пользоваться движениями предплечья, плечевого пояса и корпуса. Стоит избегать ошибочного мнения, что, поставив руку ученика в начале обучения, можно уже не работать над движениями. Это приведет в дальнейшем к тому, что движения ученика постепенно огрубеют, «засоряться» и ему станет трудно играть.