Выводы.
История отечественной культуры
При Екатерине начинается просветительское движение самого общества в лице энциклопедических личностей — просветителей. Результатом века Просвещения было создание в России культуры европейского типа, в которой новое знание приходит через книгу, слово, школу. Следовательно, мы имеем дело с усложнением культурного развития в новое время. Наряду с традиционной почвенной «горизонталью» культуры… Читать ещё >
Выводы. История отечественной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В XVIII в. в России началась эпоха Просвещения. Она имела некоторые специфические черты, отличающие ее от европейского Просвещения.
Во-первых, это заимствованный характер просвещения. Книжное научное светское знание было принесено извне, с Запада. Если для европейского просвещения главной задачей была выработка положительных научных знаний, то в России на первом месте стояло усвоение знаний и школа; не написание новых книг, а их распространение. По этой причине период просветительской политики государства от Петра I до Александра I включительно в научной литературе называется периодом «европеизации» или «вестернизации» России (от английского West— запад).
Во-вторых, это исключительно большая просветительская роль государства. Первыми просветителями выступил узкий круг людей, имевших власть, начиная с имперётора Петра I. Просветительская политика государства с самого начала имела насильственный, принудительный, а подчас и репрессивный характер. Ключевым культурным процессом XVIII в. следует считать становление системы образования. Искусственное насаждение светского образования выразилось в «перевернутом» развитии образовательной системы: от Академии наук к начальной «народной» школе.
При Екатерине начинается просветительское движение самого общества в лице энциклопедических личностей — просветителей. Результатом века Просвещения было создание в России культуры европейского типа, в которой новое знание приходит через книгу, слово, школу.
Смысл и содержание преобразований века Просвещения состоят в изменении культурно-цивилизационных характеристик России. Русская культура приобретает новые черты. К числу ведущих тенденций культуры нового времени относятся следующие.
О Завершение процесса «обмирщения» культуры, создание полноценной светской культуры европейского типа.
О Возникновение нового качества национального сознания с тенденцией возвышения отдельной личности на основе рационалистического мировоззрения.
О Преодоление провинциальности, культурное развитие через усвоение мирового опыта.
Следовательно, мы имеем дело с усложнением культурного развития в новое время. Наряду с традиционной почвенной «горизонталью» культуры, появилась новаторская, поисковая «вертикаль». Возникли возможности для нескольких вариантов развития русской культуры.
Написанное А. Н. Радищевым на каторге стихотворение «Осьмнадцатый век» стало своеобразным памятником уходящему столетию:
…Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро…
…Мощно, велико ты было, столетьеI Дух веков прежних
Пал пред твоим алтарем ниц и безмолвен, дивясь…
Но твоих сил недостало к изгнанию всех духов ада…
Ключевые понятия
Просветители — образованные представители общества, которые вели широкую просветительскую деятельность вне зависимости от социального положения или профессии.
Цензура — государственная функция по надзору и контролю за печатной продукцией (книги, газеты, журналы), которая осуществлялась специальным учреждением и в соответствии со специальным государственным законом.
Эпоха Просвещения — культурная эпоха, характерная для развития цивилизации нового времени, которая основана на рационалистическом понимании мира и книжном знании.
Литература
Моряков В.И. Русское просветительство в первой половине XVIII века. М., 1994.