Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Выводы. 
История отечественной культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При Екатерине начинается просветительское движение самого общества в лице энциклопедических личностей — просветителей. Результатом века Просвещения было создание в России культуры европейского типа, в которой новое знание приходит через книгу, слово, школу. Следовательно, мы имеем дело с усложнением культурного развития в новое время. Наряду с традиционной почвенной «горизонталью» культуры… Читать ещё >

Выводы. История отечественной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XVIII в. в России началась эпоха Просвещения. Она имела некоторые специфические черты, отличающие ее от европейского Просвещения.

Во-первых, это заимствованный характер просвещения. Книжное научное светское знание было принесено извне, с Запада. Если для европейского просвещения главной задачей была выработка положительных научных знаний, то в России на первом месте стояло усвоение знаний и школа; не написание новых книг, а их распространение. По этой причине период просветительской политики государства от Петра I до Александра I включительно в научной литературе называется периодом «европеизации» или «вестернизации» России (от английского West— запад).

Во-вторых, это исключительно большая просветительская роль государства. Первыми просветителями выступил узкий круг людей, имевших власть, начиная с имперётора Петра I. Просветительская политика государства с самого начала имела насильственный, принудительный, а подчас и репрессивный характер. Ключевым культурным процессом XVIII в. следует считать становление системы образования. Искусственное насаждение светского образования выразилось в «перевернутом» развитии образовательной системы: от Академии наук к начальной «народной» школе.

При Екатерине начинается просветительское движение самого общества в лице энциклопедических личностей — просветителей. Результатом века Просвещения было создание в России культуры европейского типа, в которой новое знание приходит через книгу, слово, школу.

Смысл и содержание преобразований века Просвещения состоят в изменении культурно-цивилизационных характеристик России. Русская культура приобретает новые черты. К числу ведущих тенденций культуры нового времени относятся следующие.

О Завершение процесса «обмирщения» культуры, создание полноценной светской культуры европейского типа.

О Возникновение нового качества национального сознания с тенденцией возвышения отдельной личности на основе рационалистического мировоззрения.

О Преодоление провинциальности, культурное развитие через усвоение мирового опыта.

Следовательно, мы имеем дело с усложнением культурного развития в новое время. Наряду с традиционной почвенной «горизонталью» культуры, появилась новаторская, поисковая «вертикаль». Возникли возможности для нескольких вариантов развития русской культуры.

Написанное А. Н. Радищевым на каторге стихотворение «Осьмнадцатый век» стало своеобразным памятником уходящему столетию:

…Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро…

…Мощно, велико ты было, столетьеI Дух веков прежних

Пал пред твоим алтарем ниц и безмолвен, дивясь…

Но твоих сил недостало к изгнанию всех духов ада…

Ключевые понятия

Просветители — образованные представители общества, которые вели широкую просветительскую деятельность вне зависимости от социального положения или профессии.

Цензура — государственная функция по надзору и контролю за печатной продукцией (книги, газеты, журналы), которая осуществлялась специальным учреждением и в соответствии со специальным государственным законом.

Эпоха Просвещения — культурная эпоха, характерная для развития цивилизации нового времени, которая основана на рационалистическом понимании мира и книжном знании.

Литература

Моряков В.И. Русское просветительство в первой половине XVIII века. М., 1994.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой