Типичным для рационально-гносеологического подхода к изучаемым явлениям является следующая аналитическая методика: «Чтобы попять отдельные явления, мы должны вырвать их из общей связи и рассматривать их изолированно, а в таком случае сменяющиеся движения выступают перед нами — одно как причина, другое как следствие»[1]. Но такой метод едва ли пригоден для понимания живых организмов, а тем более — духовных явлений. Рационализм — это рассудочное, логически обоснованное, теоретически осознанное, систематизированное знание предмета как объективно существующего.
Иррациональное в самом общем смысле — это находящееся за пределами рассудка, алогичное и неинтеллектуальное. Г. Риккерт связывал иррационализм с пониманием границ рассудочного знания. Иррационализм в познании обозначает отсутствие однозначной причинной обусловленности явления, возможность разных точек зрения на его особенности. В том числе сущностные.
Главное же то, что подчеркивал М. М. Бахтин: «…субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь…»1 И конечно, духовные явления не могут изучаться как вещи. Тот же Бахтин, говоря о методологии гуманитарных наук вообще, отмечал, что, скажем, философия начинается там, где кончается точная научность и начинается «инонаучность». Это же относится и к культурологии.
В то же время не следует противопоставлять рационализм и иррационализм, тем более что игнорирование рационального в познании превращает науку в мистику. Надо искать в методологии каналы и способы их взаимодействия. При этом для современного понимания разума необходимо отказаться от традиционного отождествления рациональности и разума. Разум человека не только рационален. Поэтому в методологии гуманитарного познания по-своему действенны и общенаучные подходы и методы и специальные, которые в большей мере учитывают специфику предметов изучения. Поэтому и общенаучные методы, такие как анализу обобщение и ряд других применимы в культурологических исследованиях, если не игнорируются специфические черты явлений культуры, учитываются особенности сферы духа. И в то же время к методам культурологического познания можно отнести прозрение (просветление), чувственную интуицию у феноменологическийу герменевтический у психоаналитический исследовательские подходы и методы.
- [1] Цит. по: Пивоев В. М. Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания // М. М. Бахтин и проблемы методологии гуманитарного знания: сб. науч.статей. Петрозаводск, 2000. С. 8.