Византийская художественная культура как целостное явление оформляется в VI в. Закат византийского искусства падает на первую половину XV в. Византийская художественная культура развивалась прежде всего под воздействием идей восточного христианства. Ее истоки лежат в античности. Византийская художественная культура в еще большей степени, чем арабо-исламская, является синтезом разновидных культурных тенденций различных народов, которые вошли в Византийскую империю.
Для византийской художественной культуры характерно развитие таких видов искусства, как архитектура, живопись, мозаика, фреска, литература, музыка, декоративно-прикладное искусство.
Византийская художественная культура утверждала нравственноэстетические идеалы через высшие религиозные ценности.
Отражение религиозных пространственно-временных представлений о мире в художественной культуре Византии проявилось в максимальном внимании к световой и цветовой насыщенности пространства, вневременности и внепространственности изображаемых событий.
В религиозном искусстве был представлен идеал человека, устремленного к Богу. Главные нравственные ориентации для человека, приближающегося к Богу, — Благо и Красота.
От человека требовалась максимальная активность, и прежде всего духовная.
В художественной культуре Византии сильна была и светская тенденция, идущая от античной ориентации на красоту чувственно воспринимаемого земного мира.
Шедевром византийского искусства, в котором синтезированы архитектура, живопись, мозаика, является храм Софии в Константинополе. В нем воплощена идея иерархичности мира как выражения божьей премудрости. В храме Софии максимально проявляются характерные черты византийской художественной культуры. Особенности византийской культуры на заключительном этапе развития проявились в иконе.
Пространство в конце XIV в. трактуется, в соответствии с идеями исихазма, как пространство Фаворского света.
В иконе «Григорий Палама» выражены исихастские понятия света, поэтому главным действующим лицом является Фаворский свет. Для византийской художественной культуры характерна тщательно разработанная священная символика, которая накладывалась на художественный образ.