Этапы и фазы консультирования
Подходы к этапам консультирования разных авторов: Р. Кочюнаса, А. Айви, Р. Немова. Этапы консультирования: начало, сбор информации, планирование. Позиции консультанта и клиента на разных этапах консультирования. Техники консультирования, соответствующие различным этапам. Определение способов контроля за реализацией намеченного плана: техники касаются способов контроля и оценок ожидаемых планов… Читать ещё >
Этапы и фазы консультирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Подходы к этапам консультирования разных авторов: Р. Кочюнаса, А. Айви, Р. Немова. Этапы консультирования: начало, сбор информации, планирование. Позиции консультанта и клиента на разных этапах консультирования. Техники консультирования, соответствующие различным этапам.
Цель занятия: формирование знаний об этапах консультирования.
Задачи занятия:
- 1. Усвоение студентами порядка этапов консультирования.
- 2. Формирование навыков диагностики каждого этапа консультирования.
- 3. Формирование знаний о техниках, необходимых для каждого этапа консультирования.
Практическое занятие 7. Подходы к этапам консультирования
Вопросы для подготовки
- 1. Возможности различных психотерапевтических подходов в консультировании и коррекции.
- 2. Изучение авторов различных подходов в психотерапии.
- 3. Теории личности и практика консультирования.
- 4. Этапы психологического консультирования:
- а) начало работы;
- б) сбор информации;
- в) создание стратегического плана;
- г) реализация плана клиента.
Практические занятия 8, 9. Процесс психологического консультирования
Вопросы для подготовки
Процедуры и техники на каждом этапе:
- 1. Встреча клиента консультантом:
- а) приветствие, проведение клиента на место;
- б) установление раппорта;
- в) снятие психологических барьеров: специальные техники.
- 2. Сбор информации:
- а) диагностика личности клиента: беседа, наблюдение, тесты;
- б) прояснение сути проблемы клиента, определение его ресурсов: диалог, слушание;
- в) активизация памяти клиента: помощь в определении истинных чувств, формулирование высказываний, психологическая поддержка клиента, техника насыщения паузы, провоцирование клиента.
- 3. Стратегический этап:
- а) определение возможностей решения: информирование клиента, убеждение, разъяснения;
- б) согласование плана действий: поиск множественных решений, определение алгоритма по разрешению проблемы, стимулирующие вопросы и конкретизация ожидаемого результата;
- в) определение способов контроля за реализацией намеченного плана: техники касаются способов контроля и оценок ожидаемых планов, укрепления уверенности клиента и формирования готовности к достижению.
- 4. Самостоятельная реализация плана клиентом.
Задания для самостоятельной работы
Выступления студентов с кратким изложением основных теоретических положений ведущих психотерапевтических подходов.
Список обязательной литературы
1. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. — М., 1999.
Список дополнительной литературы
- 1. Айви, А. Е. Консультирование и психотерапия / А. Е. Айви, М. Б. Айви, Л. Саймек-Даунинг. — М., 2000.
- 2. Бурнард, Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. — М., 1998.
- 3. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. — М., 1984.
- 4. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. — СПб., 2000.
- 5. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1998.
- 6. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.
- 7. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О. В. Хухлаева. — М., 2001.