Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
Основные методы добросовестной конкуренции:
повышение качества продукции, снижение цен («война цен»),.
реклама, развитие дои послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т. д.
Основные методы недобросовестной конкуренции:
экономический (промышленный шпионаж);
подделка продукции конкурентов;
подкуп и шантаж;
обман потребителей;
махинации с деловой отчетностью;
валютные махинации;
сокрытие дефектов и т. д.
Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости — это проявление центробежных сил. С другой — стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т. д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм — это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.