Введение.
Культура Древнего Рима
Античность явила миру и различные формы организации человеческого сообщества — политические и социальные. Демократия родилась в Древней Греции, открыв огромные гуманистические возможности свободного волеизъявления полноправных граждан, соединение свободы и организованного политического действия. Рим дал примеры хорошо отлаженного республиканского строя жизни и управления, а затем империи… Читать ещё >
Введение. Культура Древнего Рима (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Античность предстает перед нами как историческая эпоха, причудливо менявшая, подобно мифическому Протею, свои формы и облики — греческие, этрусские, карфагенские, эллинистические и римские; как мир культуры и мир человека, в котором культура не ограничивалась лишь областью «высоких достижений», но выступала подлинной средой исторической мысли, творимой и переживаемой людьми с их неповторимыми судьбами и индивидуальностями. культура религия литература театр Гомер упоминал о таинственной золотой цепи Зевса. Один из «последних римлян», Макробий, отождествил «золотую цепь» Гомера с великой связью, соединяющей небо и землю. Такой «золотой цепью» европейской культуры, связывающей воедино времена и народы, было античное наследие, без которого не мог обойтись ни один последующий век.
Европейская, а во многом и мировая цивилизация построена на античном фундаменте. Это не только художественный образ, но сама подлинная реальность. Огромные пространства вокруг Средиземного моря, на Ближнем Востоке, европейские земли от Атлантического океана до Черного моря, от Британии до Италии были на протяжении многих веков цивилизованы на античный манер. Здесь были построены города, дороги, поселки, военные лагеря, крепостные сооружения, деревни.
Античность явила миру и различные формы организации человеческого сообщества — политические и социальные. Демократия родилась в Древней Греции, открыв огромные гуманистические возможности свободного волеизъявления полноправных граждан, соединение свободы и организованного политического действия. Рим дал примеры хорошо отлаженного республиканского строя жизни и управления, а затем империи — не только как государства, но как особой формы сосуществования многих народов с особой ролью центральной власти, как государственного «примирения» множества племен, языков, религий и земель. Рим открыл миру важнейшую роль права в регулировании всех видов человеческих отношений и показал, что без совершенного права не может быть нормально существующего общества, что закон должен гарантировать права гражданина и человека, а дело государства — следить за соблюдением закона.
Античность завещала последующим эпохам максиму «человек — мера всех вещей» и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве и, наконец, в самом главном — самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия — образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев — примером красоты гражданского служения и государственного созидания.
Античное наследие на протяжении веков питало и продолжает питать мировую культуру и науку. Из античности человек вынес мысль о космическом происхождении и судьбе Земли и рода человеческого, о единстве природы и человека. О том, чем обязана античности современная наука, проще всего судить по названиям научных дисциплин, за каждой из которых стоят имена ее античных зачинателей: астрономия, ботаника, зоология, история, метеорология, математика, медицина и многие другие. Античность была для современной цивилизации школой, уроки которой непреходящи.
Античность стала кормилицей литературы и искусства последующих эпох. Любое событие в культурной жизни средневековья или нового времени было сопряжено с обращением к античному наследию. С наибольшей полнотой и мощью это выразилось в эпохе Возрождения, давшей величайших гениев и великолепные произведения искусства.
Основой такого органического «вживания» в античность была многовековая культурная традиция усвоения греко-римского наследия. Еще в Древней Руси почиталась «эллинская премудрость», ибо «греки мудро говорят и чудно слышать их» — об этом свидетельствовала «Повесть временных лет». Образцы античной мифологии чудесным образом преломлялись в народном сознании и русском народном творчестве.
Человечество несет на себе античность, как драгоценную раковину, из которой оно вышло. И дело здесь не только в прочности самой структуры, постоянно обновляемой и наращиваемой в результате археологических открытий, но в том, что античность благодаря неповторимой соотнесенности понятий «природа» и «культура» навсегда остается неповторимым идеалом.