Возникновение, формирование и содержание различных школ управления
Г. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями. Например, Генри Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Из своих исследований и экспериментов Тейлор вывел ряд общих принципов, которые легли в основу его системы: Разделение труда — за менеджером… Читать ещё >
Возникновение, формирование и содержание различных школ управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Школа научного управления (1885 -1920 гг.)
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта.
Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение [11].
Основоположником научного управления производством следует считать американского инженера Ф. У. Тейлора.
Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей.
Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.
Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда [10].
Из своих исследований и экспериментов Тейлор вывел ряд общих принципов, которые легли в основу его системы:
- 1. Разделение труда — за менеджером закреплялась функция планирования, а за рабочим — функция исполнения.
- 2. Измерения труда — это измерения рабочего времени с помощью единиц времени.
- 3. Задачи-распоряжения — производственные задачи распределялись не только ежеминутно, но и сопровождались подробным описанием оптимальных методов их выполнения.
- 4. Программы стимулирования должны быть понятны рабочему. Любой элемент труда имеет свою цену, и его оплата зависит от выпуска готовой продукции. В случае же достижения более высокой производительности рабочему платят премиальные.
- 5. Труд как индивидуальная деятельность. Влияние группы делает рабочего менее продуктивным.
- 6. Мотивация — личная заинтересованность является движущей силой для большинства людей.
- 7. Роль индивидуальных способностей — устанавливается и учитывается разница между способностями рабочих.
- 8. Роль менеджмента — внедряются те авторитарные методы управления, которые ужесточают правила и стандарты, регламентирующие труд.
- 9. Роль профессиональных союзов — скептическое отношение к профессиональным союзам.
- 10. Развитие управленческого мышления [8].
Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями. Например, Генри Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.
Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.
Г. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.
Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.