Свободное население Вавилона было неоднородным. Рабовладельцев можно разделить на две группы: авилум и мушкену. Авилум означает «муж» или «человек». Мушкену по оккадски означает «мелкий люд» .
Последняя категория рабовладельцев занимала более низкое положение по сравнению с авилум. Предположительно мушкену были выходцы из южных частей страны, «подданные» царя. Ряд ученых считает, что мушкену условно владел участком царской земли за службу или повинности.
- а) Обладатель имущества илку обязан был лично выполнять военную службу в пользу Государства. В случае если он наймет заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, то имущество переходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни (ст.26). Если воин попадал в плен, то участок и сад илку передавался взрослому сыну под условием несения службы. Если сын малолетен, то матери передавалось 1/3поля и сада, чтобы она могла воспитать сына.
- б) Общинная собственность на землю. Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности — «соседями» во временное пользование по жребию.
- в) Частная собственность на землю. Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать. Закон решительно защищал частную собственность: Вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы.
Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый привлекал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он придавался смерти как клеветник.
Рабы-вердум — составляли собственность хозяина. Ихпродают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Если в Египте основным источником права являлся военный плен, то в Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и при определенных условиях и жители Вавилона. Правда, ст. 117говорит о том, что рабство по задолженности — это срочное рабство, которое не может продолжаться более 3-х лет.
В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Нопосле смерти раба имущество переходило хозяину.
Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемонияочищение его лба, т. е. удаления знака его рабского состояния.