Церковь Сант-Иво алла Сапиенца
Размеры церкви невелики, в организации её пространства Борромини отошёл от традиционного для архитектуры того времени центрального плана (подобный подход продемонстрирован им также в церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане). Шестиугольная форма церкви, как полагают, служит отсылкой к форме пчелиных сотов, поскольку пчела (символ божественной мудрости) — геральдическое животное семьи Барберини… Читать ещё >
Церковь Сант-Иво алла Сапиенца (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Церковь Сант-Иво алла Сапиенца — католический храм в Риме, шедевр римского барокко XVII века, яркое и отточенное творение великого Борромини, одна из признанных вершин его мастерства. Церковь расположена на улице Корсо дель Ринашименто к востоку от площади Навона, однако практически не видна с улицы. Она посвящена святому Иво Бретонскому, патрону ордена Иезуитов и покровителю юристов.
Церковь Сант-Иво алла Сапиенца была заложена ещё в начале XIV века как часовня римского университета Ла Сапиенца. Франческо Борромини приступил к сооружению современной церкви в 1642 году, при этом он должен был встроить её в уже существующий архитектурный комплекс университетского дворца.
Каменная кладка здания была завершена к 1650 году, годом окончания строительства принято считать 1662 год. Церковь оставалась университетской до 1935 года, когда университет был перемещён; сейчас она служит, в основном, для привлечения туристов на оживлённом маршруте между площадью Навона и Пантеоном.
Размеры церкви невелики, в организации её пространства Борромини отошёл от традиционного для архитектуры того времени центрального плана (подобный подход продемонстрирован им также в церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане).
Гениальный мастер итальянского барокко применил здесь иную осесимметричную схему, наложив друг на друга два равных правильных треугольника, с шестиугольным центральным полем — символом Мудрости. Он ограничивается тремя полукруглыми апсидами, так что создается впечатление, будто план состоит из треугольника с тремя апсидами.
В результате церковь в плане напоминает звезду Давида с закруглёнными углами. Эта уникальная форма в своей вертикальной проекции подчеркивается карнизом у начала купола. Хотя в композиции художник использовал исключительно классические формы. Такая вычурная конструкция, с одной стороны, сложна для цельного восприятия, но с другой — динамичная игра резко контрастирующих выпукло-вогнутых элементов создаёт эффектное пространство, наполненное переливами света и тени.
Однако внутреннее пространство не выглядит разнородным, цельность придают ему огромные пилястры с каннелюрами, сообщающие всему интерьеру храма направленность ввысь. Внутренний свод купола повторяет мотив звезды, плавно перетекая в самом верху в лаконичный круг фонаря. Шесть окон купола заливают белоснежный с позолотой стукковый зал церкви потоками света.
Вырезанные из камня херувимы, пальмы, плоды граната и звезды на куполе церкви являли собой ссылки на храм царя Соломона, мудрость которого стала легендарной. В то же время сложно предложить определенное символическое толкование эксцентрической формы купола и фонаря.
Шестиугольная форма церкви, как полагают, служит отсылкой к форме пчелиных сотов, поскольку пчела (символ божественной мудрости) — геральдическое животное семьи Барберини, представителем которой был папа Урбан VIII.
Вогнутый фасад церкви образует единую пространственную структуру с аркадой внутреннего двора университета. Церковь увенчана высоким барабаном, имеющим сложную выпукло-вогнутую форму. Над барабаном располагается ступенчатая пирамида, увенчанная фонарем с парными колоннами и вогнутым антаблементом. Фонарь над куполом церкви богато украшен и несёт металлическую фигурную «корону», олицетворяющую папскую тиару. Эта ажурная конструкция, увенчанная золотистым шаром и крестом, языком пламени парит в небе Рима, резко контрастируя с его большими полукруглыми куполами.