Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Метэки. 
Введение в историю права. 
Древний мир

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личные права метэков нс ущемлялись, правда, брак с афинянкой им был заказан. Но афинский гражданин мог жениться на женщине-метэке. В этом случае она получала статус pallake — частично правоспособной. Такой же статус имел и ее ребенок от этого брака. Процессуальные права метэков ничем не были ограничены. Они сами выступали в суде. Об этом мы можем судить из XII речи Лисия — знаменитого судебного… Читать ещё >

Метэки. Введение в историю права. Древний мир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происхождение этого разряда афинского населения ведется от иностранцев (xenoi), приезжавших в Афины по делам или на работу. Позднее в состав метэков стали входить вольноотпущенники (apeleutheroi). Важной составляющей положения метэка была его личная юридическая свобода. Аристофан из Византия (III в. до Р. X.) так определяет метэков: «Люди, приехавшие из другого полиса и платящие налоги па государственные нужды, поскольку проживают в полисе. Некогда они назывались „parepidemos“ и были освобождены от податей, но эти времена миновали, и теперь они метэки и обязаны платить подати» (Hansen, 1978, b. 1, s.41],.

Собственно, для того, чтобы стать метэком, иностранец (xenos) должен был прожить в Афинах более одного месяца, до этого срока он продолжал числиться парэпидемом. То, что метэком был иностранец, проживавший в Афинах более одного месяца, видно из подушной подати, которую они платили государству — 12 драхм в год, т. е. 1 драхму в месяц. Женщины платили половину этой суммы. При этом метэки обязаны были записаться в список метэков (graphe xenias), который велся при каждом деме[1], из этого же дема метэк обязан был взять себе простата — покровителя. В Риме он назывался «патрон» (patronus). Если метэк этого не делал, то любой мог возбудить против него иск graphe aprostasiu, по которому имущество метэка конфисковывалось, а сам он продавался в рабство. Делалось это, в частности, для того, чтобы принудить их платить подушную подать — metoikion.

Метэки платили прямой налог с имущества eisphora и несли литургии наравне с другими богатыми гражданами Афин. За право заниматься торговлей, в частности за право держать лавку на рынке, с них тоже взимался налог — to xenikon telos. Недвижимостью они не имели права владеть, но некоторым из них экклесия давала такую привилегию: enktesis ges kai oikias. Также им давались льготы isoteleia (т.е. «равпообязанный» — право платить те же налоги и сборы, что и граждане). Полагают, что исотелы возникли не ранее IV в. до Р. X. из привилегии ateleia — иммунитета от обычных повинностей метэков. Помимо исотелов, были еще проксены (proksenoi) — иностранцы, которым поручалось представлять интересы Афин и афинян у себя на родине. Метэки несли военную службу наряду с гражданами.

Личные права метэков нс ущемлялись, правда, брак с афинянкой им был заказан. Но афинский гражданин мог жениться на женщине-метэке. В этом случае она получала статус pallake — частично правоспособной. Такой же статус имел и ее ребенок от этого брака. Процессуальные права метэков ничем не были ограничены. Они сами выступали в суде. Об этом мы можем судить из XII речи Лисия — знаменитого судебного оратора Афин конца V в. до Р.Х., который сам был метэком. Простат в суде не оказывал своему клиенту никаких услуг, за исключением свидетельства и поручительства. Гражданские дела метэков судил полемарх, а уголовные — гелиэя. Однако метэков можно было пытать. Их жизнь защищалась слабее, чем жизнь гражданина. Иностранцы, не ставшие еще метэками, согласно договору (symbola) между Афинами и своим городом, судились у фесмофетов.

Метэков отличало от остального населения то, что они не имели никаких политических прав.

  • [1] Вообще регистрация метэков обозначалась техническим термином"eggraphein", что означает «допуск во фратрию».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой