Нормативно-правовое регулирование в сферах ведения Минэнерго и Минпромторга
Основной разновидностью квазиправовых средств регламентации торговли является обычай делового оборота — моральные правила, присущие предпринимательской деятельности. Квазиправовые средства, хоть и основаны на нравственных требованиях, коррелируются с юридическими средствами, поскольку содержание таких требований, как и сама возможность их применения к участникам торговой деятельности, наделения… Читать ещё >
Нормативно-правовое регулирование в сферах ведения Минэнерго и Минпромторга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Минпромторг и Минэнерго принимают нормативные правовые акты. Приказами Минэнерго утверждаются нормативы удельного расхода топлива и нормативы создания его запасов, правила учета газа; приказами Минпромторга утверждаются правила технического регулирования. Приказы, принимаемые в указанных случаях, обязательны для исполнения субъектами публичного или частного права. Такие акты ограничивают имущественные и иные права лица в тех случаях, когда они устанавливают его дополнительные обязанности (например, обязанности по представлению документированной информации) или определяют условия осуществления коммерческой деятельности (например, правила и нормы в сфере технического регулирования). Данные ограничения всегда производны, т. е. они устанавливаются приказом министерства в тех случаях, когда соответствующим федеральным законом предусмотрено нормативно-правовое регулирование, отнесенное к ведению уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Решения, но кадровым и иным внутриорганизационным вопросам также принимаются в форме приказа, который в этих случаях является индивидуальным правовым актом (приказы, утверждающие положения о департаментах и отделах министерства, относятся к нормативным правовым актам).
Понятие торговли и ее социальное предназначение
Дефиниция торговли
Понятие торговой деятельности (торговли) определяется в зависимости от целей аналитических исследований в сферах права, экономики, политологии, философии. Торговля как объект социального воздействия регламентируется по преимуществу правовыми методами, посредством законодательных и иных юридических предписаний, устанавливающих права и обязанности участников торговой деятельности и их ответственность. Вместе с тем торговля как один из старейших атрибутов социальной деятельности регулируется не только правом, но и сводом моральных правил, устанавливающих содержание нравственных требований к участникам торговли.
Основной разновидностью квазиправовых средств регламентации торговли является обычай делового оборота — моральные правила, присущие предпринимательской деятельности. Квазиправовые средства, хоть и основаны на нравственных требованиях, коррелируются с юридическими средствами, поскольку содержание таких требований, как и сама возможность их применения к участникам торговой деятельности, наделения их правами и обременение обязанностями, изначально предусмотрена гражданско-правовым законодательством любой национальной правовой системы; применительно к России, цивилистический статус обычаев делового оборота установлен ст. 5 ГК РФ. В отличие от квазиправовых средств сакральные методы регламентации представляют собой свод моральных правил, обязательных для применения адептом религиозной школы. Сакральные средства всегда упорядочены и базируются на системе нравственных норм и правил, включающей в себя не только основной источник нравоучения, но и внутриконфессиональные установления — акты, регулирующие не только внутрицерковные обрядовые отношения, но и правила мирского поведения приверженцев той или иной религиозной школы. Социальные средства регламентации сосуществуют с правом, во всяком случае их зависимость от публичных установлений в отличие от квазиправовых средств всегда менее выражена.
Законодательство демократических государств базируется на системе нравственных ценностей, определенных главенствующей или государственной религией, но сосуществует независимо от нес.
Законодательство таких государств уже инкорпорировало отдельные моральные установления, они давно уже утратили свою сакральную значимость.
В теократических, а также в государствах с республиканской формой правления, где церковь не отделена от государства, в Афганистане, Пакистане, Иране, Судане, сакральные средства доминируют в национальной правовой системе, однако такие примеры немногочисленны.
Таким образом, торговля, как впрочем и всякая иная социальная деятельность, основывается на плюрализме источников государственно-правовой и непубличной регламентации. Применительно к сфере публичной регламентации торговля представляет собой разновидность предпринимательства, связанного с приобретением и продажей товаров[1], таким образом, право отождествляет торговлю с получением прибыли, соответственно торговая деятельность всегда опосредована возмездным цивилистическим договором. В тех случаях, когда купля-продажа товаров обусловлена обеспечением гуманитарных потребностей и не предназначена для извлечения прибыли, такая деятельность не соответствует правовым критериям торговли.
- [1] См. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» .