Структура философии права
В структуре философии права можно выделить и прикладной раздел, в котором рассматриваются философские проблемы конституционного права (правовая государственность, разделение властей, конституционная юрисдикция), гражданского права (договор и уравнивание убытков и выгод, собственность), процессуального и уголовного права и др. Антропология права, в котором рассматриваются антропологические основы… Читать ещё >
Структура философии права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По своей структуре философия права близка к структуре общей философии. В ней могут быть выделены следующие основные разделы:
- • онтология права, в котором исследуются проблемы природы права и его основания, бытие права и формы его существования, связи права с социальным бытием и его местом в обществе;
- • антропология права, в котором рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также ценности права, а также проблемы статуса института прав человека, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т. д.;
- • гносеология права, в котором исследуются особенности процесса познания в сфере права, основные этапы, уровни и методы познания в праве, проблемы истины в праве, а также правовая практика как критерия правовой истины;
- • аксиология права, в котором исследуется ценность как определяющая характеристика человеческого бытия, способ бытия ценностей, анализируются основные правовые ценности (справедливость, свобода, равенство, права человека и т. д.), их «иерархия» и способы реализации в условиях современной правовой реальности. К сфере интересов правовой аксиологии также иногда относят вопросы соотношения права с иными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией, а также вопрос о правовом идеале и правовом мировоззрении.
В структуре философии права можно выделить и прикладной раздел, в котором рассматриваются философские проблемы конституционного права (правовая государственность, разделение властей, конституционная юрисдикция), гражданского права (договор и уравнивание убытков и выгод, собственность), процессуального и уголовного права и др.
Проблемы правовой онтологии, правовой гносеологии и правовой аксиологии по-разному трактуются представителями разных типов правопонимания. При этом в рамках каждого типа правопонимания рассмотрение вопросов онтологического характера («Что есть право?») тесно, а порой и неразрывно связано с проблематикой правовой гносеологии («Как познается право?») и правовой аксиологии («В чем ценность права?»). Одной из основных задач философии права является поиск ответа на вопросы: «Каким образом универсальные законы бытия связаны с законами общества, в том числе с правовыми законами?» и «Посредством чего они оказывают регулятивное воздействие на социальное бытие людей?».
В поисках ответа на эти и многие другие вопросы сложилось особое направление философских размышлений о бытии в целом — онтология (от греч. ontos — сущее, бытие и logos — учение) — учение о сущем (бытии)[1].
Право, если рассматривать его с точки зрения онтологии, представляет особый род бытия — род идеального бытия, суть которого — долженствование (и эта сфера долженствования конституирует человека как человека). Смыслы права также находят выражение в ментальных установках, идеях и теориях, в знаково-символической форме норм и институтов, в человеческих действиях и отношениях, то есть в различных проявлениях правовой реальности.
Кроме того, рассмотрение права в онтологическом аспекте предполагает анализ его структуры или, другими словами, ответ на вопрос: «Как устроен мир права, из каких конструкций он возведен, а точнее, как он должен быть устроен, чтобы соответствовать своему назначению — защите и охране человека?»[2]