Правовое регулирование оказания платных медицинских услуг
Согласно Федеральному Закону от 8 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законные акты…», государственные учреждения здравоохранения вправе оказывать приносящую доход деятельность, в том случае, если такая деятельность указана в его учредительных документах. Эта деятельность должна служить целям, ради которых существует учреждение. Таким образом, в сфере охраны здоровья гарантией… Читать ещё >
Правовое регулирование оказания платных медицинских услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Далее мы изучили вопрос о бесплатной медицинской помощи. Существует ли она? И всё-таки, могут ли оказывать платную медицинскую помощь государственные учреждения здравоохранения? Вопрос достаточно политизирован, трактуется по-разному, в зависимости от политической ситуации в стране.
Бесплатной медицинской помощи в принципе не существует, это понималось интуитивно. За нее в любом случае кто-то платит, государство это, либо гражданин. Расходы на оказание медицинской помощи присутствуют всегда, это и оплата труда медицинских работников, коммунальных услуг, расходных материалов и др. У пациента, который не оплачивает оказанную услугу в кассе, создается иллюзия, что помощь ему оказали бесплатно. Хотя, оплату он уже осуществил, оплатив в полной мере социальный налог [24].
Действительно, нормой Основного закона страны — ст. 41, ч.1 Конституции Российской Федерации [1], а также нормами федеральных законов, предусмотрено бесплатное предоставление медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения за счёт средств бюджетов, страховых взносов и иных поступлений.
Нами были изучены публикации по толкованию конституционных прав гражданина на предоставление ему как бесплатной, так и платной медицинской помощи. Более понятно разъясняет этот вопрос Ковалевский М. А. [23].
Право гражданина на бесплатную медицинскую помощь является одним из частных проявлений более общих конституциональных прав — права на достойную жизнь и права на свободное развитие человека [1, ст. 7, ч.1]. Достойная жизнь — это в первую очередь наличие минимального набора бесплатных для человека благ, которые позволяют ему духовно и физически развиваться, что гарантируется государством исходя из соблюдения принципа равенства граждан в получении минимальных благ, а также финансовых возможностей государства.
В то же время, достойная жизнь характеризуется возможностью свободного развития, что подразумевает наличие свободного доступа к дополнительным благам, хотя и не бесплатным.
Таким образом, в сфере охраны здоровья гарантией конституционного права на свободное развитие личности будет право и на платную медицинскую помощь. Медицинская помощь включает в себя как бесплатную, так и платную. Следовательно, право на платную медицинскую помощь, так же как на бесплатную, имеет конституционную значимость.
В Федеральном законе № 323, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, сказано, что граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ ДМС, а также за счёт средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Государственные медицинские учреждения вправе оказывать платные медицинские услуги населению, при этом необходимо получить разрешение от органов управления здравоохранения. [3]. Право это дано медицинским организациям еще в начале 90-х годов. Сделано это было не только для обеспечения реализации пациентами своего права на свободное развитие в сфере здравоохранения. Медицинские работники тоже имеют свои конституционные права на достойную жизнь. Заработная плата у врачей была низкая, что нарушало конституционный принцип справедливости. Для того чтобы «подтянуть» заработную плату своим сотрудникам, медицинские организации были вынуждены зарабатывать сами за счёт оказания платной медицинской помощи.
Согласно Федеральному Закону от 8 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законные акты…» [2], государственные учреждения здравоохранения вправе оказывать приносящую доход деятельность, в том случае, если такая деятельность указана в его учредительных документах. Эта деятельность должна служить целям, ради которых существует учреждение.
Следующий вопрос, который нас волновал, законно ли оказывать платные медицинские услуги в основное рабочее время. Федеральное законодательство не запрещает оказывать платные медицинские услуги в основное рабочее время при соблюдении следующих условий:
- 1. Когда нет нарушения прав граждан на оказание бесплатной медицинской помощи.
- 2. Отсутствует двойная оплата за одну и ту же работу.
В трудовом кодексе (статья 60.2) есть понятие «расширение зон обслуживания», при этом разрешено оказывать платные медицинские услуги в основное рабочее время. Расчёт оплаты труда в таком случае производится в форме доплаты. Размер доплаты согласовывается соглашением сторон.
В результате наших исследований, мы уяснили, что платная медицинская помощь имеет свою конституционную значимость. А оказание платных услуг в государственных учреждениях здравоохранения является вынужденной мерой в сложившихся условиях финансирования отрасли.
В следующей части этой главы мы остановимся на результатах социологического опроса населения и врачей об отношении их к платным медицинским услугам в государственном секторе здравоохранения, проведенного автором в ноябре — декабре 2014 года.