С учетом того, что в современном мире природа перестает противостоять социуму, образуя единую природно-социальную реальность, вступая с ним в сетевое взаимодействие, мы полагаем, пришла пора прежде всего включить в человеческий капитал природную составляющую. В самом деле, значимость экологической и продовольственной составляющих в человеческом капитале, несомненно, будут возрастать. Приведем лишь один пример: для 1 млрд населения дефицит чистой питьевой воды в прямом смысле является жизненной уязвимостью, той субстанцией, от которой напрямую зависит физическое сохранение человеческого капитала.
Реалии сетевого общества диктуют необходимость легитимизировать космополитическую составляющую в человеческом капитале. Речь идет о легитимации человеческого капитала независимо от локала, в котором он функционирует. Из этого следует, что для России значим не только собственно национальный человеческий капитал, но и российский космополитический человеческий капитал. На первый взгляд, данный постулат парадоксален — предполагает своего рода кентавризм национального и интернационального. Его практически невозможно представить себе в условиях индустриального модерна. Но в сложном социуме глоболокальные практики являются становящейся реальностью, которая подтверждает свою функциональность. Этот подход позволяет переоткрыть значимость человеческого капитала россиян, выехавших на постоянное или временное место жительства, учебу или работу за рубеж. Этих людей, их человеческий капитал необходимо включать в наш общий российский человеческий капитал, соответственно, продолжая с ними социальные сетевые взаимодействия. В современном динамичном мире весьма высока вероятность их возвращения в Россию. Кроме того, для России также значим весь человеческий капитал, находящийся в конкретное время на территории страны. Ведь тенденция мобильности трудовых ресурсов из стран СНГ и самых разных регионов мира в условиях сетевого взаимодействия народов и культур будет только возрастать. Какое-либо умаление человеческого капитала мигрантов ведет не только к рискам этнических конфликтов, но и к функциональной уязвимости социума в целом.
Наконец, с учетом глобальных сетевых взаимодействий, формирования взаимозависимой целостности человечества, мы считаем, что необходимо исходить из неделимости человеческого капитала пародов мира. Во взаимозависимом мире уязвимость человеческого капитала любого народа так или иначе оборачивается новыми уязвимостями для всего человечества.