Производительность труда в целом определяется сравнением результатов труда с затратами труда. Прямое соотношение этих двух показателей называется выработкой, а обратное — трудоемкостью:
Известно, что результатом труда на производстве является объем произведенной продукции, а результатом коммерческой деятельности — объем продажи товаров.
Затраты труда могут быть выражены затратами рабочего времени: количеством отработанных человеко-часах, человеко-дней или среднесписочной численностью персонала.
В торговле общепринятым показателем производительности труда выступает соотношение объема товарооборота и среднесписочной численности работников, т. е. объем продажи товаров на одного работника.
В зависимости от единицы измерения объема продажи различают три метода расчета выработки: натуральный, стоимостный и трудовой (нормативный).
Натуральный метод заключает в определении в натуральном выражении (штуках, метрах, килограммах и т. д.) объема реализованной продукции в расчете на одного работника. Этот метод является наиболее простым, но и самым достоверным. Но поскольку этим методом можно измерять выработку труда лишь в рамках отдельных видов товаров, применение его в торговле ограничено, где ассортимент товаров очень широк.
Иначе обстоит дело со стоимостным методом. Продажа товаров измеряется в денежном выражении — товарооборотом, производительность труда Пр рассчитывается по формуле.
где Т — объем товарооборота; Ч — среднесписочная численность работников.
Однако данный показатель не может использоваться для сравнения эффективности трудовых затрат при продаже различных ассортиментных групп товаров. Чем выше уровень цен на товары, тем выше выработка, но это не отражает рост производительности труда на самом деле.
Для коммерсанта важен не рост товарооборота сам по себе, а рост той доли, которая остается ему, т. е. реализованных торговых наценок и накидок. Поэтому производительность труда можно также исчислить как отношение суммы реализованных наценок (валового дохода) на численность торговых работников.
Трудовой метод исчисления производительности труда предполагает использование различных норм выработки. Он широко применяется на производстве, где производительность труда определяется в нормо-часах. Имеется определенный опыт использования различных норм выработки и в торговле в виде норм обслуживания покупателей, норм продажи, норм фасовки и т. д.
На рост производительности влияют различные факторы: регионально-экономические и экономико-географические; структурные сдвиги; ускорение научно-технического прогресса; конъюнктура рынка; квалификация и профессиональные навыки персонала; организация и мотивация труда; социальные условия труда.