Денежно-кредитная политика Российской Федерации в настоящее время
При планировании и подготовке регулирующих мероприятий в современных условиях наиболее актуальным является вопрос о выборе тех или иных инструментов воздействия на экономическую конъюнктуру. Опыт денежно-кредитного регулирования в развитых странах в последней четверти XX века показывает ослабление взаимосвязи между динамикой денежной массы и среднегодовым уровнем инфляции. Во многом это… Читать ещё >
Денежно-кредитная политика Российской Федерации в настоящее время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Денежно-кредитная политика Российской Федерации в настоящее время
денежный политика кредитный международный Нет сомнения в том, что для проведения эффективной экономической политики в стране необходимо поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики и называются денежно-кредитной политикой.
Нельзя забывать о том, что денежно-кредитная политика (ДКП) — чрезвычайно мощный, а потому и необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива — усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно — кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно — кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно — кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно — денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием.
На сегодняшний день проблема денежно — кредитной политики, в частности российской, актуальна как никогда. В свете глобального финансового кризиса центральным банком пришлось выбирать оптимальную и эффективную стратегию выхода из кризиса.
В своей работе я бы хотел отметить, что объектом исследования выступает денежно-кредитная политика Банка России, как инструмент управления антиинфляционными процессами.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ денежно — кредитной политики и ее осуществление в современной российской экономике. А для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Во-первых, выявить основные этапы становления денежно — кредитной политики, ее цели и инструменты, определить место ДКП в экономике.
Во-вторых, рассмотреть особенности денежно — кредитной политики в условиях кризиса и посткризисное время, выявить ее тенденции на ближайшие годы. Учитывая величину территории России и различия в экономическом развитии российских регионов, проблема оценки на местах действенности денежно-кредитного регулирования, проводимого по единому курсу, в настоящий момент особенно актуальна.
Экономическая и социальная значимость проблемы, недостаточная проработанность ряда важнейших вопросов в изучении взаимосвязи региональной экономики и денежно-кредитной политики свидетельствуют об актуальности данного исследования.
Для анализа проблемы денежно — кредитного регулирования экономической политики воспользуемся вспомогательными источниками литературы, публикациями статей известных экономистов и средствами массовой информации (СМИ).
1. Основные понятия денежно-кредитной политики
Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита называется денежно-кредитной политикой.
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.
Современные экономические словари и глоссарии дают следующее определение понятия денежно-кредитной политики:
Денежно-кредитная политика — это «проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, а также выборочные методы регулирования отдельных видов кредита».
Денежно-кредитная политика — это «совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста».
«Денежно-кредитная политика представляет собой одну из важнейших подсистем экономической политики государства. Это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика осуществляется центральными банками в тесном контакте с Министерством финансов совместно с другими органами государства».
Сознательно «процитировал» несколько определений понятия «денежно-кредитной политики», приведенных в разных источниках, с целью подтверждения отсутствия различий в трактовке данного термина разными авторами. По мнению современного экономиста Пола Кругмана Денежно-кредитная политика в промышленно развитых странах рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос.
1.1 Цели денежно-кредитной политики
Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т. д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае — на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег».
С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.
Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).
В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики лежит принцип «компенсационного регулирования». Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:
— политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении;
— политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении. Политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления.
Основные цели денежно — кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.
Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.
В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:
— регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
— достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
— создание безинфляционной экономики.
1.2 Основными инструментами кредитно-денежной политики центрального банка
1) Манипулирование учетной ставкой процента;
2) Операции на открытом рынке;
3) Изменение нормы обязательных резервов;
УЧЕТНАЯ СТАВКА — ставка процента, который центральный банк страны взимает при переучете векселей и учете краткосрочных государственных обязательств (прежде всего казначейских векселей и казначейских свидетельств) до наступления сроков платежей по этим обязательствам с коммерческих банков и других кредитных институтов. Предположим, что некоторый коммерческий банк, осуществивший ранее операцию по учету векселей на сумму в 200 тыс. дол" желает переучесть эти векселя в центральном банке (т.е. продать их последнему). Официальная учетная ставка равна 4% годовых, а переучет осуществляется за 6 месяцев до наступления срока платежа по векселю. Тогда величина учетного процента, т. е. разница между номиналом векселей и денежной суммой, выплачиваемой центральным банком коммерческому, составит 4 тыс. долларов;
ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ — покупка и продажа государственных ценных бумаг центральным банком страны населению и коммерческим банкам в целях проведения определенной кредитно-денежной политики. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения для стабилизации совокупного объема национального производства занятости и уровня цен. Так, она вызывает увеличение предложений денег во время спада производства для поощрения расходов и сокращения безработицы, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег. Когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, количество денег в обращении увеличивается. При продаже ценных бумаг центральным банком количество денег в обращении уменьшается. Операции на открытом рынке возникли в 30-е годы в США и получили там широкое развитие. В странах Западной Европы они используются в меньшей мере.
НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ — установленная законом строго определенная доля обязательств коммерческого банка по привлеченным им вкладам, которую банк должен держать в резерве, т. е. не использовать в качестве ссуд. Все коммерческие банки и сберегательные учреждения, открывающие текущие счета, должны иметь так называемые обязательные резервы. Эти резервы могут храниться в центральном банке в виде депозитного вклада коммерческого банка либо в самом коммерческом банке в виде кассовой наличности. Обязательные резервы образуют неприкосновенный запас, и банк не имеет права использовать их для выдачи кредитов. Абсолютная величина этих резервов зависит от суммы бессрочных вкладов и от нормы обязательных резервов, установленной центральным банком. Если последняя составляет 10%, а коммерческий банк принял вклады населения на сумму 100 млн руб., то он обязан держать в резерве 10 млн руб. И только 90 млн руб. он может использовать в качестве ссуд. Таким образом, норма обязательных резервов = (обязательные резервы банка *100) / обязательства банка по бессрочным вкладам.
В инфляционной ситуации центральный банк увеличивает норму обязательных резервов и соответственно понижает ликвидность и кредитоспособность коммерческих банков. Операции на открытом рынке заключаются в покупке или продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Продавая ценные бумаги банкам, частным лицам, центральный банк изымает часть денежной массы из обращения; при покупке ценных бумаг центральный банк увеличивает денежную массу в обращении. Центральный банк осуществляет и непосредственный контроль за деятельностью банков — соблюдением ими правил ведения банковских операций, устанавливаемых законодательством. Важное значение имеет деятельность центрального банка по поддержанию валютного курса национальной валюты. Это осуществляется, в частности, при помощи валютных интервенций: в целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту против национальной, а для снижения курса своей валюты покупает иностранную валюту, прежде всего доллары США, в обмен на национальную. Традиционной функцией центрального банка остается эмиссия неразменных банкнот, которые являются его долговыми обязательствами и, следовательно, фигурируют в балансовом счете центрального банка в графе «Пассив». В этой же графе отражаются обязательные резервы коммерческих банков и сберегательных учреждений, хранящиеся в центральном банке, депозиты правительства, долговые обязательства центрального банка по отношению к зарубежным странам, а также собственный капитал. Активами центрального банка являются:
1) золото, иностранная валюта, СДР, резервная позиция в Международном валютном фонде;
2) купленные центральным банком государственные ценные бумаги (прежде всего казначейские векселя и облигации), которые являются долговыми обязательствами правительства;
3) ссуды, предоставленные центральным банком коммерческим банкам;
4) учтенные векселя и другие статьи.
1.3 Основные концепции денежно-кредитной политики Банка России
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов (резервные требования), депонируемых в Банке России;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютное регулирование;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения.
Процентные ставки представляют собой минимальные ставки, по которым ЦБ РФ осуществляет свои операции. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% и не могут быть одновременно изменены более чем на 5 пунктов. Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей. Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Под количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование банков.
Банк России на основе ежедневной информации контролирует состояние корреспондентских счетов банков и своими действиями стремится поддерживать оптимальную величину средств на этих счетах, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования.
Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
2) покупать и продавать чеки, векселя со сроками погашения не более шести месяцев;
3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать и продавать иностранную валюту;
5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
7) выдавать гарантии и поручительства;
8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками (форвардные контракты, фьючерсные и опционные сделки);
9) открывать счета в иностранных и российских кредитных организациях на территории России и иностранных государств.
Банк России не имеет права:
1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими соответствующей лицензии, и физическими лицами;
2) приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций;
3) осуществлять операции с недвижимостью за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России;
4) заниматься торговой и производственной деятельностью;
5) пролонгировать предоставленные кредиты.
Исключение из этих правил может быть сделано по решению Совета директоров.
В настоящее время Банк России осуществляет полностью не все операции, которые он может совершать по целому ряду причин, среди которых: несовершенство банковского законодательства, отсутствие соответствующей инфраструктуры для проведения некоторых операций, отсутствие опыта и соответствующей квалификации. Например, не налажена система переучета Центральным банком РФ векселей предприятий из-за существующей системы неплатежей между поставщиками и покупателями. Неактивен Банк России и на рынке финансовых инструментов по управлению финансовыми рисками из-за отсутствия опыта и технической базы, а также из-за существования определенных границ (валютного коридора) по росту курса рубля к доллару. В целях изъятия излишней денежной массы у банков Банк России проводит депозитные операции.
2. Сравнительная характеристика денежной системы РФ и зарубежных стран
2.1 Характеристика нынешней структуры денежно-кредитной системы
Современная денежно-кредитная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления к потребностям развития экономики. Кредитная система служит мощным фактором концентрации и централизации капитала, способствующим быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике.
Основой кредитной системы исторически являются банки. Для наглядности обратимся к схеме 1. В кредитной системе каждой страны выделяется три звена: Центральный банк, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения. При этом каждое звено выполняет свои конкретные функции.
Главное положение в кредитной системе занимает Центральный банк (ЦБ). Он является, как правило, государственным учреждением. К основным функциям Центрального банка относятся следующие:
I. Эмиссионная функция — старейшая и одна их наиболее важных функций ЦБ. Хотя в современных условиях безналичные деньги играют более важную роль, эмиссия центральных банков сохраняет свое значение, поскольку наличные деньги по-прежнему необходимы для осуществления значительной части платежей (в России наличные деньги составляют 30−37% совокупной денежной массы).
II. Функция аккумуляции и хранения кассовых резервов для коммерческих банков заключается в том, что каждый банк обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру вкладов, сделанных в данный банк. Изменение нормы резервов — один из основных методов денежно-кредитной политики государства.
III. ЦБ является хранителем официальных золотовалютных резервов.
IV. ЦБ осуществляет кредитование коммерческих банков и кассовое обслуживание государственных учреждений.
V. Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов. ЦБ ведет счета правительственных учреждений и организаций, местных органов власти, аккумулирует на этих счетах средства и проводит выплаты с них. Кроме того, он осуществляет операции с государственными ценными бумагами; предоставляет государству кредит в форме прямых, краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. ЦБ также проводит по поручению правительства операции с золотом и иностранной валютой.
VI. ЦБ осуществляет безналичные расчеты, основанные на зачете взаимных требований и обязательств (клиринг).
Совокупность мероприятий денежной политики (регулирует прежде всего изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики государства.
Коммерческие банки представляют собой центры кредитной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера: он не только принимает вклады населения и предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.
Операции коммерческого банка подразделяются на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств). Кроме того, коммерческие банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами).
Функции коммерческих банков — это, прежде всего, аккумулирование бессрочных депозитов (ведение текущих счетов) и оплата чеков, выписанных на эти банки, а также предоставление кредитов предпринимателям. На базе этих операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).
Важное место в современной кредитной системе занимают специализированные кредитно-финансовые организации (они возникли в XIX в. и длительное время играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая коммерческим банкам, однако, за последние годы их роль резко возросла), а именно:
1. Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т. е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства.
Обширна группа сберегательных учреждений (сберкассы и сбербанки). Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал.
В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (имеет 34 426 тыс. филиалов).
2. Страховые компании, для которых характерна специфическая форма привлечения средств — продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают прежде всего в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству.
3. Пенсионные фонды различаются по организации и управлению, по структуре активов. Так, имеются фонды застрахованные (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности банками).
В России созданы также негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В середине 1999 г. их насчитывалось более 800. На 2011 год число фондов заметно сокращено, около 300, путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений (прохождения лицензирования). По своей сути они являются сберегательными институтами, причем некоторые из них основаны на пирамидальных схемах, что, скорее всего может привести их к банкротству.
4. Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для закупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства.
5. Чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.
2.2 Международные резервы Российской Федерации
К международным (золотовалютным) резервам страны относятся внешние активы, которые находятся под контролем органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей.
Международные резервы Российской Федерации представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату.
Международные резервы состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования, резервной позиции в МВФ и монетарного золота.
В категорию средств в иностранной валюте входят наличная иностранная валюта; остатки средств на корреспондентских счетах, включая обезличенные металлические счета в золоте; депозиты с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно, в том числе — депозиты в золоте, кредиты, предоставленные в рамках сделок обратного РЕПО, в центральных банках за рубежом, в Банке международных расчетов и других кредитных организациях-нерезидентах.
Ценные бумаги, переданные контрагентам в рамках операций займов ценных бумаг (предоставленные в обмен на другие ценные бумаги), учитываются в составе международных резервов, в то время как ценные бумаги, служащие обеспечением по сделкам прямого РЕПО, исключаются из резервов. Ценные бумаги, полученные в качестве обеспечения по сделкам обратного РЕПО или займов ценных бумаг, не включаются в состав международных резервов.
Часть Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, является составляющей международных резервов Российской Федерации.
Финансовые требования Банка России и Правительства Российской Федерации к резидентам, выраженные в иностранной валюте, не включаются в состав международных резервов Российской Федерации.
Специальные права заимствования (СДР) — международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в Фонде.
Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиции по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях (НСЗ).
Монетарное золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству Российской Федерации стандартные золотые слитки, монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 995/1000. В эту категорию включается как золото в хранилище, так и находящееся в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей.
Операции учитываются на дату валютирования с учетом начисленных процентов.
Пересчет в доллары США осуществляется на основе официальных обменных курсов иностранных валют к российскому рублю и котировок золота, устанавливаемых Банком России и действующих по состоянию на отчетную дату.
Чтобы рассмотреть на конкретном примере состояние Международных резервов Российской Федерации обратимся за информацией к сайту ЦБ РФ и на основании полученных данных составим таблицу 1.
Таблица 1. Международные резервы Российской Федерации
Дата | Международные резервы | в том числе: | |||||
Валютные резервы | в том числе: | Монетарное золото | |||||
Иностранная валюта | Счет в СДР | Резервная позиция в МВФ | |||||
01.01.2012 | 498 649 | 453 952 | 441 162 | 8 729 | 4 061 | 44 697 | |
01.02.2012 | 505 391 | 456 550 | 443 627 | 8 820 | 4 104 | 48 841 | |
01.03.2012 | 513 978 | 463 810 | 450 848 | 8 847 | 4 116 | 50 168 | |
01.04.2012 | 513 491 | 465 664 | 452 646 | 8 808 | 47 827 | ||
01.05.2012 | 524 370 | 476 458 | 463 088 | 8 818 | 4 553 | 47 912 | |
2.3 Сравнительная таблица 2. Денежно-кредитные системы зарубежных стран и Российской Федерации
Показатель | РФ | США | Япония | |
1. Национальная Валюта | Рубль | Доллар | Йена | |
2. Банковская система | Двухуровневая банковская система: 1. Центральный банк РФ 2. Кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков | Двухуровневая банковская система: 1. Центральный банк США — федеральная резервная система. 2. Сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений | Двухуровневая банковская система: 1. Банк Японии 2. Коммерческие банки; специализированные кредитные институты. Правительственные кредитные учреждения; почтовые сберегательные кассы. | |
3. Функции, задачи, инструменты ЦБ | Задачи: — защита и обеспечение устойчивости рубля; — развитие и укрепление банковской системы РФ; — обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Инструменты: 1) Процентные ставки по операциям Банка России; 2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) Операции на открытом рынке; 4) Рефинансирование кредитных организаций; 5) Валютные интервенции; 6) Установление ориентиров роста денежной массы; 7) Прямые количественные ограничения; 8) Эмиссия облигаций от своего имени. | Федеральная резервная система является центральным банком США. Обязанности Федерального банка; 4 направления — осуществление монетарной политики государства путем влияния на денежную ситуацию и кредитование экономики. — контроль и регулирование деятельности банковских учреждений для обеспечения надежности и разумного устройства банковской и финансовой системы страны. — подержание стабильности финансовой системы и сдерживание системного риска, который может возникать на финансовых рынках; — предоставление финансовых услуг депозитным учреждениям, правительству США и иностранным официальным учреждениям. | Функции: 1. Выпуск банкнот; 2. Реализация денежно-кредитной политики; 3. Изменение нормы обязательных банковских резервов, 4. Операции на финансовых рынках, 5. Регулирование учетной ставки процента, 6. Осуществление взаиморасчетов коммерческих банков; 7. Мониторинг и проверка финансового положения. 8. Проведение операций с государственными ценными бумагами; 9. Осуществление международной деятельности; 10. Выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований. Инструменты: 1. Изменение нормы обязательных банковских резервов, 2. Операции на финансовых рынках, регулирование учетной ставки процента. | |
4. Функции, задачи и операции финансово-кредитных институтов | задачи и операции финансово-кредитных институтов Функции коммерческих банков: 1. Аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств, 2. Предоставление кредита, 3. Посредничества в осуществлении платежей и расчетов. Операции коммерческих банков: 1) Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; 2) Размещение от своего имени и за свой счет; 3) Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц. 5) Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) Выдача банковских гарантий; 9) Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. | Важное место в кредитной системе занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки, кредитные кооперативы. Основными функциями коммерческих банков являются: 1) Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; 2) Кредитование предприятий, государства и населения; 3) Выпуск кредитных денег; 4) осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; 5) Эмиссионно-учредительская функция; 6) Консультирование, представление экономической и финансовой информации. | Японские банки выполняют следующие операции — платят различным фирмам за коммунальные услуги, расплачиваются за покупки в магазинах, перечисляют деньги на счет его клиентов за выполненную ими. | |
5. Нормативная база | — Конституция РФ — ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России) — ФЗ «О банках и банковской деятельности» — другие ФЗ — нормативные акты ЦБ. | В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов: — законодательных актов и постановлений Конгресса; институционального обеспечения; — механизм саморегулирования рынка ценных бумаг — апробированной методики вмешательства государства в деятельность фиктивного сектора экономики. | — Закон о Банке Японии В Японии нет большого числа законодательных предписаний для банков, и в этом состоит особенность банковского дела в этой стране. Система коммерческих банков руководствуется в своей деятельности так называемыми направляющими указаниями, т. е. устными предписаниями министерства финансов. | |
3. Анализ результатов деятельности Промсвязьбанка на период 2010 года
В практической части курсовой работы я проанализировал Денежно — Кредитную политику открытого акционерного общества Промсвязьбанк на период 2010 года, выделив значимые тенденции о прибылях и убытках данного банка, а также ключевые изменения в Балансе за 2010 год.
Также отмечу, что практический анализ работы подкреплен графиками и таблицами для более четкого понимания и рассмотрения поставленной цели.
Значимые тенденции в Отчете о прибылях и убытках.
* В 2010 г. Промсвязьбанк получил чистую прибыль в размере 2,5 млрд рублей, основная часть которой (1,9 млрд) была заработана во 2-м полугодии. Данный уровень прибыли был достигнут за счет восстановления маржинальности кредитных продуктов, роста их объема, а также сокращения отчислений в резервы в связи с постепенным сокращением уровня необслуживаемых кредитов.
* 2010 год характеризовался существенным снижением кредитных ставок, высокой конкуренцией за качественных заемщиков и, как следствие, давлением на маржинальность кредитных продуктов. Под влиянием этих тенденций чистый процентный доход банка сократился по сравнению с 2009 г. на 19,9% и составил 20,6 млрд рублей. Однако за счет эффективного управления активами и пассивами (сокращение избыточной ликвидности, снижение стоимости фондирования) Промсвязьбанку удалось ослабить это давление и уже во II квартале показать позитивную динамику как по процентной марже, так и по чистому процентному доходу: чистая процентная маржа во 2-м полугодии увеличилась до 4,9% с 4,3% в 1-м, а чистый процентный доход оказался на 4% выше, чем в 1-м.
* Чистый комиссионный доход на протяжении всего 2010 г. демонстрировал позитивную динамику, что позволило на 7,7% превзойти показатели 2009 г. Рост чистого комиссионного дохода во 2-м полугодии по сравнению с 1-м составил почти 22%. Как и прежде, основными источниками комиссионного дохода являются комиссии от документарных операций (рост составил 13%), комиссии за расчетно-кассовое обслуживание (рост — 28%) и операции с пластиковыми картами (рост — 14%).
* Ухудшение соотношения расходов и доходов с 39 до 53% произошло вследствие сокращения операционного дохода, вызванного общерыночным сокращением чистой процентной маржи относительно высокого уровня кризисного 2009 г., а также увеличившимися расходами на персонал.
* Благодаря тому, что банку удалось достичь устойчивой тенденции к сокращению доли необслуживаемых кредитов в портфеле, объем отчислений в резервы под обесценение кредитов за 2010 г. сократился более чем в 2 раза: 10,4 млрд рублей против 20,9 млрд в 2009 г.
Ключевые изменения в Балансе за 2010 год
* Капитал, рассчитанный в соответствии с Базельским соглашением, увеличился на 17% и составил 60,6 млрд рублей.
Рост произошел за счет увеличения уставного капитала в феврале 2010 г., выпуска новых субординированных еврооблигаций в июле и капитализации полученной прибыли.
* Активы увеличились несущественно и составили 475 млрд рублей, что явилось следствием политики Промсвязьбанка по замещению кредитами избыточной ликвидности (схема 4, таблица 7 представлены с 2008 по 2010 год) образовавшейся в конце 2009 г. (ее уровень сократился на 35% до 100 млрд рублей, вернувшись к оптимальному значению 21% от активов банка).
* Портфель кредитов клиентам (таблица 4, схема 2), за вычетом резерва под обесценение, увеличился почти на 17% и составил 311 млрд рублей. Доля кредитного портфеля в активах банка по сравнению с прошлым годом существенно возросла и составила 65% (2009 г. — 57%).
В целом, в 2010 г. кредитный портфель Промсвязьбанка продемонстрировал существенный рост, превысивший среднерыночный показатель (14,2% против 11,5% по данным Банка России).
При этом корпоративный портфель и портфель МСБ показали более динамичный рост — на 19,5 и 18,5% соответственно. Розничный кредитный портфель в течение 2010 г. продолжал амортизироваться (сокращение портфеля составило 19,8%), однако темпы амортизации во 2-м полугодии замедлились в связи с перезапуском в июле программ розничного кредитования.
* Качество кредитного портфеля по итогам 2010 г. существенно улучшилось. Доля необслуживаемых кредитов в портфеле сократилась до 9,2%, что существенно меньше результата 2009 г. (12,3%) и 1-го полугодия 2010 г. (11,9%). Сокращение доли необслуживаемых кредитов произошло по всем направлениям бизнеса банка, как за счет абсолютного сокращения величины таких кредитов (за счет продаж и списаний), так и за счет роста портфеля. Признаком улучшения качества кредитного портфеля также явилось почти двукратное сокращение за год доли кредитов с пересмотренными условиями (с 26,0 до 13,5%) и уменьшение разницы между начисленными и полученными доходами (процентными и комиссионными) с 17 до 4%.
* Промсвязьбанк продолжает проводить политику по поддержанию уровня покрытия необслуживаемых кредитов резервами не менее чем на 100% (2010 г. — 117%, 2009 г. — 103%).
* Портфель ценных бумаг (торговых, имеющихся в наличии для продажи и удерживаемых до погашения) представлен в таблице 6. По итогам 2010 г. он вырос на 6% и составил 52,1 млрд рублей, однако его доля в активах практически не изменилась (2010 г. — 11%; 2009 г. — 10,4%). Его состав, как и прежде, является достаточно консервативным: около 70% вложений составляют высоколиквидные ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, при этом доля государственных и муниципальных ценных бумаг увеличилась с 34% на конец 2009 г. до 44% на 31 декабря 2010 года.
*Проведение фондирования (таблица 5. схема способствовало увеличению средств на депозитах и текущих счетах клиентов на 2,6% и составили 297 млрд рублей, что соответствует 69% от общего объема обязательств банка (2009 г. — 67%). В целях поддержания операционной эффективности Промсвязьбанк в 2010 г. активно снижал стоимость привлечения ресурсов (так, ставки по депозитам физических лиц снижались 5 раз в течение года), но, несмотря на это, банку удалось сохранить и приумножить клиентскую базу. Депозиты физических лиц в течение всего 2010 г. демонстрировали позитивную динамику (рост составил 12,1%), а депозиты юридических лиц незначительно сократились (на 2,1%). Доля депозитов физических лиц в средствах клиентов выросла с 33 до 36%, что является следствием политики банка по увеличению диверсификации клиентской базы.
Таблица 4. Кредитный портфель
млрд руб. | % изменения (2010 к 2009) | ||||
Корпоративные кредиты | 19,5 | ||||
В т.ч. стандартные кредитные продукты | 22,1 | ||||
торговое и долгосрочное финансирование | 13,7 | ||||
— факторинг | 8,4 | ||||
Кредиты МСБ | 18,5 | ||||
Розничные кредиты | 19,8 | ||||
Таблица 5. Фондирование
млрд руб. | Изменения (2010 к 2009) | ||||
Депозиты юр. Лиц | 2,1 | ||||
Депозиты физ. лиц | 12,1 | ||||
Собственные средства к активам (%) | 9,4 | 8,1 | 8,5 | 1,3 | |
Таблица 6. Портфель ценных бумаг (торговых, в наличии для продажи и удерживаемых до погашения)
млрд руб. | ||||
Портфель ценных бумаг, в т. ч. | ||||
ОФЗ, муниципальные облигации, облигации Банка России | ||||
Корпоративные облигации | ||||
Банковские векселя | ||||
Акции | ; | ; | ||
Ликвидность с 2008 по 2010 год. Таблица 7.
(%) | ||||
Ликвидные активы (млрд руб.) | ||||
Удельный вес ликвидных активов на балансе банка | ||||
Норматив мгновенной ликвидности — min 15% | ||||
Норматив текущей ликвидности — min 50% | ||||
Кредиты (за вычетом резервов) к депозитам | ||||
Заключение
Денежно-кредитная политика — один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через него — на реальный национальный продукт, занятость и стабилизацию цен.
При планировании и подготовке регулирующих мероприятий в современных условиях наиболее актуальным является вопрос о выборе тех или иных инструментов воздействия на экономическую конъюнктуру. Опыт денежно-кредитного регулирования в развитых странах в последней четверти XX века показывает ослабление взаимосвязи между динамикой денежной массы и среднегодовым уровнем инфляции. Во многом это обусловлено «размыванием» границ национальных финансовых рынков, ростом их зависимости от внешних факторов, находящихся вне сферы контроля центральных банков. В результате меняются цели использования ряда «классических» инструментов денежно-кредитной политики (купля-продажа финансовых активов на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов): вместо прямого воздействия на объем денежного предложения широкое распространение получило применение указанных инструментов для косвенного влияния на систему процентных ставок и стоимость кредита. Начавшийся в 1990;х гг. процесс перехода центральных банков развитых стран непосредственно к установлению и достижению ориентира по инфляции сопровождался пересмотром имеющихся в арсенале центрального банка механизмов регулирования денежно-кредитной сферы в пользу инструментов, имеющих четко выраженный рыночный характер.
На сегодня перед Банком России стоит задача на основе текущей политики и действующего механизма обеспечить устойчивый низкоинфляционный рост. И уже сегодня происходят коренные изменения в использовании инструментов денежно-кредитной политики в России, например, явно замечено некоторое начало перехода от преимущественно административных методов регулирования банковской деятельности к экономическим. Одной из ближайших целей является введение инфляционного таргетирования как инструмента денежно-кредитной политики. Нерешёнными остаются вопросы использования средств Стабфонда и эффективного управления золотовалютными резервами. Значительного усложняет проведение монетарной политики и прогнозирования макроэкономических показателей сырьевая ориентация экономики, т.к. из-за неё экономика страны оказывается зависимой в основном от внешних факторов: цен на нефть и курса рубля к доллару.
Кризис ликвидности ещё раз напомнил правлению ЦБ РФ о необходимости наладить систему рефинансирования коммерческих банков. Однако банки всё также продолжают занимать за границей, их капитализация недостаточна, залоги являются низко-рейтинговыми бумагами. Пожалуй, в этом вопросе Банк России должен действовать более решительно, т.к. ресурсы для кредитования банковской системы имеются. При этом необходимо комплексное развитие банковской системы в плане повышения её устойчивости, капитализации, роста доверия к отечественным банкам.
За последние два года заметно возрос авторитет рубля, с 2007 года начались торги на мировых биржах в российской валюте, что является несомненным достижением. Но укрепление курса рубля отрицательно сказывается на отечественном производстве, к тому же рост курса означает обесценение доходов от торговли нефтью, а также золотовалютных резервов, в которых до сих пор большую часть составляет доллар.
Список использованной литературы
1. Голикова Ю. С. Денежно-кредитная политика Центрального банка: современный инструментарий и задачи его активизации // Деньги и кредит. — 2010. — № 8. — С. 44−51.
2. Деньги, кредит, банки: учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. — 6-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2007. — 560 с.
3. Ершов М. В. Актуальные проблемы российской денежно-кредитной политики // Российский экономический журнал. — 2012. — № 7−8. — С. 3−9.
4. Василеншен Э. А. Центробанк и коммерческие банки в новой кредитной системе // Российский экономический журнал. — 2010. — № 12. — с. 30−32.
5. Матюхин О. Е. К вопросу о стратегии банковской реформы в России 2003;2010 гг. // Банковское дело. — 2010. — № 10. — с. 19.
6. Банковское дело. Под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливецкой. М., «Финансы и статистика», 2009 г. — 265 с.
8. Долан Э.Дж., Д. Е. Линдсей. Макроэкономика. С-Пб, «Литера плюс», 2006 г. — 457 с. Интернет — ресурсы:
9. Бажан А. И. Эффективна ли денежно-кредитная политика России? // Банковское дело. — 2009. — № 1.