Государственный долг: опыт развитых стран и проблемы для России
Эксперты считают, что угрозы дефолта нет. Действительно, США вряд ли допустят дефолт по своим обязательствам перед кредиторами. Во-первых, дефолт по казначейским облигациям возможен только в случае невыплаты процентов, поскольку основной долг стандартно рефинансируется путем выпуска новых облигаций на ту же сумму. Как правило, Минфин США пролонгирует казначейские облигации таким образом каждый… Читать ещё >
Государственный долг: опыт развитых стран и проблемы для России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственного долга
1.1 Сущность и причины государственного долга, его классификация и виды
1.2 Управление государственным долгом. Пути погашения и последствия накопления государственного долга Глава 2. Анализ государственного долга и его показателей в некоторых странах
2.1 Особенности государственного долга в США
2.2 Характерные черты государственного долга в странах ЕС Глава 3. Анализ государственного долга Российской Федерации
3.1 Анализ структуры и динамики внешнего государственного долга Российской Федерации
3.2 Анализ структуры и динамики внутреннего государственного долга Российской Федерации
3.3 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации Заключение Список литературы Приложения
Введение
Безусловно, государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Наличие государственного долга характерно для большинства развитых и развивающихся стран и является нормальной мировой практикой. Большинство стран мира, проводя экономические преобразования, обращаются к внешним и внутренним займам. Тем не менее, проблема государственных займов долгое время была недооцененной. Об этом свидетельствует хотя бы то, что вопрос о необходимости целенаправленного управления государственным долгом оставался, по существу, дискуссионным до середины 90-х гг. Также это подтверждается тем, что уже к концу 80-х гг. перед многими странами стояла проблема перенакопления долгов и что до недавнего времени во многих странах отсутствовали национальные органы власти, ответственные за проведение политики управления долгов.
Однако в последние годы из-за угрозы долгового кризиса не только в развивающихся, но и в развитых странах, отношение к проблеме государственного долга претерпело существенные изменения. В данный момент проблема управления государственным долгом относятся к числу тех ключевых проблем, которыми активно занимаются органы государственного регулирования любой рыночной экономики и от эффективности решения которых не в последнюю очередь зависит экономический рост страны. Управление государственным долгом является важнейшим направлением бюджетной политики государства. Именно поэтому эта проблема так актуальна в настоящее время.
Целью данной работы является изучение сущности государственного долга, его структуры, динамики, а также оказываемое влияние на экономику как Российской Федерации, так и других стран мира.
Задачи работы состоят в следующем:
1. Раскрыть сущность государственного долга, причины его возникновения и последствия накопления;
2. Рассмотреть виды и формы государственного долга;
3. Рассмотреть основные способы управление государственным долгом;
4. Рассмотреть динамику и опыт управления государственным долгом в США и в странах ЕС;
5. Проанализировать текущие состояние внешнего и внутреннего государственного долга РФ и их влияние на экономику государства.
Предмет исследования: процессы возникновения, обслуживания и погашения государственного долга.
Объектом исследования является понятие государственного долга, а также государственные долги вышеупомянутых стран.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственного долга государственный долг российский
1.1 Сущность и причины государственного долга, его классификация и виды Существует несколько определений термина «государственный долг». Наиболее распространенным является определение государственного долга как результата финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.
Также государственный долг характеризуется как сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты).
Кроме того, в законодательстве большинства стран прописано определение, применяемое в данном государстве. Так, в статье 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано юридическое определение понятию государственного долга. Согласно Кодексу, к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.
Так каковы же причины появления государственного долга? Каждое государство, проводя бюджетную политику, стремится к достижению баланса между государственными расходами и доходами. Однако в силу действия различных факторов (экономических, социальных, политических и др.) часто возникает ситуация, когда доходы и расходы бюджета количественно не равны между собой — государственный бюджет несбалансирован. В случае если доходы бюджета превышают его расходы, возникает бюджетный профицит. Считается, что профицит бюджета является наиболее оптимальным, идеальным исполнением государственного бюджета. Тем не менее, на практике почти во всех странах мира в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов.
Причин бюджетному дефициту множество. К ним можно отнести спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, сокращение налогов в целях стимулирования экономики и неэффективная налоговая политика в целом, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы, коррупция в государственном секторе, чрезвычайные обстоятельства, такие, как война, революция и другие социальные конфликты, стихийные бедствия и крупные катастрофы и т. п. Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы.
Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита — это государственные займы, ужесточение налогообложения и дополнительная эмиссия денег. Последствия эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для досрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения, что приводит к экономическому спаду и деградации денежной системы. Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они негативно воздействуют на экономику страны. Как правило, из текущих бюджетных расходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко все новым займам; покрывая старые долги, они делают все больше новые.
Существует множество различных признаков, по которым можно произвести классификацию государственного долга.
По одной из основных классификаций государственного долга, его можно разделить по сроку заимствования средств. Во многих странах, включая Россию, государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный, однако единых сроков для классификации нет. Так, в России короткий срок — до одного года, средний срок — от одного года до пяти лет, долгий срок — от пяти до 30 лет включительно; в США краткосрочный государственный долг — год и менее, среднесрочный — от двух до 10 лет включительно, долгосрочный — свыше 10 лет; в Великобритании короткий срок — менее семи лет, средний — от 7 до 15 лет, долгий — свыше 15 лет.
Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственный органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств.
Кроме того, государственный долг подразделяться на валовой и чистый. Валовой долг — это долг «сам по себе». Под чистым государственным долгом понимается разность между валовым долгом и активами государства. Чистый государственный долг по отдельным странам не так высок, как валовой; в некоторых странах этот показатель имеет отрицательное значение. В подавляющем большинстве стран, включая США и Россию, государство управляет своим долгом как валовым долгом.
По способу обращения государственные займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы оформляются в ценные бумаги, свободно обращающиеся после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы оформляются в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т. е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже.
По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.
В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств государственный долг может быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения.
По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды:
· процентные займы. Доход по данному типу займа устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга;
· дисконтные займы. Доход по данному типу займа инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
· выигрышные займы. Доход по данному типу займа выплачивается на основе тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;
· индексационные займы. Доход по данному типу займа выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
Однако наибольшее распространение получила классификация государственного долга по критерию валюты долга и источнику заимствований. По этому признаку можно выделить внешний долг и внутренний долг.
В международной практике к настоящему времени существуют два различных определения внешнего долга. В первом случае главным признаком внешнего долга является сумма обязательств, выраженных в иностранной валюте. Такой подход имеет место, как правило, в странах с частично конвертируемой валютой. Во втором случае внешний долг рассматривается как совокупный долг нерезидентам (независимо от того, в какой валюте — иностранной или национальной — он выражен) Международные экономические отношения: учебник / под ред. Б. М. Смитиенко. -2 изд. — М.:ИНФРА-М, 2012. — 528 с. — (Высшее образование). В нашей стране предпочтение отдают первому определению. Так, Бюджетный кодекс РФ дает определение понятию внешнего долга Российской Федерации как долговых обязательств Российской Федерации, возникающих в иностранной валюте.
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:
· Другие государства;
· Международные финансовые организации (например, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);
· Частные фонды — нерезиденты.
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. Для покрытия задолженности государству необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Внешний долг (особенно крупномасштабный) во многом ограничивает государственный суверенитет страны-должника и поэтому он является важнейшим аспектом национальной экономической безопасности любой страны.
Внутренний долг — это долг государства своему населению (резидентам). Однако понятие внутреннего долга также может определяться как сумма обязательств, выраженных в национальной валюте. Бюджетный кодекс нашей страны определяет внутренний долг РФ следующим образом: «Внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».
Преимуществом внутренних заимствований является то, что деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, а прироста денежной массы не происходит. Такое заимствования не способствует утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга, а приводят к перераспределению доходов внутри страны. Именно поэтому нарастание внутреннего долга считается менее опасным для национальной экономики, чем рост внешнего долга.
Таким образом, внешние и внутренние заимствования государства могут, с одной стороны:
· Инициировать рост производства;
· Развивать новые технологии;
· Сглаживать социальные проблемы в период кризиса в стране.
С другой стороны, они способны привести государство поэтапно к так называемой «долговой петле» со всеми вытекающими из этого последствиями. Для оздоровления экономики и ее эффективного развития необходимо создание оптимальной системы управления государственным долгом. Толстоброва Н. А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации [Текст] / Н. А. Толстоброва, В. П. Постников, М. А. Каменских // Финансы и кредит. — 2013. — № 20. — С. 37−42
В мировой практике для относительной характеристики величины государственного долга используется специальные показатели — относительные параметры внешнего долга.
Один из таких показателей — отношение валового внешнего долга к ВВП в процентном соотношении (до 48% - низкий уровень внешнего долга; 48−80% - средний; более 80% - высокий). Также используется показатель, показывающий процентное соотношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг (до 132% - низкий уровень внешнего долга; 132−220% - средний уровень; более 220% - высокий уровень).
Для оценки отягощенности долгом часто используют еще один показатель — коэффициент обслуживания долга. Его определяют как отношение очередных платежей в погашение долгои краткосрочных кредитов и процентов по всем кредитам и валютным поступлениям к валютным поступлениям (экспорту товаров и услуг). Эта характеристика, как и большинство других показателей, не остается неизменной. Если в начале 60-х гг. было распространено мнение, что уровень безопасности по данному показателю составляет 7%, то в конце 60-х гг. он был поднят до 10%, а в настоящее время показатель в 30% рассматривается как умеренный.
Также здесь стоит отметить основные формы долговых обязательств РФ, определенные в статье 98 БК РФ. К ним относятся:
· кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
· договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
· соглашения и договоры, в т. ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
1.2 Управление государственным долгом. Пути погашения и последствия накопления государственного долга Государственный долг оказывает существенное влияние на социально-экономическую и политическую жизнь государства, поэтому его наличие автоматически подразумевает необходимость выполнения государством функций по его управлению.
Существует несколько определений термина «управление государственным долгом», однако ни одно из них не является единым, общепринятым.
Под управлением государственным долгом в широком смысле понимают формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Управление государственным долгом в широком смысле — прерогатива законодательных органов власти (иногда правительства) и заключается в формировании политики в отношении государственного долга (внутреннего и внешнего); установлении границ государственной задолженности (в т.ч. в определении размера бюджетного дефицита и, следовательно, объемов займов, привлекаемых для его финансирования); определении основных направлений и целей воздействия на микрои макроэкономические показатели; установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и т. д.
Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг. Управление задолженностью в узком смысле осуществляют исполнительные органы власти, главным образом Министерство финансов.
Государственный долг может быть финансовым инструментом и объектом управления одновременно. В качестве финансового инструмента государственный долг обеспечивает возможность законодательным и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, на уровень сбережений и многие другие экономические процессы. Одновременно государственный долг выступает в качестве объекта управления, когда органы власти устанавливают все необходимые практические аспекты его функционирования. Так, органы власти определяют соотношение между различными видами долговой деятельности, регулируют структуру государственного долга по срокам обращения и доходности долговых обязательств, устанавливают порядок выпуска и обращения государственных займов, предоставления и возврата государственных кредитов и государственных гарантий, а также выполнения финансовых обязательств по ним.
В процесс управления государственным долгом можно выделить, по меньшей мере, пять этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи управления.
На первом этапе определяются верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга, предел внутренних и внешних заимствований, а также гарантий государства; формируются программы этих заимствований и гарантий.
На втором этапе осуществляется формирование программы выпуска государственных ценных бумаг и определение условий предстоящих заимствований (сроков погашения, уровня доходности и порядка выплаты этих доходов и иные условия, которые способствуют увеличению привлекательности заимствований для инвесторов).
На третьем этапе осуществляется размещение государственных ценных бумаг и регулирование котировок по государственным долговым обязательствам на вторичном рынке государственного долга, что позволяет регулировать эффективность заимствований и размер текущего государственного долга.
На четвертом этапе осуществляются мероприятия, которые становятся необходимыми в случае наличия проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций, то есть если государство не в состоянии обслуживать или погашать свои задолженности. В этом случае оно ведет переговоры с инвесторами по поводу продления сроков долговых обязательств, частичного аннулирования долга, снижения процентных ставок по обслуживанию долга, секъюритизации и т. п.
Пятый этап — исполнение оригинальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию или погашению государственных внутренних и внешних долгов.
Управление государственным долгом РФ осуществляется правительством РФ. Обслуживание внутреннего государственного долга осуществляет Центральный банк РФ, а внешнего — Внешэкономбанк. Эти банки осуществляют свою деятельность на основе особых соглашений с Минфином РФ. Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Российская Федерация несет ответственность по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований только в случае, если они были гарантированы федеральным правительством. Тогда общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга, а общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.
Вся информация о внутренних и внешних заимствованиях государства вноситься в Государственную долговую книгу Российской Федерации. Она ведется Министерством финансов РФ.
Выделяют стратегическое и оперативное управление государственным долгом.
Стратегическое управление заключается в принятии законов и решений, которые касаются перспективных вопросов развития государственного долга. Так, в рамках стратегического управления формируется политика в отношении государственного долга, устанавливаются основные показатели и предельные значения государственной задолженности, определяются основные направления использования привлеченных ресурсов. Стратегические вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента и Правительства Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство и Министерство финансов Российской Федерации, а также Центральный банк России, Внешэкономбанк и Сбербанк как агенты Министерства финансов Российской Федерации. Оперативное управление заключается в определении условий выпуска отдельных займов, организации рынка государственных ценных бумаг, реализации государственных гарантий, осуществлении контрольных действий, выплате доходов и погашении долговых обязательств и выполнении некоторых других мероприятий.
Идеальный способ обслуживания и погашения государственного долга — это своевременный возврат долга и процентов по нему. Однако намерения государства не всегда совпадают с реальными возможностями. Ввиду непредвиденных обстоятельств, сложной экономической, социальной, политической ситуации в стране возникает неспособность государства вовремя произвести выплаты процентов или уплаты основной суммы долга. Серьезное нарушение графика платежей является явным признаком долгового кризиса в стране. Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Существует несколько путей преодоления долгового бремени и погашения государственного долга.
· Традиционный путь — выплата долгов за счет золотовалютных резервов.
· Консолидация внешнего долга, т. е. объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента. Консолидация возможна только с согласием кредиторов. Для согласования действий кредиторы создают специальные организации — клубы, где вырабатывают солидарную политику к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства. Наиболее известными объединениями являются Парижский клуб, который объединяет правительства стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), и Лондонский клуб, объединяющий коммерческие банки-кредиторы.
· Конверсия внешнего долга, т. е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права.
· Рефинансирование государственного долга, т. е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
· Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам или организациям (например, к МВФ). Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обуславливают жесткие требования.
· Реструктуризация государственного долга, при которой происходит погашение долговых обязательств с заменой их иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Иными словами, реструктуризация долга — это пересмотр условий его обслуживания;
· Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;
· Аннулирование государственного долга — мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу.
Традиционно считается, что рост дефицита бюджета и накопление государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия, самыми существенными из которых являются следующие:
1. Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов наименее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. тот, кто владеет облигациями, становится еще богаче;
2. Повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т. д.;
3. Существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж;
4. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны. Государству становится сложно получить иностранные займы. Часто условия предоставления новых кредитов не соответствуют интересам страны-должника;
5. Когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, то это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций;
6. Долговое бремя перекладывается на будущие поколения: если рост государственного долга не сопровождается экономическим ростом, необходимость его погашения приведет к сокращению объема потребления будущих налогоплательщиков;
7. Создается угроза инфляции в досрочном периоде;
8. С ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне;
9. Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.
Таким образом, в последние годы проблема государственного долга приобрела глобальный характер. В целом должниками в настоящее время являются свыше 160 стран. Продолжительный рост бюджетного дефицита и накопление государственного долга приводят страну к экономическому упадку и кризису. Однако, грамотно распорядившись возможностью привлечения заемных средств, можно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить острые социальные проблемы, но и в принципе использовать полученные займы с большой пользой для своей страны.
Глава 2. Анализ государственного долга и его показателей в некоторых странах
2.1 Особенности государственного долга в США Вот уже на протяжении столетия США являются супердержавой, играющей ключевую роль на мировой политической и экономической арене. До недавнего времени США являлись первой экономикой мира (по итогам 2014 г. ВВП Китая по паритету покупательной способности опередил аналогичный показатель США «Газета.Ru» Экономика Китая обогнала США и стала первой в мире // Газета.Ру. — 2014. -[Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/business/news/2014/12/06/n_6 718 253.shtml (дата обращения: 01.05.15)). Экономика США является одной из наиболее развитых национальных экономик мира, лидирующей во многих отраслях мировой экономики. Это лидерство опирается на размеры хозяйства и уровень развития страны, мощный научно-технический потенциал, зрелость и динамизм развития рыночных институтов и механизмов, эффективность государственного регулирования экономики.
США принадлежит крупнейшая доля в мировом ВВП. Согласно данным МВФ, на 2014 г. ВВП США по номинальному значению достиг 14,42 трлн. долл.; ВВП США по паритету покупательной способности на 2014 г. составил 17,46 трлн. долл. (Приложение 1). В 2014 г. ВВП США на душу населения по ППС достиг 54 597 долл. (по этому показателю США входят в первую десятку стран-лидеров). Темпы роста ВВП США на протяжении последних пяти лет растет в среднем на 2% (в 2013 г. этот показатель составил 2,2%, в 2014 г. — 2,4%). Кроме того, США уже многие годы являются одним из лидеров в мировом экспорте и импорте товаров и услуг — на долю страны приходится около 13% общемирового экспорта и около 18% общемирового импорта.
Однако, несмотря на весь экономический потенциал и уровень развития экономики, США продолжают оставаться самым крупным должником в современном мире.
В основном внешний долг страны увеличивается вследствие дефицита бюджета (правительство тратит больше денег, чем собирает с помощью налогов). Так, дефицит бюджета США фиксируется с конца 60-х годов XX в. (с 1970 г. профицит бюджета США был зафиксирован только четыре раза — в 1998 — 2001 гг.). Вторым фактором увеличения внешнего долга является многолетний отрицательный торговый баланс США (объем импорта существенно превышает объем экспорта).
Соотношение госдолга США с ВВП достигло максимума в 1946 г., что стало следствием массивных военных расходов в период Второй мировой войны. Тогда данный показатель составил 121,2% ВВП. Однако опережающая динамика роста экономики над ростом госдолга (с середины 1940;х по начало 1980;х годов) позволила сократить данный показатель до уровня 33—36%. С 1980;х годов, однако, объём государственного долга стал расти намного быстрее экономики. Разрыв между динамикой роста ВВП и роста государственного долга увеличился в 2000;х годах. Также растет отношение размера государственного долга к размеру ВВП. В 2011 г. этот показатель впервые стал больше 100% (Приложение 2).
На данный момент государственный долг США составляет 18,15 трлн. долл., при этом 56,6 тыс. долл. государственного долга приходится? на каждого гражданина, 154 тыс. долл. — на каждого налогоплательщика. С начала президентства Барака Обамы государственный долг вырос на 71%, или более чем на 7,5 трлн. долл.
Итак, в марте 2015 г. государственный долг США превысил 18 трлн. долл., а это значит, что в США вновь начал действовать лимит государственного долга. Проблема потолка государственного долга в США остается нерешенной много лет. Потолок государственного долга — уникальная мера управления экономикой, существующая в США с 1917 года и призванная сдерживать расходы государства. Решение о повышении государственного долга принимается вне рамок обсуждения бюджета. Из-за растущих расходов потолок государственного долга приходится постоянно поднимать. Но в последнее время эти решения даются нелегко: республиканцы рассматривают их как последнюю возможность надавить на правительство и сократить расходы бюджета.
В 2011 году государственный долг США впервые превысил 100% ВВП, а затянувшаяся дискуссия о поднятии потолка государственного долга привела к тому, что международное агентство Standard & Poor’s впервые с 1917 года понизило кредитный рейтинг страны (на один уровень, до АА+). В 2012 году вопрос с госдолгом наложился на обсуждение так называемого фискального обрыва — одновременного сокращения расходов госбюджета и прекращения действия налогов. В итоге Минфину пришлось идти на «чрезвычайные меры», что высвободило около 200 млрд долл. на текущие потребности, и дефолта удалось избежать. Одобрить повышение лимита было нелегко и в 2013 г., когда затянувшееся противостояние республиканцев и демократов привело к тому, что была остановлена работа всех федеральных органов власти более чем на две недели. Романова К. Недолго без госдолга. США вновь достигли потолка гослолга // Газета.Ру. — 2015. -[Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/03/17/6 602 149.shtml (дата обращения: 01.05.15)
На этот раз споры вокруг повышения разрешенного порога задолженности могут быть еще более ожесточенными. Так что же будет, если лимит государственных заимствований не будет повышен или вновь приостановлен? Наступит ли дефолт США?
Эксперты считают, что угрозы дефолта нет. Действительно, США вряд ли допустят дефолт по своим обязательствам перед кредиторами. Во-первых, дефолт по казначейским облигациям возможен только в случае невыплаты процентов, поскольку основной долг стандартно рефинансируется путем выпуска новых облигаций на ту же сумму. Как правило, Минфин США пролонгирует казначейские облигации таким образом каждый четверг. Эти операции не приводят к увеличению государственной задолженности и могут продолжаться в регулярном режиме, без оглядки на потолок заимствований. Во-вторых, США в самом крайнем случае могут прибегнуть к так называемой приоритизации выплат: задержать или приостановить платежи по внутренним обязательствам ради своевременных выплат внешним кредиторам. Ратников А., Ткачев И. В США снова «заработал» потолок государственного долга // РосБизнесКонсалтинг. — 2015. — [Электронный ресурс]. URL: http://top.rbc.ru/finances/16/03/2015/5506e19b9a794724bb1b7614 (дата обращения: 01.05.15) Кроме того, уже долгие годы Америка живет в долг, выпускает государственные ценные бумаги, которые покупают центральные банки многих стран (Приложение 3). Американские власти всегда выполняли все финансовые обязательства в полном объеме, и это позволяет мировому финансовому сообществу считать казначейские обязательства США самыми надежными. «Периодические трудности с повышением лимита государственного долга — это отрицательная особенность американской системы фискального управления, — отметило рейтинговое агентство Moody’s в одном из своих докладов. — Но даже при этой особенности способность правительства осуществлять своевременные процентные платежи по долгу остается незыблемой».
Таким образом, США являются самым крупным должником в современном мире. Однако сами по себе абсолютные масштабы государственного долга еще не свидетельствуют о степени остроты обслуживания и погашения этого долга. Поэтому на данный момент риск экономической катастрофы в краткосрочной перспективе минимален. Потенциальная угроза таится в среднеи долгосрочной перспективах. Сейчас важнейшими целями в США являются недопущение чрезмерной бюджетной консолидации в краткосрочной перспективе, оперативное повышение верхнего предела долга и согласование вызывающего доверие плана бюджетной консолидации на среднесрочную перспективу с акцентом на реформу обязательных пособий, пенсионной, медицинской и налоговой систем.
2.2 Характерные черты государственного долга в странах ЕС Европейский союз, в состав которого к 2014 г. входили 28 государств с населением более 506 млн. чел., представляет собой крупнейшее в мире экономическое и политическое интеграционное объединение и занимает позиции одного из лидеров современной мировой экономики.
Экономика Еврозоны является одной из крупнейших в мире. Согласно оценке МВФ совокупный ВВП ЕС по паритету покупательной способности в 2012 г. составил 17 730 млрд долл., в 2013 г. — 18 011 млрд долл., в 2014 г. — 18 526 млрд долл. При этом номинальный ВВП Европейского союза в 2012 г. достиг 16 673 млрд долл., в 2013 г. — 17 372 млрд долл. В свою очередь номинальный ВВП ЕС на душу населения оценивается в 32 125 долл.
Материальную основу ЕС составляют ведущие промышленно развитые страны: Германия, Италия, Франция, Испания, Великобритания, на которых приходится около 80% совокупного ВВП стран, входящих в ЕС. Вместе с тем с учетом фактора возрастания в экономике (совокупном мировом ВВП) удельного веса Китая, Индии, некоторых других развивающихся стран, а также (при благоприятном варианте развития) и России, доля Европейского союза в долговременной перспективе будет сокращаться. Начавшийся в 2008 г. мировой финансово-экономический кризис негативным образом отразился на положении ЕС в целом и отдельных входящих в его состав государств в мировой экономике.
1 ноября 2013 года исполнилось 20 лет со дня вступления в силу Договора о Европейском союзе (или неофициально — Маастрихского договора). Собственный юбилей Европа встретила не только в состоянии экономической рецессии, но и с невыполнением значительным числом европейских стран основополагающих Маастрихских критериев, согласно которым дефицит бюджета стран Еврозоны может составлять не более 3% ВВП, а накопленный государственный долг не должен превышать 60% ВВП. Однако по итогам 2014 г. совокупный государственный долг 28 стран ЕС составил 86,8% ВВП, а совокупный государственный долг 19 стран Еврозоны достиг 91,49% ВВП (по данным на 2013 г. эти показатели составляли 85,5% и 90,9% соответственно). В 16 из 28 стран ЕС государственный долг был выше максимально допустимых 60% ВВП.
По размерам государственного долга среди европейских стран на первом месте находится Великобритания (9,5 трлн. долл.), на втором — Франция (5,7 трлн. долл.), на третьем — Германия (5,5 трлн. долл.) Седова А. Долговой закат Европы // Сетевое СМИ «Свободная пресса». — 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://svpressa.ru/economy/article/105 164/ (дата обращения: 01.05.15). Странами-лидерами по относительному уровню государственного долга к ВВП являются Греция (177% ВВП), Италия (132,1% ВВП), Португалия (130,2% ВВП), Ирландия и Кипр (125,1% и 111,7% ВВП соответственно). Самыми благополучными с точки зрения объёма государственного долга странами ЕС оказались Эстония (10%), Болгария (18%) и Люксембург (22,4%) «Однако» Долги стран ЕС продолжают расти // Журнал — веб-проект «Однако». — 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.odnako.org/blogs/dolgi-stran-es-prodolzhayut-rasti/ (дата обращения: 01.05.15) .
Таким образом, в настоящее время сохраняется неопределенность в отношении экономического и финансового развития европейских стран. Несмотря на ряд мер, предпринятых правительствами стран ЕС по уменьшению задолженности, уже несколько стран (Греция, Италия, Португалия, Испания, Ирландия, Кипр) столкнулись с кризисом суверенных долгов, который им самостоятельно не преодолеть. Кроме того, высокий уровень безработицы (9,8% по данным на февраль 2015 г.), продолжающийся бюджетный дефицит и рост внешней задолженности стран ЕС стимулируют кризисные явления как в отдельных странах, так и в Евросоюзе в целом. И хотя в последние годы правительства стран еврозоны смогли удержать процесс роста государственных долгов, а кое-где, например, в Греции, удалось даже их сократить, ВВП этих стран тоже уменьшается, экономическая ситуация ухудшается, следовательно, долги становятся все более обременительными для населения.
По прогнозам экспертов, очередной спад в экономике в ближайшем будущем переживут страны Южной Европы, в первую очередь Греция, Испания, Италия, Португалия, Кипр, Хорватия, Венгрия и Болгария. Не исключено, что кризисная ситуация несколько усугубится во Франции, Ирландии и в ряде скандинавских стран — в Финляндии, Швеции, Дании. По всем параметрам улучшится состояние британской экономики, а также в государствах Восточной Европы — в Польше, Чехии и Словакии. Страны, не входящие в еврозону, окажутся в большем выигрыше. Также явным исключением является немецкая экономика, которая останется локомотивом ЕС, что будет способствовать дальнейшему укреплению позиций Берлина в Европе «Лента.Ру» Изменение евростандарта. Что ждет объединенную Европу в ближайшем будущем // «Лента.Ру». — 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/articles/2015/03/27/evro/ (дата обращения: 01.05.15). Однако также стоит сказать, что новый виток финансового кризиса и провал экономической политики в отношении Греции может привести к развалу Европейского союза.
Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что наличие высокого государственного долга является характерным признаком развитых государств. Правительства государств с развитой экономикой повышают и без того огромные государственные расходы на науку и культуру, образование и здравоохранение, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, социальное обеспечение и повышение уровня благосостояния граждан, вследствие чего возрастает бюджетный дефицит, а отсюда и объем государственных займов государства. Поэтому сейчас важнейшими целями экономической политики развитых стран должно стать недопущение чрезвычайного роста государственной задолженности, ухудшения других важнейших макроэкономических показателей, а также проведение различных реформ, способствующих формированию более рациональной и сбалансированной экономической политики.
Глава 3. Анализ государственного долга Российской Федерации
3.1 Анализ структуры и динамики внешнего государственного долга Российской Федерации
Для того чтобы объективно оценить современную ситуацию с внешним долгом России, необходимо обратиться к истории накопления государственного долга СССР, наследования Россией союзного долга и формирования собственного долга России.
Бывший СССР в послевоенный период был и крупным кредитором, и практически идеальным заемщиком: свои внешние заимствования он осуществлял умеренными темпами и обслуживал внешний долг строго по графику. Резкий рост масштабов внешнего долга страны произошел в 1985;1991 гг., т. е. в последние годы существования СССР.
Экономическое положение СССР начало быстро ухудшаться в середине 80-х гг. XX в., когда произошло резкое снижение цен на ряд важнейших топливно-сырьевых товаров (в т.ч. на нефть и газ). Произошло резкое сокращение золотовалютных резервов — с 15,3 млрд долл. в 1988 г. до 7,6 млрд долл. в 1991 г. Проводимая социально-экономическая «политика ускорения», не обеспеченная соответствующими ресурсами также внесла свой «вклад» в увеличение внешней задолженности. Возникли сложности с погашением взятых иностранных кредитов. В структуре внешней задолженности СССР преобладали краткои среднесрочные кредиты коммерческих банков, что делало достаточно высокую цену этих кредитов. Платежи по внешнему долгу выросли в 1986;1991 гг. в 2,5 раза и составили около 60 млрд долл. Однако это не привело к сокращению долга: значительная часть вновь привлекаемых внешних ресурсов уходила на его обслуживание.
Однако при этом существовала другая проблема — кроме «пассива» — внешнего долга СССР были еще и активы — обязательства других стран по отношению к СССР, золотовалютные резервы СССР, имущество СССР за рубежом. В начале 1992 г. обязательства других стран перед СССР оценивались более чем в 142 млрд долл. Ясно, что при этом «исчезал» субъект, которому нужно было возвращать долг (СССР), то еще яснее было, что «по частям» (России, Украине, Грузии и другим республикам бывшего СССР) получить долги других государств оказывается практически невозможным или чрезвычайно сложным. Поэтому позитивным шагом явилось то, что в 1992 г. Россией был подписан ряд двусторонних соглашений с другими республиками бывшего СССР о переоформлении на нее соответствующих долей как внешнего долга, так и активов бывшего союзного государства.
По официальным данным, признанный Россией советский внешний долг в 1991 г. составил 95,1 млрд долл., в том числе долг иностранным правительствам — 57,2 млрд долл., иностранным банкам и фирмам — 37,9 млрд долл. Половина внешнего долга бывшего СССР приходилась на кредиты, а 20,5% были обусловлены расчетами на поставку товаров в рамках стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
В 1990;х — начале 2000;х обслуживание внешнего долга было серьезной проблемой для экономики России. Согласно графику погашения этого долга Россия в течение только первых четырех лет (1992;1995 гг.) должна была выплатить почти 60 млрд. дол. С таким долговым бременем Россия, кризис экономики которой продолжал усугубляться, справиться не могла. В 1992 г. было выплачено лишь 1,3 млрд долл. Начались так называемые «технические» дефолты. До заключения соглашений о реструктуризации долга только в рамках Лондонского клуба была предоставлена 21 девяностодневная отсрочка платежей.
Несмотря на крупные в последующие годы суммы погашений внешнего долга, общая задолженность России сократилась крайне медленно. Во-первых, одни лишь ежегодные проценты по долгу составляли до 8 млрд долл. Bo-вторых, вплоть до 1999 г. Россия продолжала наращивать внешние заимствования. Рекордным оказался 1998 г., в течение которого прирост внешнего долга составил 27,3 млрд долл. (в том числе в связи с размещением четырех новых займов еврооблигаций на сумму 5 млрд долл.), государственный долг достиг 146,4% ВВП. По состоянию на 1 января 2000 года сумма внешнего долга России составляла 158,7 млрд. долларов США. Однако с начала 2000;х гг. степень остроты проблемы в значительной мере снизилась.
Благодаря увеличению мировых цен на сырье, существенному росту доходов Российской Федерации от экспорта нефти и созданию в 2004 г. Стабилизационного фонда РФ, стало возможным погасить многие внешние долги. Их обслуживание обходилось стране довольно дорого. Досрочная выплата внешних долгов позволила России сэкономить гигантские суммы на процентах.
Итак, первая досрочная выплата внешнего долга перед МВФ состоялась в 2001 году. Тогда была погашена задолженность Центробанка РФ в сумме 2,7 млрд долл. В 2005 г. был досрочно погашен долг МВФ в размере 3,33 млрд долл. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 г. Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего российский государственный долг оценивался 53 млрд долл. (9% ВВП). В 2007 г. Россией был досрочно погашен долг по сельхозкредиту перед США в размере 343,25 млн долл. Таким образом, Россия избавилась от подавляющей части внешних долгов, в первую очередь, от наиболее обременительных, тех, что были взяты под высокие проценты Досрочная выплата и сокращение внешнего государственного долга // «запутинавв.рф». — 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://запутинавв.рф/2004;2008g/dosrochnaya-vyplata-i-sokrashhenie-vneshnego-gosudarstvennogo-dolga.html (дата обращения: 03.05.15) .
Экономический кризис 2008 г. привел к ухудшению бюджетных показателей. В 2009 г. по отношению к 2008 г. доходы федерального бюджета снизились на 21%, расходы возросли на 29% (это связано, в первую очередь, с наращиванием антикризисного бюджетного финансирования). Профицит бюджета сменился дефицитом. В то же время при финансировании дефицита бюджета начали возрастать государственные долги.
В таблице 1 показана динамика величины внешнего долга с 2010 г. по III квартал 2013 г. пяти стран мира, лидирующих по этому показателю в стоимостном выражении, а также отмечена внешняя задолженность России. Балюк, И. А. Внешний долг России: тенденции и перспективы [Текст] / И.А. Балюк//Финансы. Деньги. Инвестиции. — 2014. — № 2(50). — С.3−6.
Таблица 1. Динамика объема внешнего долга (в млн. долл. США)
Страна | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | III квартал 2013 г. | |
США | 14 516 454 | 15 508 155 | 15 680 472 | 16 022 800 | |
Великобритания | 9 482 996 | 9 960 629 | 9 471 208 | 9 300 818 | |
Германия | 5 221 167 | 5 338 151 | 5 718 982 | 5 565 258 | |
Франция | 5 145 174 | 5 172 690 | 5 370 709 | 5 548 505 | |
Япония | 2 588 607 | 3 115 170 | 3 016 811 | 2 812 941 | |
… | |||||
Россия | 488 940 | 540 555 | 631 784 | 714 206 | |
Источник: Балюк, И. А. Внешний долг России: тенденции и перспективы [Текст] / И.А. Балюк//Финансы. Деньги. Инвестиции. — 2014. — № 2(50). — С.3−6.
Данные таблицы свидетельствуют, что за указанный период времени прирост величины внешнего долга среди пятерки стран-лидеров составляет от 6,6 до 10% (исключением является Великобритания, где объем внешнего долга, напротив, сократился на 2%). В России же за это время внешний долг увеличился на 46%. Следует, однако, отметить, что в стоимостном выражении величина внешнего долга РФ почти в 4 раза меньше аналогичного показателя Японии, занимающей пятое место среди стран-лидеров, и в 22,4 раза меньше внешней задолженности США, безоговорочно лидирующих по этому показателю среди всех стран мира.
Одним из важнейших показателей внешнедолговой устойчивости страны является соотношение объема внешнего долга и ВВП. В соответствии с рекомендациями МВФ соотношение величины внешнего долга и ВВП, выраженное в процентах, отражает определенную степень риска внешней задолженности для различных стран мира. Высокая степень риска возникает в том случае, если данный показатель превышает 50%.
Таблица 2. Соотношение объема внешнего долга и ВВП в III квартале 2013 г., %.
Страна | Внешний долг / ВВП, % | |
США | 94,7 | |
Великобритания | 353,1 | |
Германия | 149,6 | |
Франция | 199,3 | |
Япония | 57,3 | |
… | ||
Россия | 32,2 | |
Источник: Балюк, И. А. Внешний долг России: тенденции и перспективы [Текст] / И.А. Балюк//Финансы. Деньги. Инвестиции. — 2014. — № 2(50). — С.3−6.
Как видно из приведенных данных, все пять стран-лидеров находятся в зоне «высокой степени риска». На этом фоне Россия занимает гораздо более выгодную позицию по сравнению с ведущими должниками мира: соотношение величины внешнего долга и ВВП ненамного превысило 30% (граница между низкой и средней степенью риска, по методике МВФ). При этом внешняя задолженность более чем на 70% была покрыта международными резервами страны, что намного лучше аналогичных показателей других стран мира, лидирующих по объемам внешней задолженности в стоимостном выражении.
Таблица 3. Степень покрытия внешнего долга международными резервами в IV квартале 2013 г.
Страна | Объем международных резервов, млн. долл. США | Степень покрытия внешнего долга, % | |
Япония | 1 266 815 | 45,0 | |
Россия | 509 595 | 71,4 | |
Германия | 198 250 | 3,5 | |
США | 145 740 | 0,9 | |
Франция | 144 950 | 2,6 | |
Великобритания | 132 929 | 1,4 | |
Источник: Балюк, И. А. Внешний долг России: тенденции и перспективы [Текст] / И.А. Балюк//Финансы. Деньги. Инвестиции. — 2014. — № 2(50). — С.3−6.
На октября 2014 г. общий внешний долг (частного и государственного сектора) Российской Федерации оценивается в 679 422 млн долл. В начале года, по состоянию на 1 января 2014 г. внешний долг России был равен 728 864 млн долл. При этом внешний государственный долг был равен 351 175 млн долл. и 375 905 млн долл. соответственно (Приложение 5). Также стоит отметить, что в структуре внешнего государственного долга РФ преобладают еврооблигационные (внешние) займы — 72,2%, гарантии РФ в иностранной валюте — 22,2%, задолженность перед международными финансовыми организациями — 2,1% (Приложение 4).
В 2014;2015 гг. из-за неблагоприятной конъюнктуры Министерство Финансов приняло решение сократить внешние займы вдвое. Министр финансов А. Г. Силуанов заявил, что Россия в 2014 г. может и вовсе отказаться от внешних заимствований, хотя следует напомнить, что в 2012 г. и в 2013 г. Россия успешно разместила суверенные еврооблигации в пределах установленного бюджетом годового лимита внешних заимствований в размере 7 млрд долл., а спрос на российские государственные ценные бумаги со стороны зарубежных инвесторов в 2,5 — 3,0 раза превысил предложение. Однако, по словам Константина Вышковского, директора Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина России, «мы можем позволить себе не занимать». «Хочу напомнить, — поясняет К. Вышковский, — что вот уже несколько лет в своей долговой политике мы придерживаемся тактики „занимай и сберегай“: осуществляем заимствования при благоприятных условиях в объемах, больших, чем необходимо для покрытия дефицита бюджета, даже имея профицит и, таким образом, пополняем или не используем наш Резервный фонд. Последние несколько лет мы пополняли его ежегодно, имея в виду, что при ухудшении конъюнктуры — а именно это мы и наблюдаем сегодня — можно существенно сократить заимствования, чтобы не привлекать слишком дорогие ресурсы, и использовать Фонд как альтернативный источник финансирования бюджетных расходов, если это будет необходимо».
Кроме того, Минфин предусматривает, что в 2015 г. основным источником финансирования дефицита бюджета могут стать внутренние заимствования, причем объем участия государства на рынке заимствований существенно возрастет. Если в 2014 г. планируется привлечь с рынка около 450 млрд руб., то в следующем и последующих годах эта сумма увеличится до 1 — 1,1 трлн. рублей в год. Министр финансов Антон Силуанов на брифинге по итогам заседания правительства РФ // Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации. — 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=22 175 (дата обращения 03.05.2015)
3.2 Анализ структуры и динамики внутреннего долга Российской Федерации
Стремительное погашение внешнего государственного долга в последние годы непосредственно связанно с нарастанием внутренний задолженности. Уже сегодня в структуре государственного долга в настоящее время отмечается превалирование его внутренней составляющей. Соотношение «внутренний рынок/внешний рынок» составляет 3:1 (в пересчете на доллары США по официальному курсу ЦБ РФ), а не 1:9, как это было, например, накануне финансового кризиса в нашей стране в августе 1998 г. Балюк, И. А. Внешний долг России: тенденции и перспективы [Текст] / И.А. Балюк//Финансы. Деньги. Инвестиции. — 2014. — № 2(50). — С.3−6. Это обстоятельство связано с тем, что в последние годы в стране проводится политика замещения внешнего долга внутренним.
Внутренняя государственная задолженность действительно растет небывалыми темпами. Так, в 2009 г. государственный внутренний долг составил 1 499,82 млрд руб.(3,7% ВВП). В 2011 г. этот показатель увеличился до 2 940,39 млрд руб.(4,4% ВВП), а в 2013 составил 4 977,89 млрд руб. (5,98% ВВП). В 2014 г. государственный внутренний долг составлял 5 722,24 млрд руб. (5,99% ВВП). По состоянию на 1 апреля 2015 г. объем государственного внутреннего долга Российской Федерации составляет 6 986,48 млрд руб. (в том числе государственные гарантии РФ в валюте Российской Федерации — 1 603,44 млрд руб.).
Внутренние источники финансирования формируются посредством выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством.
Современный внутренний долг РФ складывается из (Приложение 6, 7):
· государственных сберегательных облигации с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС);
· государственных сберегательных облигации с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС);
· облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);
· облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК);
· облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК);
· облигаций федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД);
· облигаций внутренних облигационных займов РФ (ОВОЗ);
· предоставления гарантий Российской Федерации в валюте РФ.
При этом ГСО не предназначены для иностранных инвесторов. Они эмитируются преимущественно для страховых организаций, пенсионных и инвестиционных фондов, управляющих компаний, а также внебюджетных фондов. Эти облигации не обращаются на вторичном рынке.
Основными кредиторами внутреннего долга являются:
· Население;
· Корпорации;
· Банки;
· Другие финансовые и кредитные учреждения.
Преимуществом внутренних заимствований является то, что деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, а прироста денежной массы не происходит. Не происходит и утечки товаров и услуг за границу при погашении внутреннего долга. Внутренняя задолженность менее опасна для экономики страны, чем внешняя, и поэтому на сегодняшний день основную часть государственного долга Российской Федерации составляют именно внутренние займы.
Таким образом, текущее увеличение внутреннего долга не несет какой либо значимой угрозы для российской экономики, если оно не превратится в устойчивый и долгосрочный тренд. В среднесрочной перспективе Россия сохраняет возможности для дальнейшего наращивания внешнего и внутреннего долга для целей стимулирования роста экономики. Вопрос лишь в том, насколько управляемо и эффективно этот инструмент будет использован.
3.3 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики. От характера решения долговой проблемы зависит бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к росту внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2013;2015 гг. являются:
1. Обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика;
2. Обеспечение регулярного присутствия России на рынке капитала;
3. Проведение прозрачной и последовательной аукционной политики;
4. Постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом;
5. Последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации;
6. Поддержание объема накопленных долговых обязательств перед национальными и зарубежными кредиторами на уровне, исключающем значимое ухудшение долговой устойчивости РФ;
7. Повышение кредитных рейтингов нашей страны и обеспечение ее безусловной платежеспособности.
Также, помимо решения текущих практических задач в области управления государственным долгом РФ, необходимо устранить ведомственную разобщенность в сфере управления внешним долгом. Сегодня в РФ этим занимается Министерство финансов, Министерство экономического развития, Банк России и Внешэкономбанк. Плюс к этому свои показатели внешнедолговой устойчивости по аналогии с МВФ разрабатывает и Счетная палата РФ. Причем следует отметить, что Минфин и Центральный банк использую разные методики определения внешнего долга. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ Минфин считает внешним долгом обязательства, возникающие в иностранной валюте, а Банк России пользуется методикой МВФ, в соответствии с которой внешний долг включает в себя задолженность в национальной и иностранной валюте перед нерезидентами. В результате Минфин и ЦБ по-разному оценивают величину государственного внешнего долга. Так, например, по состоянию на 01 января 2014, по данным Министерства финансов, государственный внешний долг РФ составляет 55,79 млрд долл., а ЦБ РФ оценивал его в 63,44 млрд долл. (т.е. разница составила 7,65 млрд долл.).
Вероятно, решением существующей проблемы могло бы стать создание государственного Российского финансового агентства, которое бы сосредоточило в своих руках функции управления внешним долгом страны. Актуальность задачи создания института, являющегося профессиональным участником финансовых рынков и участвующего в реализации государственной политики в сфере управления государственным долгом и средствами суверенных фондов, сохраняется на протяжении уже нескольких лет. Однако соответствующий законопроект все еще продолжает рассматриваться в Госдуме РФ.
Таким образом, на данный момент размер государственного долга Российской Федерации не превышает допустимые пределы. Внешний государственный долг РФ значительно сократился за последнее десятилетие, однако все больше увеличивается внутренняя задолженность государства и в целом государственный долг РФ, а соответственно увеличиваются и расходы на обслуживание государственного долга. Проблема государственного долга с каждым годом становится все более актуальной, все чаще она становится предметом дискуссий и обсуждений со стороны чиновников, экономистов, экспертов. Поэтому Правительству РФ важно определить наиболее оптимальные способы и методы управления государственным долгом, а также оптимизировать бюджетные расходы государства в краткои в долгосрочную перспективы.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что под государственным долгом понимается результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Бюджетный дефицит неразрывно связан с понятием государственного долга: государственный долг возникает как один из способов покрытия дефицита несбалансированного бюджета; бюджетный дефицит, в свою очередь, является последствием чрезмерного роста государственных заимствований и проводимой государственной политикой. Чаще всего государственный долг подразделяют на внутренний, выраженный в национальной валюте государства, и внешний, выраженный в иностранной валюте.
Государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы страны. Так, государственный долг может способствовать экономическому росту и развитию государства, а может усугубить и без того тяжелую экономическую ситуацию в стране, спровоцировать экономический и долговой кризис. О том, какое влияние могут оказать государственные займы на экономику той или иной страны, можно судить по системе управления государственным долгом этой страны и методах управления, которые она использует.
Нерациональная экономическая политика и быстро растущий государственный долг таких развитых стран, как США и страны Европейского союза, способствуют ухудшению социально-политической ситуации в этих странах, уменьшению ВВП и увеличению долгового бремени для населения.
Несмотря на то, что государственный внешний долг РФ значительно сократился за последнее десятилетие и сейчас остается на относительно низком уровне и не превышает допустимые пределы, не стоит забывать о том, что государственный долг, особенно внутренний, постоянно увеличивается.
Проблема суверенных долгов в современной экономике перестала носить национальный характер и вышла на мировой уровень. Отдельные страны не могут справиться с погашением государственного долга. Оставить их самостоятельно искать выход из кризиса также нельзя из-за усиливающейся взаимосвязи национальных экономик. Необходима разработка и принятие согласованных мер по снижению суверенных долгов до безопасного уровня, что будет содействовать развитию национальных и мировой экономик.
Нормативно-правовые акты
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в действующей редакции от 26.12.2014) // http://www.consultant.ru/
Книги, изданные под фамилией автора (авторов)
1. Абрамов В. Л. Мировая экономика: Учебное пособие / В. Л. Абрамов. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. — 320 с.
2. Алехин Б. И. Государственный долг: Учебное пособие / Б. И. Алехин. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. — 368 с.
3. Брагинская, Л. С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности [Электронный ресурс] / Л. С. Брагинская. — М.: Университетская книга, 2007. — 128 с.
4. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления / А. Вавилов. — М.: Городец-издат, 2001. — 304 с.
5. Раджабова З. К. Мировая экономика: Учебник / З. К. Раджабова. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 304 с.
Книги, изданные под редакцией автора (авторов)
6. Мировая экономика: учебник для бакалавров / под. ред. Б. М. Смитиенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 590 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
7. Национальная экономика в условиях глобализации / Гос. Ун-т — Высшая школа экономики; под ред. И. П. Фаминского. — М.:Магистр, 2007. — 429, с.
8. Финансы: учебник для бакалавров / под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. 590 с.- (Серия: Бакалавр).
9. Экономическая теория: Учеб. для студ.высш.учеб.заведений / под ред. В. Д. Камаева. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. — 640 с.: ил.
Периодические издания
10. Вышковский, Константин Владимирович. «Пока мы можем позволить себе не занимать» [Текст] / К. В. Вышковский // Финансы. — 2014. — № 6. — С.3−7
11. Федосов В. А. Проблема суверенных долгов в мировой экономике [Текст] / В. А. Федосов, А. А. Молдован // Финансы и кредит. — 2013. — № 28. — С.32−38
Ресурсы Internet
12. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации // http://www.minfin.ru/
13. Информационно-аналитический отдел официального сайта Министерства финансов Российской Федерации // http://info.minfin.ru/
14. Центральный банк Российской Федерации // http://cbr.ru/
15. Официальный сайт Алексея Кудрина // http://akudrin.ru/
16. https://ru.wikipedia.org/
17. http://www.grandars.ru/
18. http://www.ereport.ru/
Приложение 1
Размер ВВП по ППС США, млрд. долл
Год | ВВП по ППС США, млрд. долл. | ВВП (номинальный) США, млрд. долл. | |
11 853.3 | 11 853.3 | ||
12 623.0 | 12 623.0 | ||
13 377.2 | 13 377.2 | ||
14 028.7 | 14 028.7 | ||
14 291.6 | 14 291.6 | ||
13 938.9 | 13 938.9 | ||
14 526.6 | 14 526.6 | ||
15 040.0 | 15 060.0 | ||
15 660.0 | 15 650.0 | ||
16 720.0 | 16 720.0 | ||
17 460.0 | 17 420.0 | ||
Приложение 2
Государственный долг США, млрд. долл.
Год | Госдолг США, млрд. долл. | % ВВП | |
2,65 | 8,0 | ||
25,95 | 29,2 | ||
18,51 | 19,2 | ||
16,19 | 16,6 | ||
50,69 | 52,4 | ||
256,85 | 94,0 | ||
290,53 | 56,0 | ||
380,92 | 37,6 | ||
909,04 | 33,4 | ||
3 206,29 | 55,9 | ||
5 628,70 | 58,0 | ||
5 769,88 | 57,4 | ||
6 198,40 | 59,7 | ||
6 760,01 | 62,6 | ||
7 354,66 | 63,9 | ||
7 905,30 | 64,6 | ||
8 451,35 | 65,0 | ||
8 950,74 | 65,6 | ||
9 985,76 | 70,2 | ||
11 875,85 | 83,4 | ||
13 786 | 96,5 | ||
15 144 | |||
16 432 | 103,8 | ||
17 219 | 106,6 | ||
17 966 | 109,9 | ||
Приложение 3
Основные зарубежные держатели Казначейских ценных бумаг США
Иностранные кредиторы США (февр. 2015) | |||
Страна | млрд. долларов | % | |
Япония | 1224.4 | 19,86% | |
Китай | 1223.7 | 19,85% | |
Карибские банковские центры | 350.6 | 5,68% | |
Бельгия | 345.3 | 5,60% | |
ОПЕК | 296.8 | 4,81% | |
Бразилия | 259.9 | 4,21% | |
Швейцария | 201.7 | 3,27% | |
Великобритания | 192.3 | 3,12% | |
Люксембург | 179.2 | 2,90% | |
Гонконг | 175.4 | 2,84% | |
Тайвань | 165.9 | 2,69% | |
Ирландия | 2,23% | ||
Сингапур | 109.7 | 1,78% | |
Индия | 101.7 | 1,65% | |
Мексика | 82.2 | 1,33% | |
Турция | 79.5 | 1,28% | |
Норвегия | 73.2 | 1,18% | |
Канада | 70.9 | 1,15% | |
Франция | 70.2 | 1,13% | |
Россия | 69.6 | 1,12% | |
Германия | 68.6 | 1,11% | |
Корея | 63.8 | 1,03% | |
Филиппины | 39.8 | 0,64% | |
Швеция | 38.7 | 0,62% | |
Нидерланды | 36.6 | 0,59% | |
Колумбия | 0,58% | ||
Австралия | 34.8 | 0,56% | |
Таиланд | 0,55% | ||
Казахстан | 0,51% | ||
Италия | 31.7 | 0,51% | |
Испания | 29.4 | 0,47% | |
Польша | 29.3 | 0,47% | |
Чили | 25.7 | 0,41% | |
Израиль | 23.5 | 0,38% | |
Дания | 16.6 | 0,26% | |
Вьетнам | 13.9 | 0,22% | |
Перу | 10.8 | 0,17% | |
Остальные | 187.3 | 3,03% | |
Всего | 6162.8 | ||
Приложение 4
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2015 г.
Категория долга | млн. долларов США | % от общей суммы | |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 53 481,4 | ||
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами — членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 9,8 | 0,1 | |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами — не членами Парижского клуба | 879,3 | 1,6 | |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами — бывшими странами СЭВ | 876,2 | 1,6 | |
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами | 1 085,1 | 2,1 | |
Задолженность по внешним облигационным займам | 38 540,6 | 72,2 | |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 г. | 2 000,0 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2017 г. | 2 000,0 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2018 г. | 3 466,4 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2019 г. | 1 500,0 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2020 г. | 3 500,0 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2020 г. | 812,9 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2022 г. | 2 000,0 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2023 г. | 3 000,0 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2028 г. | 2 499,9 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2030 г. | 13 261,4 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2042 г. | 3 000,0 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2043 г. | 1 500,0 | ||
Задолженность по ОВГВЗ | 5,5 | ||
Прочая задолженность | 20,7 | 2,2 | |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 12 064,2 | 22,2 | |
Приложение 5
Внешний долг Российской Федерации (аналитическое представление), млн. долл. США
01.01. | 01.04. | 01.07. | 01.10. | 01.01. | 01.04. | 01.07. | 01.10. | 01.01. | 01.04. | 01.07. | 01.10. | ||
Внешний долг Российской Федерации | 538 884 | 557 521 | 570 652 | 598 927 | 636 421 | 691 672 | 707 764 | 716 260 | 728 864 | 715 647 | 732 437 | 679 422 | |
Краткосрочные обязательства | 68 197 | 70 763 | 80 539 | 78 299 | 81 493 | 84 909 | 91 545 | 82 429 | 85 284 | 82 165 | 85 002 | 73 685 | |
Долгосрочные обязательства | 470 688 | 486 758 | 490 113 | 520 628 | 554 928 | 606 763 | 616 218 | 633 831 | 643 580 | 633 481 | 647 434 | 605 737 | |
Внешний долг государственного сектора в расширенном определении | 221 595 | 230 956 | 257 563 | 277 197 | 298 930 | 355 057 | 366 124 | 371 567 | 375 905 | 375 472 | 378 222 | 351 175 | |
Краткосрочные обязательства | 17 858 | 18 430 | 28 265 | 25 219 | 28 957 | 36 544 | 39 791 | 33 719 | 34 844 | 36 172 | 36 955 | 32 024 | |
Долгосрочные обязательства | 203 737 | 212 526 | 229 298 | 251 978 | 269 973 | 318 513 | 326 332 | 337 848 | 341 061 | 339 300 | 341 267 | 319 151 | |
Органы государственного управления | 34 732 | 36 386 | 41 529 | 46 574 | 54 411 | 57 479 | 55 933 | 62 679 | 61 743 | 53 640 | 57 128 | 49 382 | |
Краткосрочные обязательства | |||||||||||||
Долгосрочные обязательства | 34 382 | 36 028 | 41 208 | 46 245 | 54 112 | 57 118 | 55 599 | 62 337 | 61 373 | 53 274 | 56 769 | 49 038 | |
Центральный банк | 11 547 | 12 076 | 12 041 | 13 533 | 15 639 | 19 545 | 18 968 | 17 562 | 15 963 | 15 388 | 15 882 | 15 585 | |
Краткосрочные обязательства | 2 837 | 3 288 | 3 432 | 4 785 | 6 921 | 11 041 | 10 437 | 8 860 | 7 227 | 6 620 | 7 112 | 7 175 | |
Долгосрочные обязательства | 8 710 | 8 788 | 8 609 | 8 748 | 8 718 | 8 504 | 8 531 | 8 702 | 8 736 | 8 768 | 8 769 | 8 410 | |
Банки | 73 232 | 78 631 | 96 654 | 105 773 | 115 372 | 124 769 | 129 557 | 127 666 | 133 037 | 137 766 | 134 345 | 123 127 | |
Краткосрочные обязательства | 14 095 | 14 051 | 21 725 | 19 527 | 21 045 | 24 517 | 26 544 | 23 625 | 26 560 | 28 530 | 26 800 | 23 553 | |
Долгосрочные обязательства | 59 138 | 64 580 | 74 929 | 86 246 | 94 328 | 100 252 | 103 013 | 104 041 | 106 478 | 109 236 | 107 545 | 99 574 | |
Прочие секторы | 102 083 | 103 862 | 107 339 | 111 317 | 113 507 | 153 264 | 161 666 | 163 660 | 165 162 | 168 678 | 170 867 | 163 081 | |
Краткосрочные обязательства | 2 786 | 2 477 | 2 683 | ||||||||||
Долгосрочные обязательства | 101 507 | 103 129 | 104 552 | 110 740 | 112 815 | 152 639 | 159 189 | 162 769 | 164 474 | 168 022 | 168 184 | 162 130 | |
Приложение 6
Структура государственного внутреннего долга РФ (в частности государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте России) по срокам погашения и по видам обязательств (на 1апреля 2015 г.), млрд. руб.
Год погашения | По видам долговых обязательств | ВСЕГО | |||||||
БОФЗ | ОФЗ-ПК | ОФЗ-ПД | ОФЗ-АД | ГСО-ФПС | ГСО-ППС | ОВОЗ | |||
; | ; | 275,729 | 44,820 | ; | 110,000 | ; | 430,549 | ||
; | ; | 310,150 | 47,420 | ; | 115,000 | ; | 472,570 | ||
; | 41,022 | 300,000 | 85,917 | ; | 0,000 | ; | 426,939 | ||
; | ; | 296,727 | 135,296 | ; | 15,250 | 90,000 | 537,273 | ||
; | ; | 393,821 | 82,624 | ; | ; | ; | 476,445 | ||
; | 32,991 | 75,610 | 81,180 | ; | 15,000 | ; | 204,781 | ||
; | ; | 150,000 | 104,073 | ; | 120,900 | ; | 374,973 | ||
; | ; | 146,118 | 64,611 | 52,000 | ; | ; | 262,729 | ||
; | ; | 319,217 | 63,611 | 39,000 | ; | ; | 421,828 | ||
; | ; | ; | 47,500 | 41,000 | ; | ; | 88,500 | ||
; | 203,204 | ; | 48,500 | ; | 54,400 | ; | 306,104 | ||
; | ; | ; | 48,500 | ; | ; | ; | 48,500 | ||
; | 200,000 | 150,000 | 22,000 | ; | 40,000 | ; | 412,000 | ||
; | ; | 159,932 | 20,000 | ; | ; | ; | 179,932 | ||
; | 200,000 | ; | 23,000 | ; | ; | ; | 223,000 | ||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
; | 200,000 | ; | ; | ; | ; | ; | 200,000 | ||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
; | 200,000 | ; | 29,228 | ; | ; | ; | 229,228 | ||
; | ; | ; | 58,456 | ; | ; | ; | 58,456 | ||
; | ; | ; | 29,228 | ; | ; | ; | 29,228 | ||
ИТОГО | 0,000 | 1 077,217 | 2 577,304 | 1 035,964 | 132,000 | 470,550 | 90,000 | 5 383,035 | |
Приложение 7