Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Государственное регулирование страхования в системе экономической безопасности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свою очередь, сам механизм регулирования экономической безопасности в этом случае — не что иное, как система управления риском или его снижения, включающая целевое нормирование риска через установление его приемлемого (минимального) уровня и механизм обеспечения данного нормативного уровня. Важнейшим инструментом управления рисками является страхование, которое одновременно представляет собой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты страхования как механизма обеспечения экономической безопасности РФ
    • 1. 1. Страхование в системе обеспечения экономической безопасности
    • 1. 2. Особенности страхового механизма по защите имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов
    • 1. 3. Государственное регулирование страхования в целях обеспечения экономической безопасности ее субъектов
  • Глава 2. Анализ и тенденции укрепления безопасности через призму 52 страхования в РФ и ее регионах
    • 2. 1. Анализ рынка страховых услуг
    • 2. 2. Региональные особенности страхования в контексте безопасности
    • 2. 3. Влияние потребительских факторов страхового рынка на 79 экономическую безопасность
  • Глава 3. Перспективные направления укрепления экономической безопасности в структуре страхового рынка
    • 3. 1. Влияние государственного регулирования на инфраструктуру 98 страхового рынка
    • 3. 2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности 110 функционирования страхового рынка
    • 3. 3. Направления совершенствования государственной политики в 123 защите прав страхователей и укрепления экономической безопасности данной сферы

Государственное регулирование страхования в системе экономической безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Статистика техногенных и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 10−15 лет, показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Уже в настоящее время прямые и косвенные ущербы от них составляют 4−5% валового национального продукта.

По данным страховых организаций, общемировой экономический ущерб только от стихийных бедствий за 60-е гг. составил 40 млрд долл. США. В 80-х гг. этот показатель вырос до 120 млрд., в первой половине 90-х гг. ежегодный ущерб от стихийных бедствий более чем в 10 раз превысил уровень данного показателя за 60-е гг., а суммарный ущерб за 90-е гг. приблизился к 400 млрд долл. США. По оценке МЧС России, в настоящее время ущерб от природных бедствий во много раз превышает возможности мирового сообщества по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим. Эта проблема приобрела глобальный характер.1.

К сожалению, в настоящее время в стране в основном используется такая модель защиты населения как post-disaster funding, т. е. восстановление после разрушений, финансируемое государством. Между тем, страховой механизм в системе обеспечения экономической безопасности субъектов российских регионов способен не только возместить ущерб при наступлении страхового случая, но и минимизировать его последствия посредством проведения комплекса предупредительных мероприятий. В частности, это касается и противопожарной безопасности, которая «одна из самых чувствительных проблем нашего общества». Так, в России в 2009 году произошло более 187 тыс. пожаров, ежегодно из-за них лишаются жилья 138 тыс. человек. Однако проблему противопожарной безопасности нельзя решить усилиями одной, пусть даже очень эффективной службы, как МЧС. I.

См. Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности, http://www.grandars.ru.

Здесь нужны совместные усилия всего гражданского общества. «Без страхования у нас не буде т частного независимого надзора за безопасностью, в котором будет заинтересован и бизнес, и каждый гражданин». Для этого необходимо разработать и реализовать комплекс мер по удовлетворению потребностей страны в страховой защите, сформулировать цели, осознать место и роль государства в обеспечении экономической безопасности России посредством страховых инструментов. Это и обусловило выбор темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблема экономической безопасности нашла отражение в работах Л. И. Абалкина, В. А. Акимова, П. В. Акинина, В. С. Балабанова, С. Ю. Глазьева, А. Е. Городецкого, Р. С. Гринберга, Б. В. Губина, Л. А. Дробозиной, С. В. Казанцева, В. И. Павлова, Б. Н. Порфирьева, В. К. Сенчагова, Ю. А. Соколова и др. Значительный вклад в развитие теории практики отечественного страхования внесли А. П. Архипов, Ю. Т. Ахвледиани, А. А. Гвозденко, Е. В. Коломин, И. Б. Котлобовский, Л.А.Орланюк-Малицкая, Э. А. Русецкая, К. Е. Турбина, Л. И. Цветкова, А. А. Цыганов, В. В. Шахов, И. Э. Шинкаренко, Р. Т. Юлдашев и др. Однако, в трудах и российских, и зарубежных исследователей недостаточно внимание уделено институту страхования как эффективного механизма обеспечения экономической безопасности граждан и хозяйствующих субъектов, а также роли государства в развитии страхового рынка.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Работа выполнена в рамках специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством: экономическая безопасность» в соответствии с п. 12.10. «Механизмы и инструменты создания эффективной системы экономической безопасности», п. 12.27. «Модели развития экономической безопасности государства, общества и региона».

2 С. К. Шойгу. Противопожарное страхование сократит число пожаров. // http://www.Edinros.ru,.

11.02.2010.

Цель диссертационного исследования состоит в развитии теории и методики экономической безопасности в контексте совершенствования государственного регулирования системы страхования в России.

Для достижения цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи: определены элементы и механизмы системы обеспечения экономической безопасности;

— доказано, что страховой механизм в системе управления рисками является наиболее эффективным;

— на основе комплексного анализа страхового рынка выявлены причины его неразвитости;

— обоснована роль государства в обеспечении экономической безопасности страны посредством страхового механизма;

— на основе анализа специфики страхования, разработан механизм взаимодействия субъектов страхового рынка, максимально обеспечивающий экономическую безопасность, как его субъектов, так и страны в целом;

— обоснована необходимость развития региональных страховых рынков, способных обеспечить экономическую безопасность субъектов федерации с учетом специфики развития регионов;

— предложена модель обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и ее регионов посредством страхового механизма.

Предмет исследования — совокупность экономических отношений по поводу обеспечения экономической безопасности граждан и хозяйствующих субъектов средствами страхования.

Объект исследования — рынок страховых услуг в системе экономической безопасности страны.

Теоретическую базу исследования составили труды ведущих зарубежных и отечественных специалистов в области финансов, экономической безопасности, государственного регулирования, страхования, управления рисками, а также законы и иные нормативно-правовые акты, принятые в РФ. На разных этапах исследования применялись раличные методы исследования.

Информационная база исследования — научные изыскания, касающиеся различных аспектов экономической безопасности, риск-менеджмента, страхового бизнеса, а также данные автора. Фактологическую и статистическую базу исследования составили статистические и аналитические материалы Правительства РФ, Росстата РФ, информационные и методические документы Минэкономразвития России, материалы официальных сайтов страховых компаний, данные отечественной и зарубежной справочной и научной литературы, а также различной производственной документации.

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке приоритетных направлений государственного регулирования страхования как эффективного механизма обеспечения экономической безопасности страны. Наиболее существенные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

1. Доказано, что страховой механизм в системе управления рискаминаиболее эффективный, он имеет не только функцию возмещения ущерба, но и способен создать систему комплексной оценки уровня безопасности.

2. Выявлены причины низкого уровня развития страхования в РФ и обоснована роль государства в обеспечении экономической безопасности граждан и хозяйствующих субъектов посредством страхового механизма.

3. Обоснована необходимость создания современной инфраструктуры государственного механизма регулирования экономики, способствующая развитию субъектов страхового рынка и надзора за ним.

4. Разработан механизм взаимодействия субъектов страхового рынка, предусматривающий развитие и федерального, и региональных рынков страховых услуг, что максимально обеспечивает экономическую безопасность страны и ее регионов на основе комплекса мероприятий, направленных на пересмотр, уточнение, разделение функций, прав и ответственности по поводу регулирующей деятельности между федеральными и региональными органами власти.

5. Предложена «Модель обеспечения экономической безопасности РФ и ее регионов посредством страхового механизма», основанная на создании субъектами страны базовых страховых продуктов по вмененному страхованию (разработаны с учетом региональных карт рисков и предусматривающие дотации страховых премий за счет средств национального страхового фонда с учетом потребностей данного региона).

6. Обоснована эффективность применения многофакторных регрессионных экономико-статистических моделей при прогнозировании региональных потребностей в материальных ресурсах страховых услуг, использование которых расширит возможности, связанные с реализацией нормативного метода, а также позволит осуществлять аналитические расчеты в условиях неопределенности, с меньшим объемом исходной информации в более короткие сроки.

Практическая значимость. Выводы и предложения, сделанные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы руководством страны и региональными властями при разработке и реализации национальных проектов.

Ряд предложений реализован в деятельности страховых компаний РФ. Отдельные концептуальные положения диссертации применены в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий по курсам: «Страхование» и «Страхование как институт экономической безопасности».

Апробация результатов исследования. Теоретические результаты и практические рекомендации докладывались и получили одобрение на научно-практической конференции «Проблемы инновационного развития юга России: теория, опыт и практика» (Ставрополь, 2010 г.) и на симпозиуме «Управление риском и страхование» Международного института исследования риском (Москва, 2011 г.).

Отдельные результаты работы были использованы при разработке учебно-методического пособия по курсу «Страхование» (2011 г.).

По теме диссертационного исследования опубликованы 9 работ общим объемом 4,27 авторских пл., в том числе 5 статей в периодических изданиях, рекомендованных ВАК России.

Структура диссертационной работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Классическая трактовка понятия «экономическая безопасность» включает в свой состав комплекс собственно экономических, политических, правовых, иных условий, обеспечивающих защиту национальных интересов в отношении ее ресурсного потенциала, возможностей сбалансированного и динамичного роста, социального развития, экологии даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Однако, эта трактовка не раскрывает степени защищенности экономического объекта или субъекта от соответствующих угроз, оставляя открытым важный вопрос — о мере или уровне их защиты, гарантированное&tradeею полного отсутствия угроз.

В свою очередь, сам механизм регулирования экономической безопасности в этом случае — не что иное, как система управления риском или его снижения, включающая целевое нормирование риска через установление его приемлемого (минимального) уровня и механизм обеспечения данного нормативного уровня. Важнейшим инструментом управления рисками является страхование, которое одновременно представляет собой исключительно важную подсистему системы обеспечения безопасности, но несмотря на уже сложившийся отечественный рынок страхования, его возможности для повышения экономической безопасности страны используются явно недостаточно. Так, доля страхования (без ОМС) в ВВП в первом полугодии 2010 года составила около 1,4%, в том числе во втором квартале — 1,3% 85. В 2008 и 2009 годах сборы страховой премии составили 2,3 и 2,5%о от ВВП соответственнооднако без учета ОМС, которое не является классическим страхованием (его доля в совокупной премии составляет 48%>), доля страхования в ВВП за эти годы составляет всего лишь 1,3%. Объём собранной страховой премии в 2008 году всеми страховыми компаниями мира достиг 4,3 трлн. долларов США, в http://expert-rating.ru/expert/index. php? option=comcontent&task=view&id=208&Iternid=52 то время как среднемировой показатель доли страхования в ВВП составил.

7,07%.

В 2009 году совокупные страховые взносы по отношению к ВВП в России составляли 2,5%, в мире — 7,0%), взносы на душу населения в России -280,9 долларов, в мире — 595,1 долларов. Если по объему совокупных страховых взносов российский страховой рынок в 2009 году занял 19 место в мире, то по показателю отношения взносов к ВВП он был на 54 месте, по показателю премий на душу населения — на 48 месте. Таким образом, российский страховой рынок по своим качественным характеристикам уступает не только развитым европейским странам и США, но и остальным странам ВМС и странам Центральной и Восточной Европы.

В ходе проведения диссертационного исследования доказано, что эффективная система экономической безопасности невозможна без применения страхового механизма способного не только возместить ущерб при наступлении страхового случая, но и создать систему комплексной оценки уровня безопасности при помощи выделения и оценки возможных рисков, установления страховой суммы объекта страхования, проведения комплексных мероприятий по предупреждению неблагоприятных событий, осуществления мер, направленных на снижение убытков.

Однако, анализ деятельности российских страховщиков за последние 3 года показал невысокий прирост премий по всем видам страхования: суммы страховых премий на душу трудоспособного населения в сегменте страхования имущества физических лиц в 2008 году составляли от 4 рублей при сельскохозяйственном страховании до 1243 при страховании средств транспорта, на остальные виды страхования имущества граждане потратили немногим более 200 рублей. Премия по страхованию ответственности составила около 60 рублей, а по страхованию жизни 130. При том, что количество чрезвычайных ситуаций в этот период было не самым низким за последние 8 лет.

Проведенное исследование также подтвердило, что несмотря на увеличение рисковых ситуаций, российские граждане не собираются перекладывать ответственность за возможный ущерб на страховую компанию.

Основными факторами отсутствия заинтересованности в страховании являются:

1. Низкий уровень дохода населения;

2. Дороговизна страховых услуг;

3. Недоверие страхованию как таковому, в том числе и в надежность страховых компаний.

4. Применение в России такой модели защиты населения как postdisaster funding, т. е. восстановление после разрушений, финансируемое государством.

Участие же государства в системе регулирования страхового рынка сводится только к законодательной и контрольной функциям. Непосредственное финансовое присутствие государства в капитале российских страховых организаций сведено до минимума (доля госкапитала в совокупных активах страхового сектора составляет 0,5% против 50%) у банков).

Задачу управления рисками сегодня ни бизнес, ни граждане на себя не берут. Это стало очевидно после серии трагических событий. Когда из бюджета пришлось платить колоссальные суммы пострадавшим в авариях и пожарах, чиновники вспомнили, что во всем мире эта задача решается через институты страхования. Так, после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС снова всплыл разработанный несколько лет назад проект Закона о страховании опасных производственных объектах. После пожара в клубе «Хромая лошадь» МЧС в кратчайшие сроки представило проект закона о противопожарном страховании. После взрыва «Невского Экспресса» Минтранс предложил внести изменения в Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков, уровняв в правах на денежные компенсации пассажиров самолетов, поездов и автобусов. Пожары лета 2010 года поставили перед руководством страны вопрос о роли страхового бизнеса в снижении расходов государственного бюджета на выплаты погорельцам и в первую очередь заставили страховой рынок говорить о введение обязательного страхования.

Основная цель государственного регулирования страхового рынкаобеспечение экономической безопасности как государства, так и всех субъектов страхового рынка. Однако меры предпринимаемые государством по укреплению рынка не всегда оправдывают ожидания. Одна из которыхпринятие требований к величине уставных капиталов, которая будет способствовать разрушению страхового рынка.

По результатам проведенного исследования нами сделаны выводы, что использование института страхования в целях обеспечения экономической безопасности России возможно при создании инфраструктуры, которая будет представлять собой слаженно работающий государственный механизм с развитыми законодательным, контролирующим и информационно-аналитическим органами государственной власти, субъектов страхового рынка и заинтересованных лиц.

Проанализировав специфику страхования, мы разработали механизм взаимодействия субъектов страхового рынка, предусматривающий развитие как федерального, так и региональных рынков страховых услуг и максимально обеспечивающий экономическую безопасность как его субъектов, так и страны в целом, который состоит из комплекса мероприятий, направленных на пересмотр, уточнение, разделение функций, прав и ответственности по поводу регулирующей деятельности между федеральными и региональными органами власти: на федеральном уровне — принимать законы, регулирующие страховую отрасль в целом и деятельность федеральных страховщиков, а региональным властям дать возможность инициировать законы, не противоречащие федеральным и обеспечивающие конкретные интересы своей территории с учетом территориальных карт рисковпри администрации регионов — создавать подразделения ФССН, контролирующего деятельность всех участников регионального страхового рынкаразработать действенные финансовые механизмы и инструменты, обеспечивающие надежное инвестирование средств, получаемых от страхования в реальный сектор экономики регионовнаделить региональные ассоциации страховщиков полномочиями разрабатывать предложения по совершенствованию: а) регионального страхового рынка, б) нормативно-правовой базы, в) норм добросовестной конкуренции, г) маркетинговых исследований регионального рынкаобеспечить региональные ассоциации по защите прав потребителей, необходимыми правами: а) по защите интересов страхователей, б) по проведению просветительской и консультационной работы в области страхованиясоздать федеральный и региональный статистические центры в целях сбора информации о показателях ущербов от рисковых ситуаций и об участии страховщиков в возмещении ущерба.

Развитие регионального страхового рынка необходимо рассматривать как одну из задач по обеспечению экономической безопасности региона и страны в целом. Место и роль регионального рынка страховых услуг отражаются в его отраслевом строении.

Исходя из различий в объектах страхования, всю совокупность страховых отношений можно разделить на 3 сегмента:

• добровольные услуги (добровольные виды страхования);

• регламентированные услуги (обязательные виды страхования);

• вмененные услуги (обязательные виды страхования на определенный период, при наличии рисков, с учетом потребностей региона в обеспечении их экономической безопасности).

Поскольку механизм страховой защиты является необходимым инструментом по обеспечению экономической безопасности как различных субъектов в частности, так и страны в целом целесообразно создать и использовать в структуре страхового рынка национальный страховой фонд.

Предложенная в диссертационной работе «Модель обеспечения экономической безопасности РФ и ее регионов посредством страхового механизма» позволит обеспечить защиту имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов от возможных региональных рисков при помощи введения вмененных видов страхования, которые будут дотироваться за счет средств национального страхового фонда с учетом потребностей данного региона.

Базовый страховой продукт по вмененному виду страхования должен предусматривать: а) объект, подлежащий страхованиюб) минимальную страховую сумму, позволяющую обеспечить покрытие возможного ущерба с учетом региональных норм и стоимости объекта страхования (по страхованию имущества), стоимости медицинских услуг в данном регионе (по медицинскому страхованию), стоимости жизни (по страхованию жизни) — в) полный перечень рисковых ситуаций с учетом региональных карт рисковг) период действия договора страхованияд) способы выплаты страхового возмещенияе) сроки выплаты страхового возмещения.

Страховая премия по вмененным видам страхования состоит из базовой тарифной ставки и коэффициентов, одним из которых должен быть коэффициент платежеспособности страхователя. Поэтому её размер для неплатежеспособных групп страхователей должен частично или полностью дотироваться из средств национального страхового фонда.

Ввиду возрастающей важности правильного прогноза формирования и распределения национального страхового фонда к методам прогнозирования должны предъявляться очень высокие требования. Именно прогнозированию функционирования страхового рынка регионов и страны в целом, на наш взгляд, нужно уделять пристальное внимание, потому что страховой экономикой необходимо управлять, а, следовательно, и прогнозирование показателей ее развития должно быть поставлено на твердую научную основу.

Как показали проведенные нами исследования, более эффективным инструментом прогнозирования региональной потребности в материальных ресурсах страховых услуг являются многофакторные регрессионные экономико-статистическое модели. Преимущества модельных прогнозов потребности в материальных ресурсах заключаются в непротиворечивости системы прогностических оценок, прямом выражении связи прогнозируемого показателя с основными влияющими факторами, а также в возможности получения обоснованных вариантов прогноза для различных значений определяющих факторов, гипотез развития экономики. Использование экономико-статистических моделей регионального ресурсопотребления расширяет прогнозно-аналитические возможности, связанные с реализацией нормативного метода, позволяет осуществлять аналитические расчеты в условиях неопределенности, с меньшим объемом исходной информации в более короткие сроки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Официальный текст. М.: Новая волна, 1993. — 48 с.
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: Официальный текст. М.: Экзамен, 2001. — 304 с.
  3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (части I и II) Официальный текст. — М.: «Издательство1. ЭЛИТ-2000», 2003. -392 с.
  4. Закон РФ «О безопасности» / О безопасности: Сб. законодательных инормативных документов. М., 1998. С. 38.
  5. Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. (в редакции Федеральных законов от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 25.11.2009 № 267-ФЗ, от 23.07.2010 № 173-Ф3).
  6. Указ президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» № 537 от 12 мая 2009 г.
  7. Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994 — № 12. С. 4.
  8. В.А. Предприимчивость и риск (21 рок предпринимательства и менеджмента). Л.: ЛФ ВИ1Ж РП, 1991. С. 24.
  9. Н.Г., Асабина С. Н., Клоченко Л. Н., Турбина К. Е. Теория ипрактика страхования. М.: Анкил, 2003. — 704 с.
  10. Н.Г. Операционная деятельность страховой компании // Страховое дело. 2002. — № 1.
  11. В.А., Воробьев Ю. А., Соколов Ю. И. Риски катастрофических наводнений начала XXI века: уроки и выводы. М.: ООО «ДЭКС-ПРЕСС», 2003.-352 с.
  12. В. А., Лесных В. В., Радаев Н. Н. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. М.: Деловой экспресс, 2004.-352 с.
  13. В.А., Новиков В. Д., Радаев H.H. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2001. — 344 с.
  14. В.А., Радаев H.H. Методологический аппарат исследования природного и техногенного рисков. // Безопасность жизнедеятельности. 2000. — № 2.
  15. В.А. Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций. / МЧС России. М.: Куна, 2004. — 312 с.
  16. А.И. Современные тенденции страхового мошенничества. Электронный ресурс. Режим доступа: www.antiobmasn.ru.
  17. А.И. С обманом по жизни. Электронный ресурс. Режим доступа: www.antiobmasn.ru.
  18. В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. М.: Маркетинг, 2001.-516 с.
  19. В. А. Андреева JI.IO. Структурные изменения в страховой политике на российском рынке: формы и направления капитализациистраховых компаний // Финансовый вестник Всероссийского союза страховщиков. 2004. — № 2. С. 19.
  20. В.А., Андреева JI.IO. Корпоративные стратегии национальных страховых компаний, направленные на увеличение стоимости бизнеса // Философия хозяйства. 2006. — № 1. С. 78.
  21. В.А., Андреева Л. Ю. Устойчивый страховой рынок -важнейший атрибут национальной безопасности России // Вестник комитета ВСС по региональной политике. 2003. — № 3.
  22. И.В. Поведение потребителей: Учебное пособие для вузов. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 384 с.
  23. А.П. Грани экономического риска. М.: Знание, 1991. С. 8.
  24. Аналитический доклад «О состоянии страхового рынка России на основании оперативной отчетности» // Страховое дело. 2005. — № 10.
  25. Л.Ю. Финансовая устойчивость российских страховых компаний // Страховой вестник. 2003. — № 1.
  26. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. -№ 12.
  27. С.Н. Теория и практика страхования. М.: Анкил, 2003. С. 13.
  28. Ю.Т. Страхование: учебник для студентов вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 543 с.
  29. Ю.Т., Пещанская И. В., Хомич И. П., Ивашкин Е. И., Маршавина Л. Я. Управление частными капиталами в системе социальных финансов. М.: Финансы и статистика, 2008. — 608 с.
  30. А.Ш., Абдуллаева 3.3. Стратегия экономической безопасности региона и механизм ее реализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. — № 3 (24). С. 44−48.
  31. C.B., Жирнихин A.C., Зубец А. П., Смирнова К. А. Потребительское поведение на финансовых рынках России. М.: Экономика, 2007. — 271 с.
  32. B.C. Продовольственная безопасность (международные ивнутренние аспекты)/ B.C. Балабанов, Е. И. Борисенко. Рос. Акад. Предпринимательства. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2002. -544 с.
  33. А.Н. Прогнозирование финансовых инструментов для страхового дела // Страховое дело. 2003. — № 4. С. 56−64.
  34. Безопасность жизнедеятельности / под общей ред. Белова C.B. М.: «Высшая школа», 2001. — 318 с.
  35. И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. -М.: Финансы и статистика, 2001. 320 с.
  36. Г. А. Платежеспособность страховой компании. М.: ИНФА-М, 2004. С. 98.
  37. Е.В., Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  38. Бесфамильная JL, Мухаммедов Р., Цыганов А., Чертоусова А. Стандартизация страхования в Российской Федерации. // Финансовые услуги. 2000. — № 1−2.
  39. JI.B., Цыганов A.A. Управление качеством и стандартизация в страховом деле. Учебное пособие. М.: Издательский центр Государственного университета управления, 2003.
  40. Бизнес словарь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.deport.rU/slovar/biz/s/straxovanie-aktsionernoe.html
  41. Б ланд Д. Страхование: принципы и практика. М.: Финансы и статистика, 2000. — 416 с.
  42. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Кузнецова С. А. -СПб.: Норинт, 1998. С. 136
  43. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997. 860 с.
  44. Дж. Аналитические итоги исследований финансовых результатов слияний и поглощений на финансовом рынке: динамика стоимостикомпаний. М.: ИЭ РАН, 2005. 305 с.
  45. .Д. О качестве занятости населения России. // Общество и экономика. 2005. — № 8.
  46. .Д. Современные тенденции развития занятости населения. // Экономическая наука современной России. 2005. — № 1.
  47. В.Н., Заложнев А. Ю., Кулик О. С. Механизмы страхования в социально-экономических системах. М.: ИЛУ РАН, 2001. — 109 с.
  48. А. Регулирование страховой деятельности в экономической политике государства // Страховое дело. 2001- № 7.
  49. В.Г., Ужегов А. Т. Экономическое развитие государства зависит от безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. — № 5 (38). С. 2−4.
  50. Вестник страховых союзов. Информационный бюллетень / выпуск 1. 2008. С. 64.
  51. Я.Д., Радаев H.H. Общая теория рисков. М.: Изд. Центр «Академия», 2008. — 368 с.
  52. К.Г. Основы экономии страхования. М.: Анкил, 1995.- 184 с.
  53. Н.Ф. Перспективы повышения роли страховых агентов в развитии национального страхового рынка // Страховое дело. 2001. -№ 8.
  54. В., Игнатьев С, Моргунов В. Микроэкономика. СПБ.: Экономическая школа, 1994. С. 45.
  55. А.Э. К вопросу оценки результатов управления деятельностью страховой компании // Страховое дело. 2007. — № 6.
  56. Т.Е., Балакирева В. Ю. Денежные потоки в страховании. М.: Финансы и статистика, — 2004. — 336 с.
  57. A.A. Основы страхования: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2005. 319 с.
  58. A.A. Финансово-экономические методы страхования: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. — 184 с.
  59. С.Ю. Развитие российской финансовой системы: факторы и ограничения // Философия хозяйства. 2004. — № 1.
  60. С.Ю. Особенности сетевого роста финансового капитала. М.: Экономист, 2005. С. 68.
  61. С.Ю. Экономическая политика и глобальная экономика. М.- ТЕИС, 2005. С. 87.
  62. А.Ю. Математические модели в теории страхования: построение и оптимизация. М.: Анкил, 2003. — 159 с.
  63. В.Б. Специфика страхового спроса и предложения в РФ на современном этапе // Финансы. 2003. — № 4. С. 48−51.
  64. В.Б., Туленты Д. С. Страховой маркетинг: актуальные вопросы, методологии, теории и практики. М.: Анкил, 1999. — 119 с.
  65. А., Архипов А., Михайлов В. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. -№ 12. С. 37−38.
  66. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / под общей ред. В. И. Кушлина и H.A. Волгина. М.: Экономика, 2001.-735 с.
  67. В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.
  68. А. В. На пути к цивилизованному страхованию. Электронный ресурс. www. insur-today.ru
  69. P.C. В мире перемен. М.: Институт экономики РАН, 2006. -484 с.
  70. O.A. Экономическая безопасность организации. Учебное пособие. Издательский дом «ПИТЕР», 2002 г.
  71. А.Г. Особенности развития финансовой глобализации // Вестник ФА. 2005. — № 2 .
  72. .В. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ.
  73. Лаборатория знаний, 2009. 815 с. Гл. 3, 9, 19, 42, 54.
  74. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rubricon.com/abouttsdl .asp.
  75. Т.А. Статистические методы прогнозирования. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 206 с.
  76. А. Элементарная математическая модель для прогнозирования результатов страховой компании. // Страховое дело. 2001. — № 1.
  77. С.Л. Энциклопедический словарь: Экономика и страхование. -М., Церих-ПЭЛ, 1996. 528 с.
  78. С. Г. Страховые компании в условиях глобализации. М.: Анкил, 2005.- 176 с.
  79. Ю.М. Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. М.: Анкил, 1994. — 176 с.
  80. А.Н. Маркетинговые исследования страхового рынка. М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. — 224 с.
  81. Э.Т., Попова A.A. Страхование жизни: тарифы и резервы взносов (финансовые основы страхования жизни). Практическое пособие. — М.: Анкил, 2000.-230 с.
  82. С. В. Оценка уровня экономической защищенности территорий // Экономическая безопасность России: общий курс: учебник. -3-е изд., доп. и перераб. / под ред. В.К. Сенчагова- Ин-т экон., РАН, РАЕН. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. С. 629−639.
  83. Р., Нортон Д. Стратегические карты. М.: Изд-во Олимп-Бизнес, 2005.-465 с.
  84. Н. Финансовая устойчивость и несостоятельность страховыхкомпаний // Страховое дело. 2001. — № 5.
  85. Е.В. Страхование как обеспечение экономической безопасности // Страховое дело. 2005. — № 2.
  86. Л.А. Социальная безопасность Российской Федерации в условиях глобального финансово-экономического кризиса: проблемы и пути решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2009.-№ 10(43). С. 61−65.
  87. В.Ю., Бенинг В. В., Шоргин С .Я. Математические основы теории риска: Учебн. пособ. М.: Физматлит, 2008. С. 200, 388−390.
  88. Э.М., Беляев А. А. Управление экономической безопасностью общества // Менеджмент в России и за рубежом. 2001 — № 6.
  89. А.Г. Практика сегментирования рынка. СПб.: Питер, 2002. -288 с.
  90. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер, 2002. — 312 с.
  91. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1993. — 736 с.
  92. И.Б., Лайков А. Ю., Рыбаков С. И., Третьяков К. И. К вопросу о стратегии развития отечественного страхования // Страховое дело.- 2007. -№ 6.
  93. И.Б., Мосягина М. В. Модели управления рисками катастроф // Управление риском. 2008. — № 3. С.32−38
  94. Г. А. Этимологический словарь русского языка. М.: Полиграфуслуги, 2005. — 432 с.
  95. В.Н. Глобальная гуманитарная революция XXI века и безопасность современной России. Сборник научных докладов Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова «Глобализация и социальные изменения: материалы научной конференции 2006.
  96. Е.И. Формирование системы институтов обеспечения национальной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. — № 2 (23). С. 79−83.
  97. В.В. Использование имитационных моделей при обоснованиистраховых тарифов. // Страховое дело. 1995. — № 12. С.36−40.
  98. В.Р. Современные проблемы экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. — № 1 (34). С. 28−34.
  99. В.К. Внимание! Страховое мошенничество // Страховое ревю. 1995-№ 11. С. 6−7.
  100. С.М. География природного риска. -М.: МГУ, 1995.
  101. Ф. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003. — 360 с.
  102. Население / Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Р32 Стат. сб./Росстат. М., 2008. С. 78
  103. Ю5.Натхов Т. Риск и неопределенность экономической среды как системные факторы страхования // Страховое ревю. 2005. — № 5.
  104. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность: учебник / В. И. Волков, А. И. Гретченко, А. Е. Городецкий М.: «Экономика», 2000. — 478 с.
  105. Обязательное страхование: зарубежная практика / Жилкина М. С. // Страховое ревю. 2000. — № 3. С. 35−36.
  106. Ю8.0рлашок-Малицкая Л. А. Платежеспособность страховой организации. -М.: Анкил, 1994. С. 89−99.
  107. Основные характеристики субъектов РФ / Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2008. С. 20.
  108. Ш. Павлов Д. А. Государственное регулирование страхования как фактор поддержания стабильности социальных отношений // Страховое дело. -2007.-№ 12.
  109. Ш. Первушкин А., Копылов Е. Страховые мошенничества. Электронный ресурс. Режим доступа: www. direktor-info.ru
  110. В.Ю. Либерализация страхового рынка в свете законотворчества // Финансы. 2004 г. — № 3.
  111. .Н. Чрезвычайные ситуации и экономическое развитие: мир и современная Россия. Сборник материалов Восьмой Всероссийской конференции «Стратегические риски чрезвычайных ситуаций: оценка и прогноз .- М.: ООО «Триада, ЛТД», 2003. 400 с.
  112. Е. Страховое мошенничество // Страховое ревю. 2005. — № 5.
  113. Проблемы развития рынка страховых услуг России и ее регионов / под. ред. П. В. Акинина. М.: Финансы и статистика, 2004. — 288 с.
  114. Л.И., Коломин Е. В., Плешков А. П. Страховое дело. М.: Банк, и биржевой научно-консультационный центр, 1992. — 524 с.
  115. A.B. Мегарегулятор и страховой рынок России. // Финансы. -2005.-№ 11.
  116. Россияне стали по-новому относиться к страхованию. Электронный ресурс. Режим доступа: www. insur-today.ru
  117. В.В., Федорова Т. А. Основы страховой деятельности -Санкт-Петербург, 2003. С. 12−58.
  118. Э.А. Развитие страхования как важнейшего механизма повышения эффективной системы экономической безопасности страны. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство «Мысль», 2010. -296 с.
  119. Л.Г. Показатели оценки уровня жизни населения. // Вестник ТИСБИ. Выпуск № 4. 2003 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue4/economl8.html
  120. В.К., Губин Б. В., Казанцев C.B. и др. Проблемы модернизации государственно-территориального устройства России. Перспективы социально-экономического развития регионов в условиях их интеграции и создания новых субъектов Российской
  121. В. К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. М.: Анкил, 2010. 1120 с.
  122. Ю.А. Финансовая безопасность экономических систем М.: Анкил, 2010.-264 с.
  123. Страхование. Современный курс: Учебник / под ред. Е. В. Коломина. -М.: Финансы и статистика, 2006. С. 25.
  124. Страховой бизнес: Словарь-справочник / Р. Т. Юлдашев. М.: Анкил, 2005 — 803 с.
  125. Страховое дело / под ред. JI.A. Орланюк-Малицкой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 6.
  126. Страхование / под ред. Т. А. Федоровой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2003. — 875 с.
  127. Толковый словарь Ушакова. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.spy-bot.ru/dictionary/uhakov/
  128. К.Е. Глобализация страхового рынка: основные направления и прогнозы. М.: МГИМО, 2005. С. 55−64.
  129. К. Е., Дадысов В. Н. Взаимное страхование. М.: Анкил, 2007. С. 285−286.
  130. К.Е. Стратегия развития мирового страхового рынка. М.: «ТЕРРА», 2003. С. 25−63.
  131. К.Е. Теория и практика страхования М.: Анкил, 2003. — 570 с.
  132. Г. И. Математический анализ рисков в страховании. М.: Российский юридический издательский дом, 1994. С. 21−25.
  133. А. Страховой рынок России: отчетные и реальные показатели //
  134. Финансы. 2004. — № 8. С. 64.
  135. А. Незастрахованные ошибки // Финансы. 2005. — № 40.
  136. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. М.: Финансы и статистика, 2002. — 653 с.
  137. Е.Ю., Рассадин В. Н. Социально-экономические основы национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. — № 7 (40). С. 29−34.
  138. В.Я. Геомаркетинг: прикладные задачи и методы. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 32−56.
  139. Чего опасаются россияне? М.: Институт социологии РАН, 2008. — 72 с.
  140. В.В. Рынок и государство: трансформация традиционного подхода // Философия хозяйства. 2000. — № 4.
  141. Г. А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  142. П.Е. Модели модернизации рынка страховых услуг: медицинское страхование. М.: Юристъ, 2005. — 204 с.
  143. Е.М. Актуарные расчеты в негосударственном медицинском страховании. 2-е изд., испр. — М.: Дело, 2000. — 120 с.
  144. , Е.П. Математические методы обработки экспериментальных данных в экономике. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2004.-240 с.
  145. A.A. Возможность использования гарантийных фондов в страховании. // Финансы. 2008. — № 2.
  146. A.A., Грызенкова Ю. В. Теория и практика страхования инновационных рисков. М.: Изд-во РАГС, 2005.
  147. A.A. Развитие институтов защиты и обеспечения прав страхователей в России. М.: Изд-во РАГС, 2009. — 188 с.
  148. A.A. Сборник типовых правил, условий и договоров страхования. М.: Анкил, 2005.
  149. , Е.П. Математические методы обработки экспериментальных данных в экономике. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. 240 с.
  150. В. В. Введение в страхование. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 16.
  151. В.В., Миллерман A.C., Медведев В. Г. Теория и управление рисками в страховании. М.: Финансы и статистика, 2002. — 224 с.
  152. В.В. Страхование: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1997. — 311 с.
  153. И.Э. Англо-русской словарь страховых терминов. М.: Анкил, 2005.-304 с.
  154. А.К. Страхование. Учебное пособ. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 26.
  155. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под. ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. С. 13.
  156. Экономическая безопасность России: стратегия взаимодействия государства и бизнеса. Электронный ресурс. Режим доступа: www.nisse.ru
  157. Р. Т. Огромных возможностей страхования не знают ни президент, ни премьер, ни Дума. К великому сожалению! // Страховое дело, № 1, январь 2011. С.5−7.
  158. Р.Т. Организационно-экономические основы страхового бизнеса. М.: Анкил, 2002. — 248 с.
  159. Р., Тронин Ю. Концепция научной корректировки регулирования страховой деятельности: МИИР // Страховое дело. -2000. № 7.
  160. Р., Шаплыко Д. О финансовых ресурсах и платежеспособности страховой компании // Страховое дело. 2000. — № 3.
  161. И. О проблеме регулирования страхования в России // Страховое дело. 2000. — № 9.
  162. Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М. Academia, 1999. С. 39−40
  163. Н.М. Сущность и виды страхового портфеля // Финансы. 2003. — № 2. С. 22.
  164. A.Wagner. Der Staat und das Versicherungswesen. 1881. Bajpai, Kanti, Human Security: Concept and Measurement, Kroc Institute Occasional Paper No 19, August 2000.
  165. Communication on implementation of the risk capital action plan. EU Commission. Brussels. 2003. 4 November.
  166. European Insurance in Figures. Basic Data 2001, CEA, Brussels, 2002. 69 P
  167. Harrary J. R. Marketing in insurance. London. 2003.
  168. Held D. Globalization: Conceptualizing a Moving Target // Understanding Globalization, the Nation state, Democracy and Economic Policies in the New Epoch. — Stockholm, 2002. — 115 p.
  169. Krasner S. Globalization and Sovereignty States and Sovereignty in the Global Economy // Ed. by D. Smyth, D. Solinger, S. Topik. L., N.Y., 1999. P. 66−78.
Заполнить форму текущей работой