Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов в высшей школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования — процесс подготовки специалистов может обеспечить их информационно-технологическую готовность к профессиональной деятельности, в том числе формирование и развитие профессионально важных качеств специалиста, соответствующих требованиям современного информационного общества, если при использовании информационных технологий учитываются и реализуются следующие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Информационные технологии как средство профессиональной подготовки специалистов
    • 1. 1. Основные проблемы компьютеризации профессиональной подготовки
    • 1. 2. Анализ учебной деятельности при обучении с использованием информационных технологий
    • 1. 3. Классификация информационных технологий, используемых при подготовке специалистов
  • Глава 2. Особенности профессионального обучения, опосредствованного информационными технологиями
    • 2. 1. Структура подготовки с использованием информационных технологий
    • 2. 2. Специфика взаимодействия человека со средствами информационных технологий
    • 2. 3. Реализация дидактических принципов при профессиональном обучении с использованием информационных технологий
  • Глава 3. Особенности воздействия информационных технологий в процессе профессиональной подготовки на личность специалиста
    • 3. 1. Организация и методы исследования
    • 3. 2. Психические явления студентов, обучающихся с использованием информационных технологий
    • 3. 3. Динамика психических явлений для различных групп специальностей
    • 3. 4. Самооценка профессионально важных качеств, развитых в процессе подготовки с использованием информационных технологий
    • 3. 5. Профессиональная направленность и мотивация выбора специальности
  • Заключение

Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов в высшей школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное информационное общество с его сложным, высокотехнологичным и быстро меняющимся производством, развитой инфраструктурой, использующей передовые достижения в области информационных технологий, предъявляет качественно новые требования к подготовке специалистов различных профилей. От выпускников вуза требуется не только фундаментальная базовая подготовка, которая поможет им разобраться в сложном производстве, но и информационно-технологическая готовность, а именно: знание средств информационных технологий и умение с ними обращатьсяумение собирать, оценивать и использовать информациювысокая адаптивность, выражающаяся в способности приспосабливаться к новым условиям труда, информационным нагрузкам, вызванным обновлением средств производства и орудий трудакоммуникативность и умение работать в группеспособность к самообразованию и потребность в регулярном повышении квалификации и т. п.

Решение проблемы формирования специалиста, соответствующего требованиям информационного общества, невозможно без использования в обучении информационных технологий. При этом актуальным является определение психолого-педагогических особенностей использования информационных технологий в подготовке, обеспечивающих информационно-технологическую готовность специалиста и способствующих формированию его профессионально важных качеств.

Анализ литературы выявил недостаточную разработанность этой проблемы. Информатизации образования, различным аспектам использования компьютерных и телекоммуникационных средств и технологий в образовании посвящены работы многих исследователей: Н. В. Апатовой, В. А. Белавина, В. П. Беспалько, А. М. Галимова, Б. Г. Гершунского, Ю. С. Иванова, Г. В. Ившиной, В. А. Извозчикова, Е. И. Машбица, В. М. Монахова, Н. Х. Насыровой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. Ф. Шолоховича,.

К.К.Колина и других. Психологические вопросы, связанные с использованием информационных технологий, нашли отражение в работах А. Е. Войскунского, Л. П. Гурьевой, Л. С. Коновалец, Н. В. Серковой, О. К. Тихомирова, Н. В. Чудовой, С. А. Шапкина и др. Вопросы формирования личности специалиста и его профессиональной деятельности рассмотрены в работах А. А. Вербицкого, Т. Ю. Елисеевой, Е. А. Климова, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова и других авторов. При всей несомненной теоретической и практической значимости названных исследований и их важности в решении образовательных задач следует отметить, что в них не рассматриваются психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов различного профиля, определяющие процесс профессиональной подготовки студентов и влияющие на развитие личности специалиста.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий, проявляющихся в системе профессиональной подготовки специалистов: между растущими требованиями общества к качеству подготовки выпускаемого специалиста и уровнем информационно-технологической готовности выпускников вузов к профессиональной деятельностимежду необходимостью развития и формирования важных для успешной профессиональной деятельности в условиях информационного общества качеств личности специалиста и неразработанностью научно-методического обеспечения этих процессов. Отсюда вытекает проблема исследования: каковы психологопедагогические особенности использования информационных технологий в подготовке студентов, учет которых способствует формированию информационно-технологической готовности специалистов к профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества.

Цель исследования — определить и обосновать психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов различного профиля и экспериментально апробировать их влияние на формирование информационно-технологической готовности специалистов к профессиональной деятельности.

Объект исследования — подготовка специалистов с использованием информационных технологий в высшей школе.

Предмет исследования — психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов различного профиля в высшей школе («человек-человек», «человек-техника», «человек-знак»).

Гипотеза исследования — процесс подготовки специалистов может обеспечить их информационно-технологическую готовность к профессиональной деятельности, в том числе формирование и развитие профессионально важных качеств специалиста, соответствующих требованиям современного информационного общества, если при использовании информационных технологий учитываются и реализуются следующие психолого-педагогические особенности их применения в учебном процессе: будущая профессиональная деятельность определяет информационные средства и методы подготовки специалистов различных направлений («человек-человек», «человек-техника», «человек-знак») — подготовка специалистов различных направлений с использованием информационных технологий осуществляется с учетом значимости основных дидактических принципов для конкретной специальностиструктура подготовки с использованием информационных технологий включает в себя инвариантный (информационно-технологический) и вариативный (социально-профессиональный) блокимногообразие информационных технологий и цели их использования в процессе профессиональной подготовки обуславливают воздействие на личность студентов.

В рамках цели и выдвинутой гипотезы определены задачи исследования: определить изменения компонент профессиональной деятельности для специалистов, относящихся к типам профессий «человек-человек», «человек-знак», «человек-техника», обусловленных информатизацией общества, и исходя из этого обосновать содержание информационно-технологического и социально-профессионального блоков подготовки с использованием информационных технологийвыявить специфику реализации дидактических принципов при обучении с использованием информационных технологий и обосновать их значимость для каждого из трех типов профессийраскрыть особенности взаимодействия человека с компьютером и информационными технологиямиэкспериментально проверить влияние психолого-педагогических особенностей использования информационных технологий в учебном процессе высшей школы на формирование информационно-технологической готовности специалистов к профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества. Методологической основой исследования явились: личностнодеятелыюстный подход, который направлен на формирование специалистов, обладающих не только высоким уровнем интеллектуального развития, но и способных к активной профессиональной и социальной деятельностиразличные аспекты использования компьютерных и информационных технологий в образованиипсихологические положения, связанные с использованием информационных технологий.

В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по вопросам использования информационных технологий в обучении, позволивший выявить возможности использования информационных технологий в профессиональной подготовке и установить противоречия диссертационного исследованияанализ квалификационных характеристик, учебных планов и программ, методической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта, государственных стандартов и других нормативных документов, регламентирующих требования к уровню усвоения профессиональных знаний, умений и навыков специалистов, анкетирование, позволившие определить изменения ведущих видов деятельности для специальностей, относящихся к типам профессий «человек-человек», «человек-знак», «человек-техника" — анализ психолого-педагогической литературы, опросно-диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседы, самооценка) — экспериментальные методы (поперечных срезов, лонгитюдный) для получения необходимой информации при выявлении и анализе специфики реализации дидактических принципов, а также профессионально важных качеств и индивидуальных особенностей личности специалистаметоды статистической обработки данных (корреляционный анализ, t-критерий Стыодента), результаты которых послужили основой для выводов данной работы.

Базой исследования стали Нижнекамский химико-технологический институт, Нижнекамский институт дистанционного обучения Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. Этапы исследования.

Первый этап (2000 — 2002) был посвящен анализу педагогической и психологической литературы по различным проблемам компьютеризации учебного процесса, а также проведению пилотажных исследований. Целью этого этапа были определение возможностей использования информационных технологий в профессиональной подготовке, а также психолого-педагогических особенностей использования информационных технологий в подготовке. Также подбирались методики для адекватного измерения требуемых психологических параметров, опробовались методики эксперимента и проводились пилотажные исследования. Предложено ориентировочное содержание инвариантного и вариативного блоков подготовки специалистов с использованием информационных технологий.

На втором этапе (2002 — 2003) с учетом результатов исследования предшествующего периода изучались индивидуально-психологические особенности студентов, обучающихся с использованием информационных технологий, и их информационно-технологическая готовность к будущей профессиональной деятельности. Исследован ряд явлений, относящихся к важным в процессе профессиональной подготовки с использованием информационных технологий (мобильность/ригидность, компьютерная фрустрация, самочувствие, активность, настроение, сила воли, мотивация достижения успеха/избегание неудач, информационная ригидность, компьютерная тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность).

Третий этап (2003 — 2004) посвящен статистической обработке эмпирических данных, анализу и оценке полученных диагностических результатов.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены и обоснованы психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов: выбор информационных средств подготовки специалистов обусловлен спецификой будущей профессии («человек-человек», «человек-знак», «человек-техника» на примере специальностей 61 000 «Государственное муниципальное управление», 60 800 «Экономика и управление на предприятии», 170 500 «Машины и аппараты химических производств») — содержание профессиональной деятельности определяет комплекс профессионально важных качеств, развиваемых на дисциплинах, включенных в выявленные инвариантный (информационнотехнологический) и вариативный (социально-профессиональный) блоки подготовки с использованием информационных технологийучет значимости основных дидактических принципов для конкретной специальности (научности, доступности, прочности, систематичности и последовательности, наглядности, связи теории с практикой, активности, индивидуализации обучения, сознательности, коллективизма) определяет выбор информационных технологийпроцесс профессиональной подготовки с использованием информационных технологий характеризуется спецификой взаимодействия человека с компьютером.

2. Определены профессионально важные качества (мобильность, информационная ригидность, компьютерная фрустрация, сила воли, мотивация достижения успеха, компьютерная, личностная, ситуативная тревожность и др.) специалистов рассматриваемых направлений, которые развиваются при обучении с помощью информационных технологий, и проанализирована динамика их изменения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенные содержание и методы подготовки с использованием информационных технологий, учитывающие специфику реализации дидактических принципов для конкретных специальностей, позволяют трансформировать учебную деятельность в учебно-профессиональную и способствуют положительной динамике изменения профессионально важных качеств, а также снижению частоты проявления негативных психических состояний личности специалиста. Материалы исследования включены в содержание рабочих программ по подготовке специалистов 61 000 «Государственное муниципальное управление» (ГМУ), 60 800 «Экономика и управление на предприятии» (ЭиУ), 170 500 «Машины и аппараты химических производств» (МАХП) и внедрены в учебный процесс Нижнекамского химико-технологического института.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов обеспечены всесторонним изучением проблемы исследования, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования, непосредственным участием автора в эксперименте, широтой привлечения экспертов (преподавателей и выпускников вузов, работающих по специальности), соблюдением требований к выборке при проведении педагогического эксперимента, длительность эксперимента.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на II международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете» (г.Санкт-Петербург, 2002), на Всероссийском семинаре «Проблемы методологической, психолого-педагогической и информационно-технологической подготовки преподавателей высшей школы» (г.Казань, 2003), на межвузовской научно-практической конференции «Формирование профессионализма преподавателя высшей школы» (г.Наб.Челны, 2003), на научной сессии в Казанском государственном технологическом университете (2004), на II международной научно — практической конференции «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (г.Наб.Челны, 2004), на Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные процессы в области образования, науки и производства» (г.Нижнекамск, 2004), на II Всероссийской научно-практической конференции «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» (г.Наб. Челны, 2004), на семинарах кафедры информационных технологий обучения Казанского государственного технологического университета (2003, 2004).

На защиту выносятся следующие положения и результаты:

1. Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов в высшей школе («человек-человек», «человек-знак», «человек-техника»).

2. Доказательство того, что учет психолого-педагогических особенностей использования информационных технологий в процессе профессиональной подготовки способствует формированию адекватной современному состоянию информационного общества информационно-технологической готовности специалистов к профессиональной деятельности.

Выводы по третьей главе.

Исследование подтвердило, что при использовании информационных технологий в профессиональном обучении с учетом специфики реализации дидактических принципов для каждой специальности существенно повышается уровень сформированное&tradeпрофессионально важных качеств и снижаются показатели негативных психических явлений.

Выявлена положительная динамика развития мобильности и определенности в деятельности, динамика снижения различных видов тревожности. Определены основные состояния и свойства в структуре психических явлений: личностная тревожность, компьютерная фрустрация, ситуативная тревожность, активность и настроение.

Получены значимые различия в проявлении профессионально важных качеств и явлений для рассмотренных специальностей. У студентов, обуч? ^ 80.

Интегрированные коэффициенты успеваемости в начале эксперимента чающихся по специальности ГМУ («человек-человек») с использованием информационных технологий, повышается уверенность в себе, самооценка, имеет тенденцию к повышению мотивация к успеху. Для будущих механиков (специальность МАХП («человек-техника»)) происходит развитие самооценки, мотивации достижения на успех, снижение личностной тревожностиповышается уверенность в себе, устойчивость к неудачам, волевые свойства, мобильность, гибкость. У будущих экономистов (специальность ЭиУ («человек-знак»)) выявлено снижение ситуативной и личностной тревожности, повышается уверенность в себе, самооценка, наблюдательность, любознательность, активность, решительность, имеет тенденцию к повышению мотивация к успеху.

Установлено, что выраженность и степень важности умений и навыков, составляющих информационно-технологическую готовность, для студентов рассматриваемых специальностей разная. Кроме того, сравнительный анализ показал достоверную разницу в средних показателях самооценки готовности до и после эксперимента (71,0 и 76,8 баллов соответственно). Сформирован-ность профессионального самоопределения студентов и показатели профессиональной направленности к концу эксперимента также повысилась.

Таким образом, экспериментально проверено влияние психолого-педагогических особенностей использования информационных технологий в подготовке специалистов различного профиля.

Проведенное исследование позволяет утверждать о правомерности поставленной нами проблемы и ее актуальности. Актуальность работы определяется объективной необходимостью выявления психолого-педагогических особенностей использования информационных технологий в подготовке специалиста и разработки ее структуры и содержания, обеспечивающей формирование информационно-технологической готовности специалистов к профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Проведенные ранее исследования показали недостаточную разработанность данной проблемы. В исследовании предлагается один из вариантов решение проблемы подготовки студентов с использованием информационных технологий, отвечающих требованиям информационного общества к качеству подготовки специалистов.

Обоснована необходимость перехода на обучение с использованием информационных технологий, в результате которого обеспечивается трансформация учебно-познавательной деятельности в профессиональную деятельность. Анализ современного состояния развития информационных технологий, их возможностей использования в учебном процессе позволил сделать вывод, что многообразие информационных технологий в обучении позволяет подобрать необходимые для подготовки специалистов конкретного профиля.

Нами были определены и проранжированы списки видов профессиональной деятельности для специальностей 61 000 «Государственное муниципальное управление» (ГМУ), 60 800 «Экономика и управление на предприятии» (ЭиУ), 170 500 «Машины и аппараты химических производств» (МАХП), относящихся к типам профессий «человек-человек», «человек-знак», «человек-техника» соответственно. Установлено, что информационная деятельность является одной из ведущей профессиональной деятельностью для каждой из рассмотренных нами специальностей. Специфика будущей профессии, выделенная на основе анализа выявленных ведущих видов деятельности, позволила определить структуру и содержание профессиональной подготовки с использованием информационных технологий: инвариантный (информационно-технологический) блок, который реализуется на первом этапе профессиональной подготовкивариативный (социально-профессиональный) блок — на всех последующих курсахнравственно-мотивационный блок, реализующий на протяжении всего курса профессиональной подготовки. Нами были определены знания, умения и навыки, входящие в выделенные блоки профессиональной подготовки с использованием информационных технологий.

На основе теоретического анализа выявлены закономерности изменения профессионально важных качеств в процессе профессиональной подготовки студентов с использованием информационных технологий. Установлено, что психические явления зависят от информационно-технологической готовности специалиста, от целей использования компьютера, от вида профессиональной деятельности. В результате обосновано, что при отборе информационных технологий для профессиональной подготовки следует учитывать особенности психических явлений, свойственных конкретным профессиональным группам.

Теоретический анализ показал, что обучение с использованием информационных технологий должно осуществляться с учетом классических дидактических принципов. Нами выявлены наиболее важные в подготовке с использованием информационных технологий дидактические принципы по каждой конкретной специальности. Для специальности ГМУ наиболее важными являются принципы коллективизма, прочности, активности, связи теории с практикойдля МАХП — принципы наглядности, научности, активности, связи теории с практикойдля ЭиУ — связь теории с практикой, активность, научность, сознательность. Полученная специфика реализации дидактических принципов для каждой специальности определяет выбор информационно-педагогического продукта, необходимого для профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Таким образом, в результате проведенного теоретического исследования нами были выявлены психолого-педагогические особенности применения информационных технологий в подготовке специалистов различного профиля: выбор инвариантного (информационно-технологического) и вариативного (социально-профессионального) блоков, содержания и методов профессиональной подготовки с использованием информационных технологий, соблюдение конкретных дидактических принципов должны основываться на специфике будущей профессии (на примере специальностей 61 000 «Государственное муниципальное управление», 60 800 «Экономика и управление на предприятии», 170 500 «Машины и аппараты химических производств»), а также на учете специфики психических явлений человека в процессе деятельности, опосредствованной компьютером.

В результате экспериментального исследования выявлено влияние психолого-педагогических особенностей использования информационных технологий в подготовке на изменение профессионально важных качеств специалиста. Получено подтверждение того, что в процессе подготовки с использованием информационных технологий формируется информационно-технологическая готовность специалистов к профессиональной деятельности и повышается уровень сформированности профессионально важных качеств, снижаются показатели негативных психических явлений. Доказано, что учебная деятельность с использованием информационных технологий модифицируется в учебно-профессиональную деятельность, в которой реализуются цели профессионального и личностного развития каждого студента. Таким образом, использование информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов необходимо, так как делает обучение профессионально направленным.

Полученные экспериментальные результаты подтверждают выдвинутую в исследовании гипотезу, поставленная цель достигнута.

Проведенное исследование, естественно, не охватывает все аспекты компьютеризации и информатизации профессиональной подготовки. Остаются проблемы, которые нуждаются в дальнейшем изучении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.А. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение / М. А. Айламазян // Вопросы психологии.-1990. № 4.-С. 17−19.
  2. , Б.Г. Воспитание внимания школьников / Б. Г. Ананьев. — М.: АПН РСФСР, 1946. 52 с.
  3. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 96 с.
  4. , Н.С. Психолого-педагогические аспекты использования Интернет-технологий в образовании / Н. С. Анасимова, И. Г. Сидоркина // Информатика и образование. 2002. — № 9. — С.46−49.
  5. , Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Апатова. М., 1994. — 24 с.
  6. , Н.В. Дидактические аспекты компьютерного обучения / Н. В. Апатова, О. Н. Гончарова, С. А. Солдатова. http://ccssu.cssu.crimea.ua/internet/Education/ notes/notes3/n03016.htm
  7. , О.Н. Коммуникация в компьютерной сети: психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. — Вып. 4. -С.14−20.
  8. , Р. Новые очерки по психологии искусства / Р.Арнхейм. -М.: Прометей, 1994. 352 с.
  9. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности /
  10. В.Г.Асеев. — М.: Просвещение, 1976. 220 с.
  11. , В.В. Анализ показателей эффективности применения обучающих программ / В. В. Афанасьев, О. Б. Тыщенко, И. В. Афанасьева // Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве: сб.науч.-техн.тр. Нижний Новгород, 1999.- С. 15.
  12. , Э.Р. Психологические тесты / Э. Р. Ахмеджанов. М.: Изд. ТОО фирма «Светотон ЛТД», 1995. — 320 с.
  13. , Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. -№ 1. — С.14−19.
  14. , A.M. Дидактические условия оптимизации контроля и самоконтроля в учебной деятельности студентов с применением ЭВМ: дис.. канд. пед. наук / A.M.Белякин. Казань, 1984. — 236 с.
  15. , В.П. Программированное обучение. Дидактические основы / В. П. Беспалько. М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
  16. , Г. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 1215.
  17. , И.В. Психология компьютерных игр / И. В. Бурлаков // Прикладная психология. 2000. — № 2. — С.58−70.
  18. , О.В. Методика использования учебных телеконференций в обучении будущих учителей информатики: дис.. канд. пед. наук / О. В. Бурносова. М., 2000. — 156 с.
  19. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  20. , Л.С. Организационно-педагогическая система развития компьютерной культуры педагога: дис.. канд. пед. наук / Л. С. Волкова. -Казань, 1997. 192 с.
  21. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / Н. Н. Обозов и др. Л.: ЛГУ, 1984. — 191 с.
  22. , И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения: дис.. д-ра пед. наук / И. Е. Вострокрутов. М., 2002. — 387 с.
  23. , JI.C. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4 / Л. С. Выготский. -М: Педагогика, 1984. 458 с.
  24. , Г. В. Педагогические принципы доступности в сфере дея-тельностной теории / Г. В. Габай // Вестник МГУ. 1987. — № 3. — С.20−24.
  25. , О.Н. Формирование готовности студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Н. Гавришина. Кемерово, 2004, — 22 с.
  26. , Н.И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона / Н. И. Гендина // Педагогическая информатика. 2001. — № 2. — С. 12−15.
  27. , Б.Г. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перпективы / Б. Г. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  28. , Ю.Я. Теоретические основания проблем взаимодействия человека и техники / Ю. Я. Голиков // Психологический журнал. 2000. — Т.21.- № 5. -С.5−15.
  29. ГОС ВПО 2.2 1999. Издание. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — Взамен ГОС ВПО 940- 1994- введ. 2000 02 — 01. — М.: Изд-во стандартов, 2000. — 273 с.
  30. , С.А. Педагогические условия развития общеучебных умений учащихся в процессе их самообразовательной деятельности в информационном центре школы: дис.. канд. пед. наук / С. А. Грандова. — М., 2001.- 168 с.
  31. , В.И. Информационная технология: состояние и вопросы развития / В. И. Гриценко, Б. Н. Паныиин. Киев: Наукова дума, 1989.-218 с.
  32. , Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты / Л. П. Гурьева //
  33. Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С.5−16.
  34. , Г. И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования: дис.. канд. пед. наук / Г. И. Дацюк. — М., 2001. — 235с.
  35. Диканский, ЕЛО. Комплексное использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного педагогического образования: дис.. канд. пед. наук / Е. Ю. Диканский. Ставрополь, 2003.- 193 с.
  36. , Л.Г. Психические состояния и эффективность деятельности / Л. Г. Дикая // Психологический журнал. 1984. — Т.З. — № 6. — С.254−257.
  37. , Н.Ф. Труд и внимание / Н. Ф. Добрынин // Вопросы психологии труда, трудовое обучение и воспитание. Ярославль: ЯрГУ, 1963. — С. 13−20.
  38. , О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление / О. В. Доронина // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С.68−78.
  39. , Н.Н. Образование и информатика 96 / НИИВО. — М., 1997. — Вып.2. — 76 с. (Новые информационные технологии в образовании: обзорная информ. по основным направлениям развития ВО).
  40. , Т.Ю. Структура профессиональной деятельности специалиста: учеб. Пособие / Т. Ю. Елисеева. JL: Изд-во ЛГУ, 1988. — 101 с.
  41. , М.Г. Вопросы разработки тестирующих программ / М. Г. Ермаков, Л. Е. Андреева // Информатика и образование. 1997. — № 3. -С.87−90.
  42. , И.И. Профессиональная культура личности / И. И. Зарецкая // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб.науч.тр. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96″, 1996. — Вып.З. — 115 с.
  43. , Г. В. Дидактические основы инвариантности, преемственности и перспективности информационных технологий мониторинга качества: дис.. .д-ра пед. наук / Г. В. Ившина. Казань, 2000. — 413 с.
  44. , Ж.В. Модернизация деятельности методической службы образовательного учреждения на основе информационных технологий: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ж. В. Игнатенко. М., 2004, — 20 с.
  45. , В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения / В. А. Извозчиков. С-Пб.: Изд-во РГПУ, 1991. — 120 с.
  46. , А.И. Пути и средства формирования информационной культуры в университете / А. И. Каптерев. М.: ИПО Профиздат, 1998. — 135с.
  47. , Р.Я. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов с позиции дидактической кибернетики / Р. Я. Касимов // Новые информационные технологии в образовании. 1993. — Вып.З. — С. 64.
  48. , ЕА. Лучшие психологические тесты / Е. А. Климов. — М.: Изд-во МГУ, 1997.- 184 с.
  49. , В.И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. — М.: АН СССР, Ин-т психологии, 1988. 191 с.
  50. Компьютерные телекоммуникации — школе: пособие для учителя / Е. С. Полат и др. М.: ИСО РАО, 1995.- 168 с.
  51. , Л.С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения / Л. С. Коновалец // Педагогика. 1999. — № 2. — С.46−50.
  52. , О.А. Численный эксперимент в практикуме по общей физике / О. А. Коржавина, Б. Е. Стариченко // Использование физического эксперимента и ЭВМ в учебном процессе. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1987. — С. 102−113.
  53. , Т.В. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером / Т. В. Корнилова, О. К. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1990. -256 с.
  54. , Р. Интерфейс „человек-компьютер“ / Р. Коутс, И.Влейминк. -М.: Мир, 1990.- 501 с.
  55. , Е.Н. Организация совместной деятельности учащихся в условиях компьютерного обучения / Е. Н. Кочетова, И. В. Синельник, А. В. Яресько. М.: Просвещение, 1996. — 316 с.
  56. , А.А. Обучающие программы и дидактика /
  57. A.А.Кузнецова, Т. А. Сергеева // Информатика и образование. 1986. — № 2. -С.87−90.
  58. , Л.П. Новые информационные технологии в высшей школе / Л. П. Кураков, Е. К. Лебедев. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ГУ, 2001. — 488с.
  59. , А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 199 с.
  60. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Прогресс, 1983.-365 с.
  61. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  62. , В. Компьютеризация и „креативная педагогика“ /
  63. B.Леонтьева, М. Щербина // Высшее образование в России. 2001. — № 3. —1. C. 15−16.
  64. , А.Ю. Информационное обеспечение образовательного процесса обучающихся в профессиональном колледже: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Ю. Линдельгольц. Курган, 2004.- 21 с.
  65. , В.И. Познавательная активность как педагогическая проблема / В. И. Лозовая, А. В. Троцко // Советская педагогика. 1989. — № 11. -С.4−8.
  66. , Е.А. Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при общении в дидактической компьютерной среде: дис.. канд.пед.наук/ Е. А. Локтюшина. Волгоград, 1998. -152 с.
  67. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1984. — 338 с.
  68. , Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1985. — № 6. — С.8−28.
  69. , В.Л. Информатизация и подготовка учительских кадров / В. Л. Матросов, М. М. Буняев // Педагогика. 1991. — № 8. — С.9−12.
  70. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  71. , Е.И. Основы компьютерной грамотности / Е. И. Машбиц, Л. П. Бабенко, Л. В. Верник. Киев: Выща школа, Головное издательство, 1988.-258 с.
  72. , Е.И. Диалог в обучающей системе / Е. И. Машбиц, В. В. Интерьерский, Е. Ю. Коммиссарова. Киев: Выща школа, 1989. — 219 с.
  73. , А.В. Дидактические принципы в компьютерном обучении/ А. В. Могилев, С. А. Титоренко // Педагогическая информатика. 1998. -№ 2. — С. 10−16.
  74. , В.П. Формирование графической культуры будущих учителей на основе использования информационных технологий обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П. Молочков. Великий Новгород, 2004.24 с.
  75. , В.М. Что такое новая информационная технология обучения? / В. М. Монахов // Математика в школе. 1990. — № 2. — С. 12−16.
  76. , И.М. Юридическая психология / И. М. Мостовая. Киев: Вира-Р, 1999.-120 с.
  77. , Н.Х. Проектирование подготовки студентов гуманитарных факультетов классического университета по информатике: автореф. дис.. канд.пед.наук / Н. Х. Насырова. Казань, 2000. — 17 с.
  78. , В.И. Непрерывное профессиональное экономическое образование на основе дистанционных технологий: дис.. канд.пед.наук / В. И. Невзорова. М., 2000. — 224 с.
  79. , Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. Т. З / Р. С. Немов. 3-е изд. — М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 1999.-640 с.
  80. , О.И. Краткая энциклопедия дизайна / О. И. Нестеренко. -М.: Наука, 1994.-255 с.
  81. , Л.В. Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки: ав-тореф. дис.. канд. пед. наук / Л. В. Нестерова. Брянск, 2003.- 23 с.
  82. НТР: Проблемы и решения. 1989. — № 9. — С.З.
  83. Образование и XXI век. Информационные и телекоммуникационные технологии / И. М. Макарова и др. -М.: Наука, 1999. 194 с.
  84. , В. Введение в общую дидактику / В.Оконь. М.: Высшая школа, 1990.- 352 с.
  85. , О.П. Системный подход к построению электронного курса для дистанционного обучения / О. П. Окопелов // Педагогика. 1999. -№ 6. — С.50−55.
  86. , А.Е. Эмоции и воспитание / А. Е. Олынанникова. — М.: Знание, 1983.- 80с.
  87. , В.И. Проблемы развития личности в системе непрерывного образования / В. И. Павловец, А. А. Вербицкий / Студент на пороге XXI века: монография. М.: Изд-во УДН, 1990. — 152 с.
  88. Пак, Н.И. О технологии создания компьютерных тестов / Н. И. Пак, С. А. Титоренко // Информатика и образование. 1997. — № 5. — С. 19−24.
  89. , П.К. Современные информационные технологии в профессионально-педагогической подготовке специалистов по физической культуре и спорту / П. К. Петров // Информатика и образование. 2003. — № 7. -С.125−128.
  90. , А.В. Центр информационной культуры в системе университетского интернет-центра: дис.. канд. пед. наук / А. В. Петрущенков. Калининград, 2000. — 157 с.
  91. , К.К. Структура развития личности / К. К. Платонов. — М.:1. Наука, 1986. 255 с.
  92. , Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / НИИВШ. М.: Изд-во УДН, 1986. — Вып. 3. -158с. (Обзорная информ. НИИВШ).
  93. , Л.Ф. Структура и содержание мотивационного обеспечения обучающих программ / Л. Ф. Плеухова // Информатика и образование. -1991. № 3. -С.27−29.
  94. , И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. — М.: Изд-во ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2001. — 368 с.
  95. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Д. Я. Райгородского и др. Самара: Издат. дом. „БАХРАХ“, 1998. — 672с.
  96. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Б. А. Федоришин и др. Киев: Радянська школа, 1980. — 267 с.
  97. , А.О. Психические состояния и их функции / А. О. Прохоров. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1994. — 317 с.
  98. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе / Н. Е. Обозов и др. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 246 с.
  99. , З.А. Психологические основы профессионального обучения / З. А. Решетова. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
  100. , У.К. Учителя и машины. Введение в теорию и практику программированного обучения / У. К. Ричмонд. М.: Мир, 1968. — 277с.
  101. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. -М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
  102. , И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: дис.. д-ра пед. наук / И. В. Роберт. -М., 1994. 339 с.
  103. , Н.М. Информационная культура в содержании общего образования / Н. М. Розенберг // Советская педагогика. 1997. — № 3. — С. ЗЗ
  104. , Т.А. Дидактические требования к компьютерным программам / Т. А. Сергеева, А. Г. Чернявская // Информатика и образование. -1988. -№ 1.-С.48−51.
  105. , А.Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения / А. Е. Сережкина, А. О. Прохоров // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С.53−62
  106. , А.Е. Психические состояния пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированной деятельности: дис.. канд. псих, наук / А. Е. Сережкина. Казань, 1998. -172 с.
  107. , Н.В. Особенности динамики развития внимания и психической ригидности студентов в дистанционном и традиционном обучении: дис.. канд. псих, наук/ Н. В. Серкова. Томск, 2000, — 165 с.
  108. , И.В. Концептуальные модели обучения практико-ориентированных учащихся в условиях интернет-образования: дис.. канд. пед. наук / И. В. Симонова. С-Пб, 2000. — 317 с.
  109. , Э.Г. Психологические аспекты компьютеризированного обучения / Э. Г. Скибицкий // Сибирский психологический журнал. 2000. — Вып.4. — С.33−35.
  110. , Г. Б. Совершенствование профессионального мастерства преподавателей вузов / Г. Б. Скок. М.: НИИВШ, 1986. — 28 с.
  111. , В.М. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателей / В. М. Соколов, Л. Н. Захарова, В. В. Соколова М.: Иссл. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. — 160 с.
  112. , А.В. Об эффективности информационных технологий / А. В. Соловов // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 14−19.
  113. Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов / В. П. Трусов и др. JL: Изд-во ЛГУ, 1989. — 160с.
  114. , Б.Е. Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий: дис.. докт. пед. наук / Б. Е. Стариченко. М., 1999.-345 с.
  115. Студент на пороге XXI века: монография / Н. И. Рейнвальд и др. -М.: Изд-во УДН, 1990. 297 с.
  116. , М.М. Гипертекст новая форма коммуникации / М. М. Субботин // Итоги науки и техники: сб.науч.тр./ВИНИТИ. — М., 1994. -247 с.
  117. , Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс — научную основу / Н. Ф. Талызина // Советская педагогика. 1985. — № 12. — С.34−38.
  118. , Н.Ф. Методика составления обучающих программ / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 46 с.
  119. , Н.Ф. Педагогика: круглый стол / Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. 1981. — № 4. — С.39−40.
  120. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 344 с.
  121. , Н.Н. Информационное обеспечение развития районной образовательной системы: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Терехина. -Екатеринбург, 2003.- 23 с.
  122. , O.K. ЭВМ и новые проблемы психологии / О. К. Тихомиров, Л. Н. Бабанин. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 204 с.
  123. , O.K. Информационный век и теория Л.С. Выготского / О. К. Тихомиров // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 1. — С. 114 119.
  124. , O.K. Психологические последствия компьютеризации / О. К. Тихомиров // Человек и компьютер. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — Вып.1. -С.235−262.
  125. , Ю.В. О психологических основах профессиональной ориентации / Ю. В. Укке // Новое в теории и практике обучения. М.: Знание, 1981. — Вып.2. — С.95.
  126. , JI.И. Психология организационной деятельности школьников / Л. И. Уманский. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  127. , Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1991. — № 3. — С. 27−39.
  128. , X. Мотивация и деятельность: в 2 т. / Х.Хекхаузен. — М.: Педагогика, 1986. 348 с.
  129. , A.M. Методика изучения объект-субъектого образа компьютера / A.M.Ходош//Вопросы психологии. 1991.- № 6. -318 с.
  130. , С.А. Новые информационные технологии как фактор повышения квалификации преподавателей учреждений начального профессионального образования: дис.. канд. пед. наук / С. А. Хузина. Екатеринбург, 1997.- 191 с.
  131. , П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981. -95 с.
  132. , С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин // Психологический журнал. 1999. — Т.1 — № 1. — С.86−102.
  133. , В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Ф. Шолохович. Екатеринбург, 1995. — 48 с.
  134. Bliss, J. Communality of videogame perfomances with tracking tasks / J. Bliss, R. Kennedy, J. Turnage // Perceptual and Motor Skills. 1991. — V. 73. — P. 23−30.
  135. Doelker, C. Medienwirkungen und paedagogishe Handeln: Neue Uber-legungen zu alten medienpaedaedagogischen Ansaetzen / C. Doelker // Hd. Deutsches Jugendinstitut Medienerziehung beui Vorshulkindern. 1990. — P. 139 156.
  136. Egg, R. Jugendliche Computer-Fans: Aussteiger oder Aufsteiger? Eine empirische Untersuchung / R. Egg, V. Meschke // Herwig Psychologie in Ersiehung und Unterricht. 1989. — V. 36. — P. 35−45.
  137. Greenfield, P.M. Action video games and informal education: Effects of strategies for dividing visual attention / P.M.Greenfield, P. de Winstanley, H. Kilpatrick // Journal of Applied Developmental Psychology. 1994. — V.15. -P.105−123.
  138. Orosy-Fildes, C. Psychology of Computer Use: XII. Videogame play: Human reaction time to visual stimuli / C. Orosy-Fildes, R. Allan // Perceptual and Motor Skills. 1989. — V.69. -P.243−247.
  139. Ориентировочная психограмма видов деятельности каждого типа профессий.
  140. Тип профессии Ведущие виды профессиональной деятельности Требуемые ПВК
  141. Консультационная Социально-психологическая интуиция, наблюдательность, сила убеждения, вербальное мышление, низкая ситуативная тревожность
  142. Тип профессии Ведущие виды профессиональной деятельности Требуемые ПВК
  143. ЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» 4. Педагогическая Ответственность- надежность- порядочность- честность- коммуникабельность- способность понимать намерения, помыслы настроения людей- мобильность- низкий уровень личностной тревожности
  144. Информационная Готовность памяти, наглядно-образное мышление, хорошая переклю-чаемость и распределение внимания, оперативная память, мобильность, мотивация, низкий уровень ситуативной тревожности
  145. Плановая Готовность к разумному риску, абстрактно-логическое мышление, творческое мышление, мотивация, рационализм, долгосрочное предвидение
  146. Аналитическая Аналитическое и логическое мышление, гибкость и критичность мышления, креативность
  147. Научно-исследовательская Сформированность мыслительных операций анализа, синтеза и сравнения, теоретическое мышление, работоспособность, целеустремленность
  148. Тип профессии Ведущие виды профессиональной деятельности Требуемые ПВК
  149. ЧЕЛОВЕК-ЗНАК" 1. Планово-экономическая Логическое мышление, критичность мышления, ответственность, усидчивость
  150. Проектно-экономическая Склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, усидчивость
  151. Финансово-экономическая Эмоционально-волевая устойчивость, -внимательность, аккуратность, вербально-логические компоненты памяти, устойчивость и концентрация внимания, ответственность, надежность
  152. Информационная Готовность памяти, наглядно-образное мышление, хорошая переклю-чаемость внимания, оперативная память, устойчивость и распределение внимания, концентрация внимания, волевые усилия
  153. Аналитическая Аналитическое и абстрактно-логическое мышление, гибкость и критичность мышления, навыки оценки и решения социально-экономических проблем, творческое мышление, воссоздающее воображение, креативность
  154. Тип профессии Ведущие виды профессиональной деятельности Трьбуемые ПВК
  155. ЧЕЛОВЕК-ЗНАК" 6. Внешнеэкономическая Решительность, гибкость мышления, мобильность, готовность к риску, целеустремленность, высокий уровень развития памяти, высокий уровень внимательности
  156. Предпринимательская Невысокая личностная тревожность, предприимчивость, решительность, наблюдательность, настойчивость в достижении цели
  157. Научно-исследовательская Сформированность мыслительных операций анализа, синтеза и сравнения, теоретическое мышление, работоспособность, целеустремленность
  158. Тип профессии Ведущие виды профессиональной деятельности Требуемые ПВК
  159. ГЕЛОВЕК-ТЕХНИКА" 1. Информационная Готовность памяти, наглядно-образное мышление, хорошая переклю-чаемость внимания, оперативная память, высокий уровень мотивация достижения цели, низкий уровень личностной тревожности
  160. Проектная Стратегическое ориентирование, целеустремленность, добросовестность, творческое мышление, наглядно-образное мышление, воссоздающее воображение
  161. Тип профессии Ведущие виды профессиональной деятельности Требуемые ПВК
  162. ЕЛ0ВЕК- ТЕХНИКА" 4. Конструкторская Самостоятельность, творческая индивидуальность, творческое мышление, наглядно-образное мышление, воссоздающее воображение
  163. Аналитичеекая Аналитическое и абстрактно-логическое мышление, гибкость и критичность мышления
  164. Научно-исследовательская Сформированность мыслительных операций анализа, синтеза и сравнения, теоретическое мышление, работоспособность, целеустремленность
  165. Организационная Эмоционально-волевая устойчивость, гибкость, работоспособность, настойчивость, решительность, невысокая тревожность
  166. Управленческая Коммуникабельность, реалистичность, высокая самооценка, социальная компетентность при реализации своих целей, поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций
  167. Методика диагностики самооценки психических состояний при работе с компьютером (по Г. Айзенку)
  168. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если это состояние подходит вам, то за ответ ставится 2 балла- если подходит, но не очень, то 1 балл- если совсем не подходит то 0 баллов.
  169. Психические состояния Подходит Подходит, но не очень Не подходит2 1 0
  170. Не чувствую в себе уверенности в работе с компьютером.
  171. Компьютер часто ставит меня в тупик.
  172. После работы за компьютером я чувствую себя утомленным.
  173. Легко впадают в уныние, когда на экране компьютера выходит неожиданный результат.
  174. Боюсь работать с программным обеспечением, которое не изучил.
  175. Меня пугают трудности при изучении нового программного обеспечения.
  176. Люблю анализировать свои ошибки и находить верный ответ.
  177. Не чувствую себя «хакером», поэтому меня легко убедить.9 Я мнительный.
  178. С трудом переношу время ожидания, которое требуется компьютеру для обработки информации.
  179. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
  180. Неудачи при работе с программным обеспечением расстраивают меня, и я падаю духом.
  181. При больших неприятностях я склонен бездостаточных оснований винить себя.
  182. Неудачи и ошибки в работе с компьютером ничему меня не учат, и я вновь повторяю их.
  183. Не могу долго пытаться выполнить задачу, так как считаю это дело бесполезным.
  184. Имея даже, к примеру, новые антивирусные программы, чувствую себя беззащитным.
  185. При частых неудачах впадаю в состояние отчаяния.
  186. Чувствую растерянность перед трудностями.
  187. Считаю себя нерешительным человеком.
  188. Предпочитаю новому более совершенному программному обеспечению старое хорошо изученное, так как дорожу своим привычкам.
  189. Нелегко переключаю внимание.
  190. Очень настороженно отношусь к новым компьютерным технологиям.23 Меня трудно переубедить.
  191. Не могу отключаться от своих неудач, продолжая анализировать, хотя следовало бы освободиться от них.
  192. Компьютер мне заменяет общение с людьми, так как чувствую комфортнее с компьютером, чем с людьми.
  193. Меня расстраивают даже незначительные отклонения в работе программы.
  194. Нередко проявляю упрямство.
  195. Зависание компьютера вызывает у меня истерию.
  196. Подсчитайте сумму баллов за каждую из 3-х групп вопросов:1. 1−10 вопросы тревожность1. 11−19 вопросы фрустрация
  197. Информационная ригидность:0.7 баллов ригидности нет, легкая переключаемость-8.14 баллов средний уровень-15.18 баллов сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена программного обеспечения.
  198. Методика измерения ригидности в работе с компьютером
  199. Определение ригидности особой сложности не представляет. Используемый для этого тест-опросник включает утверждения, требующие однозначной реакции («да» или «нет»). Каждый ответ, совпадающий с ключом, кодируется в один балл.
  200. Содержание утверждений Да Нет
  201. Полезно рассматривать иные способы решения задачи, отличные от моего способа.
  202. Меня раздражают, когда отвлекают от выполнения задания на компьютере.
  203. В компьютерной игре я предпочитаю выигрывать.
  204. Когда я опаздываю в выполнении заданного упражнения на компьютере, я не в состоянии думать ни о чем другом, кроме как скорее бы доделать.
  205. Мне труднее сосредоточиться в решении задачи, чем другим.
  206. Я очень напряженно работаю на компьютере.7 Меня легко переспорить.
  207. Я предпочитаю не находить новые, нетрадиционные решения, а пользоваться старыми, известными.
  208. Иногда у меня слишком много идей решения задачи, которые в итоге ни одни не реализовываются.
  209. Бывает, что чья-то нелепая оплошность в работе с компьютером вызывает у меня смех.
  210. Бывает, что когда у меня что-то не получается в голову приходят плохие слова, часто даже ругательства, и я не могу никак от них избавиться.
  211. Я спокойно выхожу из дохма, не беспокоясь выключен ли у меня компьютер.
  212. Самое трудное для меня в любом деле — начало.
  213. Мне часто приходилось выполнять распоряжения людей, гораздо меньше знающих, чем я (в отношении компьютера).
  214. Мне трудно сосредоточиться на какой либо задаче.
  215. Я люблю доводить начатое до конца.
  216. Я всегда стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
  217. Когда я посещаю часто посещаемый сайт в Интернете, я всегда помечаю изменения новая графика, новый текст и т. д.
  218. Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго.
  219. Когда у других возникают сложности я им помогаю.
  220. У меня тяга к перемене, и я счастлив возможностью работы в Интернете.
  221. Мне нелегко переключиться на новое дело, но потом, разобравшись, я справляюсь с ним лучше других.
  222. Мне нравится детально изучать то, чем я занимаюсь.
  223. Я умею быть спокойным и даже немного равнодушным при виде чужих неудач.
  224. Я легко переключаю внимание с одной программы на другую.
  225. Я люблю доводить свои умение и навыки до автоматизма.
  226. Меня легко увлечь новыми проектами.
  227. Я пытаюсь добиться своего наперекор обстоятельствам.
  228. Во время монотонной работы я невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой ухудшает результат.
  229. Друзья порой завидуют моему терпению и дотошности.
  230. Из всех мнений по спорному вопросу только одно действительно является верным.
  231. Иногда друзья подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью.
  232. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
  233. Я много времени уделяю тому, чтобы каждый файл или документ хранился в определенном месте, в определенной папке.1. Код ответов:
  234. Ригидность: «нет» 1, 4, 6, 8, 13, 14, 16, 19, 22, 23, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34 «да» — 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 15, 17, 18, 20, 21, 24, 25, 27, 29 От 0−9 — мобильный-от 10−19 проявляет черты ригидности и мобильности- от 20−29 — ригидный.
Заполнить форму текущей работой