Обычаи, традиции.
Культура армянского (черкесогайского) народа
Смерть воспринималась черкесогаями как длительный, глубокий сон, что вызвало к жизни целый ряд обычаев с целью «разбудить» покойного. В случае смерти было принято поднимать шум: били по деревянным доскам, трясли труп. Лишь убедившись в реальности смерти, начинали громко оплакивать покойника. Молодой женатый мужчина был несравненно более свободен в своих поступках. По обычаю в течение некоторого… Читать ещё >
Обычаи, традиции. Культура армянского (черкесогайского) народа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Традиционный семейный быт черкесогаев соответствовал порядкам, принятым в среде горцев. По дому женщина при мужчинах ходила с закрытым лицом.
Как и у черкесов, девочку в 10−12 лет обычно одевали в кожаный корсет, который она не снимала до замужества. У черкесогаев одной из распространенных форм заключения брака в XIX века был брак похищением. Лишь в редких случаях родня могла вернуть девушку в отцовский дом, но поскольку девушка в таких случаях считалась «опозоренной», это служило поводом для кровной мести.
Свадебный обряд также был похож на свадьбу у черкесов. За невесту обязаны были отдать калым. Процесс обручения был прост: в дом невесты приходила девушка со стороны жениха и приносила яблоки на подносе. Если подарок принимали, то начинали готовиться к свадьбе. Брачный наряд невесты состоял из шелкового или шерстяного платья, круглой шапочки и черкесских украшений: серебряного пояса, браслетов, колец. Невесту наряжала одна из родственниц жениха. После церемонии венчания посредник со стороны жениха отводил невесту в дом жениха.
Со дня замужества свобода женщины сильно ограничивалась. Она не должна была выходить из дома, избегала посторонних мужчин. Затворничество молодой женщины продолжалось до тех пор, пока ее родители не устраивали своей дочери прием, который совершался очень торжественно. Делались подарки членам новой семьи молодой, устраивали богатое угощение. С этого дня ей позволялось посещать дома своих родителей и ближайших родственников. После рождения троих детей семейный статус женщины повышался, но если она оставалась бездетной, то «сидела в доме мужа семь лет».
Молодой женатый мужчина был несравненно более свободен в своих поступках. По обычаю в течение некоторого времени он должен был избегать только тестя, пока последний не одаривал зятя (обычно конем) и не устраивал пышный обед.
Смерть воспринималась черкесогаями как длительный, глубокий сон, что вызвало к жизни целый ряд обычаев с целью «разбудить» покойного. В случае смерти было принято поднимать шум: били по деревянным доскам, трясли труп. Лишь убедившись в реальности смерти, начинали громко оплакивать покойника.
Хоронили на второй день. Приглашались плакальщицы из близких родственниц покойного. Они и исполняли песни-плачи, воспевающие лучшие качества покойника, излагали эпизоды из его жизни, царапая себе до крови лицо и грудь. Мужчины же, которым по этикету предписывалась сдержанность чувств, не проливали слез, но в знак глубокой скорби наносили себе удары, оставлявшие заметные следы.
Хотя в целом похороны проходили в соответствии с требованиями христианской религии, при проведении их исполнялось также множество дохристианских обрядов. В течение первых трех дней после похорон посещали кладбище ранним утром до рассвета, взяв с собой заранее испеченные пышки, которыми угощали прохожих. Поминки обязательно устраивали на четвертый, седьмой, сороковой дни после похорон, а также в годовщину смерти, не считая поминальных дней, предусмотренных церковным календарем. В дни поминок одежду покойника вешали на стену и, прежде чем выпить за упокой его души, обливали ее вином.