Отдел I ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
Если же новый приобретатель rei mancipi утратил владение вещью, то для получения его обратно он имел против всякого третьего владельца actio in rem Publiciana. Если этот иск предъявлялся им к самому квиритскому собственнику, в руках которого очутилась опять проданная и переданная им res mancipi, то против ссылки последнего на свою квиритскую собственность (exceptio justi dominii) новый… Читать ещё >
Отдел I ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание и виды права собственности
Бонитарная и квиритская собственность. Собственность на провинциальную землю
I. Из курса истории римского права мы уже знаем1, что у римлян существовало несколько исторически сложившихся видов прав собственности. Древнейшая цивильная собственность — dominium ex jure Quintum — отличалась особенностью способов ее приобретения. Именно, все вещи, которые могли служить ее объектом, делились на res mancipi и res пес mancipi[1][2]. Только собственность на res пес mancipi могла приобретаться неторжественным способом, путем простой передачи владения вещью, traditio. Собственность же на res mancipi передавалась с помощью сложных обрядов in jure cessio и mancipatio. Traditio таких вещей не вела к переходу права собственности[3]. С течением времени применение этих сложных способов сделалось неудобным; причиной тому была не только сложность и медленность обряда, но и то обстоятельство, что mancipatio и injure cessio могли происходить только в присутствии обоих участников акта и что они не допускали включения условия или срока[4]. Поэтому часто стали избегать совершения этих обрядов и, полагаясь на совесть контрагента, передавать rei mancipi из рук в руки путем простой traditio. Мало-помалу назрела потребность узаконить этот более удобный способ и для переноса собственности на res mancipi. Это было сделано преторским эдиктом.
Претор не мог сделать квиритским собственником лицо, которое приобрело res mancipi путем traditio; но он мог обеспечить ему защиту, аналогичную с защитой квиритского собственника. Претор давал лицу, приобретшему res mancipi посредством простой передачи exceptio doli или exceptio rei venditae et traditae против rei vindicatio, которую вчинил против него квиритский собственник, передавший ему вещь.
Если же новый приобретатель rei mancipi утратил владение вещью, то для получения его обратно он имел против всякого третьего владельца actio in rem Publiciana. Если этот иск предъявлялся им к самому квиритскому собственнику, в руках которого очутилась опять проданная и переданная им res mancipi, то против ссылки последнего на свою квиритскую собственность (exceptio justi dominii) новый приобретатель имел replicatio rei venditae et traditae1.
Так образовалось новое вещное право преторского происхождения. Римляне описывали его выражением: rem in bonis habere[5][6]. Так как по содержанию своему это право очень сходно с квиритской собственностью, то в современной науке его называют бонитарной собственностью. Бонитарный собственник rei mancipi получал на эту вещь почти все полномочия собственника. За квиритским собственником этой вещи оставалось лишь несколько весьма незначительных правомочий; поэтому его право было только nudum jus[7]. По истечении срока давностного приобретения бонитарный собственник делался квиритским.
II. Кроме этого вида преторской собственности, существовали еще другие, также созданные претором и пользовавшиеся аналогичной защитой. Сюда относится, например, право на вещи, входящие в состав наследства, полученного преторским наследником — Ъопогит possessor; право на вещи несостоятельного должника, полученные покупателем его имущества — bonorum emtor, и т. п. случаи. Право этих лиц на вещи называлось также in bonis habere и также по истечении давности обращалось в квиритскую собственность[8].
III. Земля в провинциях не могла быть предметом частной квиритской собственности. С конца республики установилось воззрение, что право собственности на эту землю принадлежит римскому народу. Во время империи земля в императорских провинциях объявлена собственностью императора[9]. Но фактически, конечно, большая часть земли этой находилась в индивидуальном обладании провинциалов, которое пользовалось защитой, аналогичной с защитой права собственности[10]. Собственность императора или римского народа на такую землю в сущности была фикцией без больших практических последствий. Иногда этой фикцией пользовались для произвольной конфискации этой земли за ничтожное вознаграждение[11].
IV. Эти различные виды собственности1 существовали в классическую эпоху, и их нужно иметь в виду для правильного понимания текстов классических юристов, помещенных в компиляции Юстиниана.
Юстиниан уничтожил давно уже утратившее практическое значение деление вещей на res mancipi и пес mancipi. Вследствие этого уничтожилось всякое различие между квиритской и бонитарной собственностью[12][13]. Traditio стала способом переноса цивильной собственности для всей вещей. Право частных лиц на провинциальные земли стало в Юстиниановом праве также обыкновенным правом собственности[14].
В дальнейшем изложении мы будем иметь в виду право Юстиниановой эпохи.
- [1] См.: Хвостов, История римского права (1908 г.), § 68
- [2] Gai 1, 120; 2,14—22.
- [3] Gai 2, 41.
- [4] Vat. fr. 50, 329. L. 77 D. 50, 17.
- [5] О процессуальных формулах и редакции эдикта см.: Lend, Ed. perp. § 60; Dernburg, I, § 193 np. 6—8; Girard, стр. 348 сл.; Costa, И, стр. 25, пр. 36.
- [6] Gai 2, 40, 41; 1, 167
- [7] Gai 1, 54; 3, 166.
- [8] Gai 3, 80; 4, 34—36.
- [9] Gai 2, 7.
- [10] См. об этом: Lend, op. cit., § 71; Girard, стр. 352 сл.
- [11] Смотри пример в L. 11 pr. D. 21, 2; Dernburg, I, § 193, пр. 16. Ко всему изложенномуср.: Girard, стр. 256—263; 348—353; Kuntze, Cursus, §§ 492—493; 505; 521—522; Шулин,§ 71.
- [12] К некоторым еще следует прибавить особую собственность перегринов. Хвостов, История рим. права, § 68, II.
- [13] L. 1 § 5 С. 7, 31. L. 1 С. 7, 25.
- [14] L. 1 С. 7, 31. § 40 J. 2, 1. См.: Хвостов, Ист. рим. пр. § 101, II; Kuntze, Cursus, § 968.