Гражданство Союзного государства
Согласно ст. 19 Союзного договора вне пределов указанных вопросов государства-участники сохраняют всю полноту государственной власти (ст. 19). Сохранение суверенитета за государствами-участниками, дополненное правом выхода из союза (ст. 67 Договора), однозначно свидетельствует о несоответствии Союзного государства рамкам федеративных отношений, для которых такие принципы взаимоотношений частей… Читать ещё >
Гражданство Союзного государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Союзный договор установил институт гражданства Союзного государства: согласно ст. 14 Договора граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства. В целом институт союзного гражданства требует отдельного рассмотрения. Применительно к данному предмету исследования, коим является определение конституционно-правовой природы Союзного государства, можно отметить следующее. Вообще наличие единого гражданства является одним из признаков федеративного государства. Однако учрежденный Союзным договором институт общего гражданства является скорее декларацией, нежели реальным нормативным положением. Союзный договор не решил вопросов приобретения, утраты гражданства, установив, что они регулируются национальным законодательством каждого из государств-участников, допустил возможность установления изъятий из принципа равенства граждан Союзного государства не только па основании договоров между участниками, но и на основании внутренних законов. Кроме того, учитывая, что гражданство имеет первостепенное значение в реализации политических прав, ущербным выглядит отсутствие положений о праве граждан России и Белоруссии, постоянно проживающих на территории другого субъекта Союзного государства, выбирать и быть избранными в органы власти России и Белоруссии или хотя бы в органы местного самоуправления, как это предусмотрено для граждан Европейского Союза. Согласно ст. 8Ь Договора о Европейском Союзе от 07.02.1992 каждый гражданин Союза, проживающий в государстве-члене, гражданином которого он не является, имеет право участвовать в голосовании и баллотироваться в качестве кандидата на муниципальных выборах в государстве-члене, в котором он проживает, на тех же условиях, что и граждане этого государства.
Разграничение предметов ведения и полномочий
Ключевым положением Договора о создании Союзного государства является сохранение государственного суверенитета государств — участников Союза и разграничение предметов ведения и полномочий между Союзным государством и субъектами Союзного государства (ст. 3 Договора). Это положение хорошо разъясняется в проекте Конституционного акта Союзного государства, согласно ст. 1 которого каждое государство — субъект Союзного государства сохраняет государственный суверенитет и вместе с тем на добровольной и равноправной основе передаст часть своих полномочий Союзному государству для реализации общих целей и задач.
Исходя из общих целей и задач государств — участников Союзного государства, Союзный договор устанавливает вопросы исключительного ведения Союзного государства и совместного ведения Союзного государства и государств-участников.
К исключительной компетенции Союзного государства относятся три группы вопросов (ст. 17 Договора о создании Союзного государства):
- 1) базисные экономические вопросы (создание единого экономического пространства, единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика, единые правила конкуренции и защиты прав потребителей и др.);
- 2) совместная деятельность в области обороны (разработка и размещение совместного оборонного заказа, функционирование региональной группировки войск, пограничная политика Союзного государства);
- 3) установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.
К совместному ведению Союзного государства и государств-участников относятся взаимодействие в области осуществления совместной оборонной политики, принятие в его состав других государств, координация и взаимодействие в сфере внешней политики, социальная сфера, развитие науки, культуры, образования, гармонизация и унификация законодательств государств-участников, охрана окружающей среды, борьба с терроризмом и другими видами преступности (ст. 18 Договора).
Согласно ст. 19 Союзного договора вне пределов указанных вопросов государства-участники сохраняют всю полноту государственной власти (ст. 19). Сохранение суверенитета за государствами-участниками, дополненное правом выхода из союза (ст. 67 Договора), однозначно свидетельствует о несоответствии Союзного государства рамкам федеративных отношений, для которых такие принципы взаимоотношений частей и целого несвойственны.