Заключение.
Чистота разговорной речи
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь". Слово не только инструмент общения, оно и оружие, которое может нанести рану. Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон, которые встречаются сегодня на каждом шагу, выдают лень мышления, хотя, на первый взгляд, упрощают процесс общения. Неправильная, пересыпанная жаргонными словечками речь свидетельствует не только о плохом… Читать ещё >
Заключение. Чистота разговорной речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Русский язык — очень гибкий, можно сказать, самонастраивающийся инструмент познания. Столетиями мастера слова, писатели и ученые филологи, совершенствовали его, доводили до тонкости, создавая не только грамматику и словарь, не только образцовые тексты, но и сам механизм рождения, восприятия и развития новых слов и форм языка. Многое в языке, что кажется новым, только-только возникшим в речи, на самом деле старо, как и сам язык. То, что каждый из нас осваивает в своей речи, вполне могло быть у народа в его языке задолго до нашего рождения. В расстановке слов, в их значениях, в смысле их соединений заложена та информация, которая передает нам знание о мире и людях, приобщая к тому духовному богатству, которое создали многие поколения предков. Развивая свое собственное представление о русском языке, и соединяя его с опытом поколений, мы сможем увереннее ориентироваться в море фактов и мнений о родном языке.
Самое главное — понять тенденции развития нового в языке, в современном нам языке, который развивается в условиях городской культуры, в постоянном смешении самых разных источников речи.
Путь познания поможет увидеть, осознать перспективу развития языка, как быта и как культуры языка, как стиля поведения современного человека. Другой путь, противоположный этому, — неприятие всего заимствованного, чужого, которое кажется чуждым русской культуре. Путь, скорее опасный, чем правильный. Потому как мы живем в мире не одни и должны активно участвовать в его развитии. А это невозможно без развития и постоянного совершенствования своего языка. Что в свою очередь невозможно без борьбы за точность русского слова, за чистоту и красоту русской речи. И это задача не только ученых — филологов и лингвистов, но и каждого человека, задача общества в целом. Сознательное отношение к родному языку, к разговорной речи является сегодня главным признаком культуры.
Культура речи — это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей, культура речи еще и в том, чтобы правильно использовать эти знания в разговорной речи.
" Слово не воробей, вылетит — не поймаешь". Слово не только инструмент общения, оно и оружие, которое может нанести рану. Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон, которые встречаются сегодня на каждом шагу, выдают лень мышления, хотя, на первый взгляд, упрощают процесс общения. Неправильная, пересыпанная жаргонными словечками речь свидетельствует не только о плохом воспитании человека, но и его полнейшем безразличии к родному языку, а значит и к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Язык не только чуткий показатель интеллектуального, нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспитатель. Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды. И потому так необходимо чутко и бережно относиться к родному языку.
А закончить эту работу хочется притчей о мудром Эзопе, древнегреческом баснописце.
Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину:
— Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете.
Хозяин велел позвать Эзопа.
— Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.
Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык.
- — Эзоп, ты же принес язык!
- — А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода» .
Через некоторое время кто-то подсказал хозяину:
— Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
Удивлению гостей нет предела.
- — Эзоп, ты же опять принес язык!
- — А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб» .