История языка моления и его новизна
Ростово-Суздальское, а затем Владимиро-Суздальское княжество играло важнейшую роль в политической и в культурной жизни средневековой Руси. С именами владимирских князей связаны и основание новых городов, и заложение соборов, и развитие литературы. На этой земле создавались такие произведения, как Лаврентьевская летопись, «Слово об осаде и гибели Владимира», «Повесть о Петре и Февронии Муромских… Читать ещё >
История языка моления и его новизна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Памятник, известный под именем Моления, Послания или Слова Даниила Заточника, является характерным показателем перехода киевских литературных традиций в ростово-суздальскую книжную культуру. В этом произведении органически слиты элементы просительного обращения, публицистического послания, страстного сатирического памфлета и афористического поучения. Оно дошло до нас в двух основных редакциях, из которых каждая в дальнейшем подверглась особым переделкам.
Ростово-Суздальское, а затем Владимиро-Суздальское княжество играло важнейшую роль в политической и в культурной жизни средневековой Руси. С именами владимирских князей связаны и основание новых городов, и заложение соборов, и развитие литературы. На этой земле создавались такие произведения, как Лаврентьевская летопись, «Слово об осаде и гибели Владимира», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Анализ художественного произведения
Во-первых, любое произведение следует рассматривать в контексте времени, в которое оно создавалось. Например, в ранних редакциях произведение было обозначено как «слово» и название звучало как: «Слово о мирских притчах и бытейских вещех: подобно есть сему житие наше и како ся в нем льстим».
Жанр «моления» представляет собой просительное письмо, «мольбу» к князю, о том, чтобы он облегчил судьбу автора, находящегося в бедности, подвергаемого гонениям, но обладающего незаурядным умом и образованностью и могущего быть помощником князю в качестве его советника. Он просит князя облегчить его участь, взять к себе на службу в качестве «княжего думца», всячески демонстрируя свой ум и образованность. " Княже мои, господине! Аз бо не во Афинех ростох, ни от философ научихся, но бых падая аки пчела по различным цветом и оттуду избирая сладость словесную и совокупляя мудрость, яко в мех воду морскую" . Все «Моление» построено на остроумных изречениях и афоризмах. Известное затруднение вызывает и вопрос об авторе сочинения. Никаких сведений о нем не сохранилось. Правда, в рассказе Симеоновской летописи о битве на реке Воже в 1378 г. сообщается о каком-то попе, который явился из Орды " с мешком зелия" и был за это сослан " в заточение на Лаче озеро, иде же бе Данило Заточеник" .
Анализируя текст «Моления», исследователи пытались определить социальное положение Даниила. Разные источники по-разному представляют себе автора и главного героя этого произведения. Одни считают его дружинником, который за трусость был сослан на озеро Лач «кому Лаче озеро, а мне на нем седя плачь горкий».
Другие видели в нем холопа: «Хорошему господину служа, дослужиться свободы, а злому господину служа, дослужиться еще большего рабства». Об этом говорит само обращение автора к князю, его постоянные просьбы о милости князя. Судя по всему, он не принадлежал к аристократическим слоям общества, не входил в состав ближайшего княжеского окружения. Но вместе с тем он был человеком книжным. Озорное шутовство и заискивание перед князем обличают его как человека невысокого и зависимого положения. Возможно, он принадлежал к младшей княжеской дружине или был членом княжеской канцелярии.