Анализ взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли
Одну из главных ролей при этом играет правильная организация управленческого учета на предприятии, который позволяет осуществлять контроль за издержками производства, в денежной форме составляющими себестоимость произведенной продукции. Недостатком в организации учетного процесса на предприятиях сегодня является то, что очень недооценивается значение современных систем и методов управленческого… Читать ещё >
Анализ взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Успешное экономическое развитие любого предприятия зависит в первую очередь от руководства и принимаемых им управленческих решений. Ведь любое принимаемое решение, касающееся объема производства и реализации продукции, затрат на производство и цены реализации, так или иначе воздействует на конечный финансовый результат деятельности предприятия.
Одну из главных ролей при этом играет правильная организация управленческого учета на предприятии, который позволяет осуществлять контроль за издержками производства, в денежной форме составляющими себестоимость произведенной продукции.
Недостатком в организации учетного процесса на предприятиях сегодня является то, что очень недооценивается значение современных систем и методов управленческого учета, позволяющих достичь большей эффективности деятельности предприятия.
Острее всего это ощущается на сельскохозяйственных предприятиях, на которых работники экономического аппарата используют давние, проверенные методы, не изучая новых возможностей учета, пусть и более эффективных.
Одним из современных подходов к учету затрат является система «директ-костинг». Основой данной системы является подразделение затрат на производство и реализацию продукции на постоянные и переменные, планирование и учет себестоимости продукции только в части переменных затрат.
Дифференциация затрат при данной системе позволяет определять зависимость между объемом производства, себестоимостью и прибылью.
Анализ данной взаимосвязи получил название анализа безубыточности или «затраты — объем — прибыль» (Cost — Volume — Profit; CVP-анализ).
Данный метод является эффективным средством планирования и прогнозирования деятельности предприятия. С его помощью можно найти оптимальные соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, дать объективную оценку финансовых результатов деятельности предприятия и наметить пути и мероприятия по улучшению работы предприятия .
CVP-анализ позволяет определить:
— безубыточный объем продаж (точку безубыточности, порог рентабельности), при котором выручка от реализации продукции равна совокупным затратам, т. е. предприятие не получает ни прибыли, ни убытка;
запас финансовой прочности — размер возможного снижения объема реализации продукции, который позволит осуществлять прибыльную деятельность;
- — необходимый объем реализации продукции для получения заданной величины прибыли;
- — критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
- — критический уровень цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.
Данный анализ следует проводить по отдельным видам продукции, т.к. обобщение показателей не дает точного представления о структуре реализации продукции.
Итак, необходимо провести анализ безубыточности основных видов продукции учхоза «Пригородное» — зерна и молока — тремя известными способами: графическим методом, методом уравнений и методом маржинального дохода.
В таблице 24 представлены исходные данные для расчета показателей.
Таблица 24: Исходные данные для CVP-анализа на ОАО «Улан — Удэнское ППО».
Показатели. | Виды продукции. | |
блок исполнительный БН — 2А10. | БИ-06СМ/ДМ4.568.071ЭТ. | |
1. Объем реализации, шт. | ||
2. Цена реализации, тыс. руб. | 414,57. | 892,46. |
3. Переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб. | 185,00. | 451,19. |
4. Постоянные затраты за год, тыс. руб. |
Метод маржинального дохода Таблица 25: Расчетные данные.
Показатели. | Виды продукции. | Всего. | |
блок исполнительный БН — 2А10. | БИ06СМ/ДМ4.568.071ЭТ. | ||
1. Выручка от реализации, тыс. руб. | |||
2. Совокупные переменные затраты, тыс. руб. | |||
3. Маржинальный доход, тыс. руб. | |||
4. Постоянные затраты, тыс. руб. | ; | ; | |
5. Прибыль, тыс. руб. | ; | ; | |
6. Средняя величина маржинального дохода, тыс. руб. | 229,57. | 441,27. | ; |
7. Коэффициент маржинального дохода. | 0,55. | 0,49. | ; |
8. Безубыточный объем реализации, шт. | ; | ||
9. Пороговая выручка, тыс. руб. | ; | ||
10. Безубыточная цена реализации, тыс. руб. | 309,08. | 370,26. | ; |
|
|
|
|
12. Производственный леверидж. | ; | ; | 1,4. |
Расчет показал, что точка безубыточности при уровне показателей 2013 года достигается при объеме реализации блок исполнительный БН — 2А10, равном 21 023 шт. По БИ06СМ/ДМ4.568.071ЭТ безубыточный объем реализации составляет 10 937 шт. Показатели, достигнутые в данном году в организации, выше объемов безубыточности. Об этом свидетельствует получение прибыли.
Положительные значения показателя маржинального запаса прочности — это знак того, что предприятие может снизить объем реализации продукции при данных уровнях затрат и цен, при этом продолжая получать прибыль.
Показатель производственного левериджа свидетельствует о том, что изменение выручки от продаж на 1% приведет к увеличению прибыли на 1,4%.