Субъекты конституционного права
Центральные (общенациональные) органы государственной власти (парламент, глава государства, правительство, конституционный суд и т. д.); Реальный объем прав и обязанностей этих лиц определяется в зависимости от принадлежности их к той или иной вышеназванной категории. Лица с двойным или множественным гражданством (бипатриды), если такой институт предусмотрен в законодательстве конкретной страны… Читать ещё >
Субъекты конституционного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Субъектами конституционного права являются: государство, его органы, сообщества, коллективы, физические лица, участвующие в конституционных отношениях. Последние порождаются нормами ведущей отрасли национального права — общеобязательными правилами поведения, регулирующими конкретные общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.
Субъекты конституционного нрава можно подразделить на четыре большие группы: физические лица, государственные образования, органы государства и негосударственные объединения.
- 1. К физическим лицам {индивидам) относятся:
- • граждане (подданные);
- • иностранцы (иностранные граждане);
- • лица с двойным или множественным гражданством (бипатриды), если такой институт предусмотрен в законодательстве конкретной страны;
- • лица без гражданства (апатриды).
Типичный пример — граждане, осуществляющие избирательное право или право на референдум, обращающиеся в суд для защиты своих прав и законных интересов. Иностранные граждане или лица без гражданства вступают в конституционные отношения при обращении в суд за судебной защитой, в компетентный орган государственной власти — с заявлением о предоставлении гражданства или статуса беженца.
В ряде стран особо выделяются такие категории физических лиц, как избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты, т. е. лица со специальной правоспособностью.
Реальный объем прав и обязанностей этих лиц определяется в зависимости от принадлежности их к той или иной вышеназванной категории.
- 2. К государственным образованиям относятся:
- • государство в целом (например, при конституировании своей национально й государственности);
- • составные части государства (субъекты федерации, территориальные административные единицы, автономные образования). Обычно подобное происходит при проведении крупных конституционных, административных и правовых реформ, направленных на федерализацию, децентрализацию или централизацию государственности.
- 3. Органы государства-.
- • центральные (общенациональные) органы государственной власти (парламент, глава государства, правительство, конституционный суд и т. д.);
- • региональные органы власти, органы государственной власти субъектов федерации;
- • государственные органы местного управления.
Отчетливо выраженный конституционный характер носят отношения между главой государства и парламентом в следующих распространенных случаях:
- • при созыве заседания представительного (законодательного) органа государственной власти;
- • формировании правительства;
- • отставке правительства в целом или его отдельных членов;
- • роспуске представительного органа государственной власти;
- • осуществлении правительством права законодательной инициативы (конкретный правительственный законопроект вносится обычно в нижнюю, реже в верхнюю палату национального парламента).
- 4. К негосударственным объединениям относятся:
- • общности людей — народ, нации и иные этнические группы, население региона, автономии, административно-территориальных единиц и муниципальных образований;
- • органы местного самоуправления и управления;
- • ассоциации граждан и коллективы публичного характера.
В период избирательных кампаний велика роль политических партий как активных участников конституционных и политических отношений, призванных формировать и выражать волю граждан, участвовать в общественных акциях, выборах и референдумах. Во многих государствах Востока особый привилегированный статус имеют национальные религиозные организации и церковь.