Развитие памяти.
Психология развития и возрастная психология.
Онтогенез и дизонтогенез
С момента рождения и на протяжении всего младенческого периода жизни начинают закладываться простейшие формы мнемических функций. Вначале процесс запечатления объекта носит кратковременный характер в пределах одной секунды В три—четыре месяца зафиксировано узнавание в сфере зрения и слуха. Ребенок узнает лицо и голос матери, различает предметы, связанные с кормлением. В пять— шесть месяцев жизни… Читать ещё >
Развитие памяти. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С момента рождения и на протяжении всего младенческого периода жизни начинают закладываться простейшие формы мнемических функций. Вначале процесс запечатления объекта носит кратковременный характер в пределах одной секунды В три—четыре месяца зафиксировано узнавание в сфере зрения и слуха. Ребенок узнает лицо и голос матери, различает предметы, связанные с кормлением. В пять— шесть месяцев жизни он узнает близких и отличает их от чужих людей. В конце первого года жизни объектом запечатления становятся словесные стимулы. Происходит расширение круга запоминаемых объектов и вместе с тем удлинение сроков запечатления. Ассоциативная память лежит в основе образования индивидуального опыта и избирательности поведения ребенка. Во втором полугодии жизни у младенца начинают образовываться связи слова и предмета. В семь—восемь месяцев при назывании взрослым предмета ребенок поворачивается к предмету и устремляет на него взор. В 10—11 мес. он может выбрать предмет по словесному указанию взрослых. Однако в этом возрасте указанное умение не является еще сложившейся способностью. В конце первого года жизни появляется новая форма реакции на название предметов — указательный жест. В семь—девять месяцев у детей образуются ассоциации слова и собственного действия. Ассоциативная память к концу первого года жизни проявляется в разнообразных формах, включая взаимосвязи вербальных стимулов (Е. Ф. Рыбалко).
Развитие речи.
В первый год жизни осуществляется так называемое предречевое развитие: с одной стороны, идет интенсивное развитие интонаций, с другой, — появление псевдослов. Первые интонации развиваются с первыми попытками привлечь взрослого с помощью голоса. Интонация недовольства появляется на самых ранних этапах развития ребенка и не меняется в течение жизни. Недовольство ребенок проявляет, когда ощущает дискомфорт от мокрых пеленок, голода, недостатка внимания. Интонация спокойного гуления (аналог повествовательной интонации у взрослых) появляется в состоянии удовлетворения, когда ребенок сыт, ощущает себя комфортно в окружающей обстановке и имеет время для бодрствования. К трем месяцам в арсенале ребенка появляются интонации радости и смеха; к концу первого полугодия усложняются звукосочетания; к семи месяцам возникает эмоциональная интонация просьбы; к концу года появляются интонации вопроса. К двум годам — интонация выпрашивания.
Период невербального общения ребенка со взрослым проходит несколько этапов. Сначала ребенок использует гуканье, гуление (гу, гх, кк) — «гу-гу» (три—шесть месяцев), лепет «ма-ба"(шесть—11 месяцев). Лепетным вокализациям обычно ребенка учит взрослый, он первый произносит так называемые детские слова, состоящие из ритмически повторяющихся слогов, дает малышу образец наиболее простой части слова — одного или двух слогов, используя фольклор, различные песенки, разговаривает на языке так называемой тарабарщины — «Трата-та, тра-та-та, мы везем с собой кота…»; «Гуси-гуси, га-га-га… — Есть хотите? — Да-да-да…» и т. д. Ребенок как бы тренирует артикуляционный аппарат. При достаточном и эмоциональном общении взрослого с ребенком фонематический состав детского лепета соответствует фонематическому составу взрослой речи Подражательные способности ребенка играют здесь немалую роль. Ребенок внимательно вглядывается в лицо взрослого, эмоционально произносящего над ним слова, и пытается воспроизвести движения артикуляционного аппарата. Часто при этом можно наблюдать, как ребенок старательно открывает рот, не произнося при этом звуков. Псевдослова появляются в речи ребенка к концу года. Сначала это окончания слов или ударные слоги. Часто одни и те же сочетания звуков повторяются в разных смысловых контекстах.
Автономная речь.
Автономная речь формируется около года и является переходной формой между пассивной и активной речью. Автономную речь называют иногда детским жаргоном или языком нянь. Дело в том, что по форме она является средством общения, а по содержанию не совпадает с языком взрослых. Отличительные особенности автономной речи в том, что артикуляционно и фонетически «слова» не совпадают с речью взрослых, значения одних и тех же вокализаций могут быть весьма разнообразны. Речь эмоционально окрашена, напоминает восклицания, часто сопровождается выразительными движениями головы, рук, ног, всего тела. Ну, и, конечно, общение эффективно только с людьми, посвященными в значение звуковых тирад — слов ребенка. Для адекватного развития речи очень важно благожелательное отношение к речевой активности ребенка, необходимо его стимулировать и поддерживать в этой активности, однако взрослому не стоит употреблять детские слова, речь взрослого — образец, и от того, насколько разнообразна лексика и правильна грамматика и фонетика окружающих, зависит уровень освоения речи развивающегося ребенка.