Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие коммуникативной компетентности специалиста средствами акмеологического тренинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если специалист располагает к откровенности, он пополняет свои дифференциальнои социально-психологические знания о людях, т. е. развивает продуктивную коммуникативную компетентность. На ее развитие направлен акмеологический тренинг. Он проводится в период освоения студентами психологической теории. Специализация студентов-психологов по акмеоло-гии вызвала потребность в создании и изучении… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ТРЕНИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Проблемы коммуникативной компетентности и ее развития в современной психолого-педагогической и акмеологической литературе
    • 1. 2. Тренинг как средство развития компетентности будущего специалиста в современной психологической и акмеологической литературе
    • 1. 3. Развитие коммуникативной компетентности средствами психологического и акмеологического тренингов
    • 1. 4. Предмет, этапы, методы исследования
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГОВ
    • 2. 1. Развитие коммуникативных свойств будущих специалистов средствами психологического тренинга
    • 2. 2. Объективный фактор развития коммуникативной компетентности: — смена позиции «студент» на «преподаватель — тренер»
    • 2. 3. Влияние изменения позиции «студент» — «тренер» на творческое овладение мастерством и развитие коммуникативной компетентно- 75 сти
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Развитие коммуникативной компетентности специалиста средствами акмеологического тренинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное образование функционирует в условиях обострения основного противоречия образования — между ростом научной и учебной информации и сокращением времени на овладение ею учащимися для вступления в профессию. В настоящее время важное значение имеет интенсификация процессов развития коммуникативной компетентности будущих специалистов средствами новых (акмеологических) технологий.

Акмеологические технологии применяются в акмеологическом тренинге и включают инвариантные идеализированные модели, созданные в сравнительных исследованиях «вершинных» и малопродуктивных специалистов, по схемам фундаментальных наук, принятых в акмеологии фундаментального образования. Модели включают инвариантные «точки» систем деятельности продуктивных специалистов всего образовательного маршрута учащегося (семья, начальные, основные классы). Акмеологические технологии включают в себя модели интеграции знаний из разных источников и шкалы-подсказки дифференциации знаний, которые интенсифицируют процессы создания коммуникативной компетентности бакалавра, магистра, специалиста в области психологии.

Акмеологический тренинг был создан в свете определения предмета акмеологии, характеризующего выявление закономерных связей и зависимостей между уровнями продуктивности созидательной деятельности и факторами, содействующими и препятствующими достижению вершин созидания в свойствах человека.

Основным видом деятельности, наряду с познанием и трудом, связанным с обменом информацией, мыслями, чувствами, настроениями, в процессе которых развивается психика человека, является общение (Б.Г. Ананьев, 1980). Кузьмин Е. С. в монографии «Основы социальной психологии» (1967) доказал, что общение представляет предмет социальной психологии. Первые шаги к пониманию предмета социальной психологии были сделаны в трудах В. М. Бехтерева (1894). Общение предполагает наличие не менее двух человек, между которыми происходит диалог. Коммуникативная компетентность в общении с учащимися разных возрастов, учебная успешность обеспечивают установление профессионально целесообразных взаимоотношений, подчинённых ее созиданию духовного продукта, удовлетворяющего заранее сформулированным требованиям, что во многом определяется совершенствованием эффективности общения педагогов и учащихся-студентов. Известно, что хороший педагог, в первую очередь, является мастером общения.

Педагогическая психология всегда уделяла внимание вопросам общения в учебном процессе (Зимняя И.А., Якунин В.А.). Журавлева И. К. и Зорина Л. Я. (1983) изучали вопросы педагогического общения в ходе обучения дисциплинам, ведущим компонентом содержания которых являются предметные научные знания, а не способы деятельности, как на занятиях по ак-меологическим тренингам.

Прохорова М.В. (1974) рассматривала приемы и формы речевого общения как объективный показатель стиля руководства тренера.

В докторской диссертации Петровой Г. В. (2003) показана возможность решения задач активизации «коммуникативного потенциала студентов» в физкультурном вузе, но специфика педагогического общения на учебных занятиях и тренингах ею не исследовалась.

Изучение литературных источников позволило конкретизировать следующие разделы проблемы исследования:

1. Поиск средств интенсификации развития у будущих специалистов образования (психологов, педагогов, преподавателей) основ мастерства в общении, взаимодействии, коммуникативной компетентности.

2. Повышение качества подготовки специалистов образования путем вооружения их новыми технологиями развития коммуникативной компетентности.

3. Проверка эффективности новых акмеологических технологий, использованных в акмеологическом тренинге.

4. Выявление факторов продуктивного взаимодействия: преподаватель-тренер-студенты-будущие тренеры: студенты — тренеры — специалисты.

5. Определение динамики развития коммуникативной компетентности средствами применения акмеологических технологий в тренинге.

Актуальность исследования обусловлена тем, что решение перечисленных вопросов позволит развивать и совершенствовать коммуникативную компетентность будущих специалистов средствами акмеологического тренинга.

Объект исследования: студенты 2−5 курсов факультета экономики и менеджмента Ковровской государственной технологической академии им. В. А. Дегтярёва, обучающиеся по специальности «Психология» на кафедре общей психологии и акмеологии.

Предмет исследования: акмеологические факторы интенсификации развития коммуникативной компетентности будущего специалиста-психолога средствами новой технологии акмеологического тренинга.

Гипотеза: существует зависимость между уровнем созидания будущим специалистом психологии и акмеологии духовного продукта — коммуникативной компетентности, — обеспечивающего установление профессионально целесообразных взаимоотношений обучающего и учащихся, а также акмео-логическими факторами, влияющими на интенсификацию их развития средствами: 1) психологического тренинга- 2) изменения ролевой позиции «студент» на «преподаватель-тренер" — 3) акмеологического тренинга, включающего применение новых акме — технологий.

Цель исследования: интенсификация развития коммуникативной компетентности будущего специалиста психологии и акмеологии средствами акмеологического тренинга путем совершенствования структуры коммуникативной компетентности студента.

Задачи исследования:

1.Изучить состояние проблемы, коммуникативной компетентности и тренингов в психологической, педагогической, акмеологической литературе.

2.Разработать и экспериментально проверить программу психологического тренинга для студентов 2 курса (первый фактор).

3.Разработать и экспериментально проверить программу акмеологиче-ского тренинга для студентов 3−4 курсов (второй фактор).

4.Организовать проведение и изучение эффективности своих тренингов студентами 5 курса (третий фактор).

5.Изучить влияние данных трёх факторов на развитие коммуникативной компетентности будущего специалиста.

Научно-теоретической основой исследования явились работы отечественной школы психологов, изучающих потребностно-мотивационную сферу личности (Б.Г.Ананьев, В. М. Боровский, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Ухтомский, П. М. Якобсон и др.) — результаты исследований по педагогике и педагогической психологии (А.А.Деркач, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, М. В. Прохорова, В. А. Ядов, В. А. Якунин и др.) — исследования, определяющие различные подходы в профессиональном развитии личности (К.А.Альбуханова-Славская, С. С. Бубнова, В. А. Вовиленко, Л. Е. Варфоломеева, А. А. Деркач, А. Г. Здравомыслов, Е. А. Климов, И. С. Кон, Н. В. Кузьмина, Д. А. Леонтьев, В. НСофьина, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов и др.).

Методы исследования:

Теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогические наблюдения, метод анализа взаимодействия участников психологического и акмеологического тренингов, метод экспертных оценок, социологический опрос, психо-диагностические методики, педагогический эксперимент и методы математической статистики.

Организация исследования и общая характеристика контингента:

Исследование проводилось на студентах факультета экономики и менеджмента Ковровской государственной технологической академии им. В. А. Дегтярёва, обучающихся по специальности «Психология» на кафедре общей психологии и акмеологии. На 2 курсе были созданы две экспериментальные группы по 20 человек в каждой, и контрольная группа в количестве также 40 человек. С 3 курса исследование было продолжено по схемам фундаментальных наук: до и после акмеологического тренинга. На 3 курсе студенты, пожелавшие специализироваться на психолога-тренера, были разделены на четыре экспериментальные подгруппы (по 10 студентов в каждой), для которых был разработан и реализован курс «Теоретические и методические основы психологического тренинга», а также курс «Теоретические и методические основы акмеологического тренинга». На 4 курсе студент в позиции «преподавателя-тренера» создавал программу своего тренинга, формировал свою Т группу из специалистов, работающих в образовании или на производстве, и изучал его эффективность. На 5 курсе студенты, применившие модели в ак-меологическом тренинге, были разделены на 2 подгруппы, ориентированные на работу в образовании и на производстве. Общую выборочную совокупность в исследовании составили студенты в количестве 200 человек в возрасте от 18 до 22 лет.

Научная новизна выполненного исследования определяется впервые полученными новыми научными фактами и положениями, среди которых необходимо отметить следующие:

— проведён сравнительный анализ психологического и акмеологического тренингов, доказано, что психологический тренинг полезен на этапе введения в профессию (2 курс);

— разработана и проверена эффективность программы акмеологического тренинга, меняющая позицию «студент» на «преподаватель-тренер»;

— применены в тренинге акмеологические технологии (модели интеграции и шкалы дифференциации знаний в рефлексии личного опыта участников тренинга в общении с учителями разных уровней продуктивности).

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в междисциплинарном исследовании психологического и акмеологи-чекого тренингов в свете акмеологии фундаментального образования, обосновывающего физические, психические, акмеологические новообразования в свойствах участников образовательного процесса как индивидов, личностей, субъектов деятельности, индивидуальности;

— автором впервые рассмотрена «коммуникативная компетентность» как средство накопления психологических знаний и установления профессионально целесообразных взаимоотношений;

— в доказательстве того, что развитие и самосовершенствование коммуникативной компетентности требует участия акмеологических процессов интеграции, дифференциации и антиципации, мало исследованных в психологии отражения;

— решена значимая научная задача по совершенствованию процесса развития коммуникативной компетентности будущих специалистов посредством реализации программ психологического и акмеологического тренингов.

Практическая значимость исследования заключается в доказательстве эффективности программы психологического тренинга как средства развития коммуникативных свойств будущих специалистов, подготавливающего к акмеологическому тренингув создании и проверке курса «Теоретические и методические основы психологического тренинга" — в применении в акмеологическом тренинге акмеологических технологий двух типов: моделей и шкал интеграции и дифференциации знаний, развивающих коммуникативную компетентность средствами осознания личного опытав создании и применении новых методик измерения эффективности акмеологического тренинга.

Вышеперечисленные выше новые научные факты и положения могут быть положены в основу внесения корректив в процесс развития коммуникативной компетентности будущих специалистов средствами акмеологическо го тренинга. Эффективность таких корректив подтверждена в ходе опытной работы со студентами 2−5 курсов факультета экономики и менеджмента Ковровской государственной технологической академии им. В. А. Дегтярёва, обучающихся по специальности «Психология».

Положения, выносимые на защиту: 1. Понятие «коммуникативной компетентности» включает в себя знание способов установления профессионально целесообразных взаимоотношений, применения их в практике общения, извлечения из них новых знаний (о себе и других) и приведения их в новую систему знаний, обеспечивающую успешное решение предстоящих профессиональных задач.

2. Механизм положительного влияния акмеологического тренинга на развитие коммуникативной компетентности состоит в том, что студенты в тренинге осуществляют рефлексивный анализ опыта своего школьного общения с учителями разных уровней коммуникативного мастерства в целях самосознания роли коммуникативных умений в обучении и воспитании.

3. Преемственность психологического и акмеологического тренингов положительно влияет на развитие коммуникативной компетентности будущего специалиста, если опирается на три фактора: развитие коммуникативных свойств будущих специалистов средствами психологического тренинга, изменение ролевой позиции «студент» на «преподаватель-тренер» средствами акмеологического тренинга, интенсификация коммуникативной компетентности будущих специалистов путем применения акмеологических технологий рефлексивного анализа в акмеологическом тренинге.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечены совокупностью методологических и теоретических положенийприменением комплекса современных и информативных методов научных исследований, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследованиятеоретического анализа и обобщения данных литературыдлительным характером проведения исследованиявыборкой испытуемых (200 студентов) — педагогического экспериментаматематико-статистической обработкой результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные научные и практические результаты исследований неоднократно докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях Международной академии акмеологических наук (2006;2010), Академии акмеологических наук в СПб (2006;2009), Ковровской государственной технологической академии (2006;2009). На международном конгрессе «Психология XXI столетия: Теория. Эксперимент. Социальная практика» (Кострома 10−13.09.2009).

Результаты проведенного исследования нашли отражения в научных отчетах, учебных пособиях, научно-методических разработках, научных статьях, сборниках научных работ, а также в результатах по подготовке специалистов Ковровской государственной технологической академии за последние годы.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, общего заключения, выводов, списка литературы, приложений. Основной текст изложен на 224 страницах, и содержит 9 рисунков, 2 таблицы. Библиография включает 177 источников, в том числе 15 на иностранных языках.

1. Результаты исследования и изучение психолого-педагогической и акмеологической литературы характеризуют профессиональное общение как один из основных видов деятельности, требующей коммуникативной компетентности. Установлено, что лучшим специалистам профессиональной сферы «человек-человек» присущи такие коммуникативные свойства, как уверенность, активность в общении, толерантное отношение к людям, наблюдательность, ответственность, эмоциональная стабильность.

2. Проведенный анализ литературы позволяет уточнить, что средством предотвращения непродуктивного общения между преподавателем и студентом является коммуникативный, психологический и акмеологический тренинги, которые способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных умений.

3. Разработанная программа проведения психологического тренинга со студентами-психологами 2 курса на основе учебной дисциплины «Теоретические и методические основы психологического тренинга» способствует развитию у них коммуникативных свойств, а также адаптирует студентов к дальнейшему эффективному обучению в высшей школе. После тренинга у будущих специалистов экспериментальных групп повысились показатели коммуникативного потенциала, активность, уверенность, объём общения, инициатива, а также улучшились показатели самочувствия, активности, настроения по экспресс-диагностике САН.

4. Программа психологического тренинга развития коммуникативных свойств будущего специалиста, созданная на основе курса «Теоретические и методические основы психологического тренинга», оказалась-продуктивной. По тесту-опроснику УСК были выявлены статистически достоверные различия по Т-критерию Стыодента: значительно повысились показатели общей интернальности, в области достижений, интернальности в производственных отношениях, в отношении здоровья и болезни.

5. Разработанная программа акмеологического тренинга для студентов на этапе профессионализации (3−4-5 курсы) способствует развитию у них продуктивной коммуникативной компетентности в условиях изменения ролевой позиции «студент» на «преподаватель-тренер». Даная позиция требует от студента проявления инициативы в создании и реализации своего тренинга в роли преподавателя-тренера, ответственного за его качество.

6. В акмеологическом тренинге у будущего специалиста развиваются такие качества, как уверенность, активность в общении, ответственность, эмоциональная стабильность, наблюдательность, оценочное отношение к людям, связанное с профессиональной диагностикой факторов, содействующих и препятствующих достижению вершин продуктивности деятельности, выявлению вершинных образцов для оказания помощи средне и малопродуктивным специалистам.

7. Главное отличие акмеологического тренинга от психологического заключается в использовании инвариантных идеализированных моделей, таких как прогнозирование и достижение продуктивного образа результата, обеспечивающего развитие коммуникативной компетентностиакме-целевых стратегий обеспечения и управления процессом созидания коммуникативной компетентности.

8. На развитие коммуникативной компетенции будущих специалистов оказывают важное влияние факторы развития коммуникативных процессов, состояний и свойств, обеспечивающих успешное общение в тренингефактор влияния изменения ролевой позиции «студент» на позицию «преподаватель-тренер» на развитие продуктивной коммуникативной компетентности будущего специалиста, фактор влияния применения инвариантных идеализированных моделей и инвариантных шкал-подсказок на развитие коммуникативной компетентности выпускников.

9. Реализация фактора изменения ролевой позиции «студент» на позицию «преподаватель-тренер», потребовавшая создания спецкурса «Теоретические и методические основы акмеологического тренинга», позволила студентам 3−4 курсов на его основе создавать программы собственных тренингов для деятельности в сфере образования и сфере производства. Оценки студентов, побывавших в роли преподавателей-тренеров, свидетельствуют о том, что созданные ими программы тренингов и их реализация удовлетворили как их самих, так и участников тренинга, руководителей образовательных и производственных организаций.

10. В результате влияния фактора применения инвариантных идеализированных моделей и инвариантных шкал-подсказок на развитие коммуникативной компетентности будущих специалистов показатели коммуникативной компетентности студентов второй экспериментальной rpynnki (ЭГ-2) по всем элементам значительно выше, чем студентов первой экспериментальной группы (ЭГ-1). Особое развитие в ЭГ-2 получили следующие элементы: со-циально-акмеологическая компетентностькоммуникативно-технологическая компетентностьакме-специальная компетентностьзнание акме-целевых стратегий обеспеченияакме-целевых стратегий управления.

11. Применение инвариантных идеализированных моделей продуктивного образа результата, акме-целевых стратегий обеспечения и управления в целостно-функциональном анализе высоко-, средне-, малопродуктивных учителей начальных, средних и старших классов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Ананьев Б.Г. отнес общение к основным видам деятельности человека — средств развития его психики (в соответствие с формулой «Психика формируется в деятельности»). Продуктивная коммуникативная компетентность необходима во всех видах созидательной деятельности.

Цели и задачи, поставленные в работе, решены.

Гипотеза о том, что существует зависимость между развитием у будущего специалиста коммуникативной компетентности и факторами, влияющими на её развитие: психологический тренинг со студентами 2 курсаизменение ролевой позиции «студент» на «преподаватель-тренер" — акме — технологии в акмеологическом тренинге, подтвердилась.

Рассмотрено содержание деятельности преподавателя по подготовке и осуществлению процесса профессионального общения. Проведён обзор научной литературы по проблеме коммуникативной компетентности, истории тренинга, типов, технологий, целевых стратегий тренингов, их проведению и способам доказательства их эффективности в развитии профессиональных качеств у различных специалистов.

Выявлено, что профессионально важными качествами будущих специалистов системы человек-человек является психологическая наблюдательность, психологическая направленность, высокий уровень компетентности, способность развивать компетентность средствами установления профессиональных взаимоотношений с людьми.

Если специалист располагает к откровенности, он пополняет свои дифференциальнои социально-психологические знания о людях, т. е. развивает продуктивную коммуникативную компетентность. На ее развитие направлен акмеологический тренинг. Он проводится в период освоения студентами психологической теории. Специализация студентов-психологов по акмеоло-гии вызвала потребность в создании и изучении акмеологического тренинга. Будущим специалистам важно развитие таких качеств, как толерантное отношение к людям и наблюдательность. Данные особенности можно наиболее эффективно развивать именно в акмеологическом тренинге.

Тренинги рассмотрены в свете определений предметов наук и понятий, на которые они опираются: психологический тренинг — в свете предмета психологииакмеологический тренинг — в свете предмета фундаментальной акмеологии.

Акмеология дополняет психологию и психологический тренинг, целесообразный на этапе общенаучной и общеобразовательной подготовки.

Акмеологический тренинг полезен на этапе профессионализации студентов. Особенно эффективным оказался объективный фактор успешности акмеологического тренинга: смена позиции «студент» на позицию «преподаватель-тренер». В этой ситуации студент испытывает потребность в прогнозировании и достижении желаемого результата — развитие продуктивной коммуникативной компетентности будущего специалиста.

В исследовании впервые применены созданные в акмеологии технологии развития компетентности специалистов образования: инвариантные идеализированные модели продуктивного образа результата, акме-целевых стратегий обеспечения, акме-целевых стратегий управления, а также инвариантные шкалы-подсказки развития нравственных умений, общеинтеллектуальных и общетрудовых навыков. Их применение способствовало развитию коммуникативной компетентности будущих специалистов. Результаты эксперимента оказались положительными.

Программа психологического тренинга развития коммуникативных процессов, состояний, свойств, осуществленная на этапе общенаучной подготовки, оказалась важной для ознакомления студентов с тренинговой технологией интенсификации развития коммуникативной компетентности.

Психологический тренинг оказался успешным по объективному критерию: желание студентов стать преподавателями-тренерами. В рамках специализации по акмеологии было решено продолжить работу со студентами-психологами по акмеологическому тренингу. В этих целях для студентов 3−5 курсов был разработан курс «Теория и методы подготовки и проведения акмеологического тренинга». В подготовке и проведении своего тренинга студент выступал в роли субъекта созидательной деятельности, входил в роль «преподавателя-тренера», создавал и реализовывал свой тренинг, психологический или акмеологический, по своему выбору.

Предметом исследования были три фактора интенсификации развития продуктивной коммуникативной компетентности студентов средствами психологического и акмеологического тренингов: объективного, связанного с изменением ролевой позиции «студент» на «преподаватель-тренер" — субъективного (продуктивный образ результата) — субъективно-объективного (акме-целевые стратегии обеспечения, ак-ме-целевые стратегии управления качеством созидания искомых конечных результатов, удовлетворяющих заранее сформулированным требованиям).

Их экспериментальная проверка проведена впервые. До сих пор исследовали отдельно психологический тренинг и отдельно акмеологический. Наше исследование служило целям уточнения предмета фундаментальной акмеологии в процессе комплексного психолого-акмеологического тренинга.

Наши методики измерения влияния акмеологического тренинга на развитие коммуникативной компетентности будущего специалиста выявили, что объективный фактор — смена ролевой позиции «студент» на позицию «преподаватель-тренер» — развивает ответственность за качество тренинга, изобретательность и творчество в его проектировании и реализации.

Установлено влияние на развитие коммуникативной компетентности субъективного фактора — достижение продуктивного результата. Выявлено влияние субъективно-объективного фактора — акме-целевых стратегий обеспечения и акме-целевых стратегий управления процессами развития коммуникативной компетентности выпускников.

Взаимосвязь объективного, субъективного, субъективно-объективного факторов обеспечивают развитие у будущего специалиста коммуникативной компетентности.

Главное достоинство акмеологического тренинга, реализованного в рефлексивном анализе студентами, заключается в том, что он позволил студентам осмыслить свой собственный многолетний опыт наблюдений и взаимодействий. Его осмысление — источник самосознания своей коммуникативной компетентности, сформированной на различных, в том числе вершинных, примерах, выступающих в роли идеалов.

Наши методики исследования возможностей психологического и акмеологического тренингов нуждаются в дальнейшем совершенствовании, стандартизации и использовании в психолого-педагогическом обучении и воспитании студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акмеология развития Текст. / под общ. ред. В. Н. Гладковой, С. Д. Пожарского. СПб, 2006.
  2. , Б. Г. Психология педагогической оценки Текст.: избр. психол. труды. Т.2. — М.: Педагогика, 1980. 288 с.
  3. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -ЛГУ, 1968.-80 с.
  4. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб, 2001. — 231 с.
  5. , В. И. Деловая риторика Текст. / В. И. Андреев. Казань, 1993.-250 с.
  6. , Г. М. Социальная психология Текст.: учеб. для высш. шк. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1999. — 375 с.
  7. , О. С. Развивающие игры и игротехника Текст. / О. С. Анисимов. Новгород, 1989. — 177 с.
  8. , Г. и др. Тренинг уверенности и контакта в группе (на основе когнитивной модели регуляции поведения) Текст. / Г. Аннекен [и др]. — Ростов н/Д, 1992.-61 с.
  9. , О. Р. Ролевой тренинг Текст.: метод, пособие / О. Р. Арнольд. -М., 1983. 257 с.
  10. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 59 с.
  11. , Е.Ф. Методы исследования уровня субъективного контроля / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд // Психологический журнал. 1984. № 3. — Т.5. — С.152−162.
  12. , Г. X. Психологические аспекты делового общения Текст.: учеб.-метод, пособие / Г. X. Бакирова. СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1997.- 168 с.
  13. , Р. Теория и практика тренинга Текст. / Р. Бакли, Дж. Кейпл СПб:. Питер, 2002. 352 с.
  14. , А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организационные и коммуникативные качества личности Текст. / А. В. Батаршев. -М.: Владос, 2001. 175с.
  15. , А. В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога Текст.: учеб. пособие / А. В. Батаршев. — 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Дело, 2003. — 238 с.
  16. , В. М. Избранные работы по социальной психологии Текст. / В. М. Бехтерев. М.: Наука, 1994. — 400 с.
  17. , А. А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. М., 1983.-272 с.
  18. , Т. Как улучшить управление организацией Текст. / Т. Бой-дел. М.: ИНФРА — М., Премьер, 1995. — 204 с.
  19. , В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения Текст. / В. Ю. Большаков. СПб.: Питер пресс, 1996. — 288 с.
  20. , С. Е. Деловая игра как метод социально- психологического тренинга / С. Е. Борисова // Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С.52−57.
  21. , Ф. Тренинг межличностного взаимодействия Текст. / Ф. Бурнард. СПб., Питер, 2002. — 304 с.
  22. , С. Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга Текст. / С. Е. Борисова // Вопросы психологии. — 1999.-№ 4.-С. 52−57.
  23. , Т. Л., Митрофанова М. Л. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения Текст. / Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М., 2005. — 176 с.
  24. , В. В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960−1990гг.) Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 130 001 / В. В. Буткевич. М., 1994. — 341 с.
  25. , И. О. Мастер-класс. Тренинги / И. О. Вагин, П. Рипинская. -М.: ACT: Астрель: Транзиткнига. 2005.-271 с.
  26. , И. О. Стратегия проведения психологических тренингов Текст. / И. О. Вагин. М.: ACT: Астрель, 2006. — 256 с.
  27. , Э. JI. Общение и социально-психологическая компетентность руководителя Текст. / Э. Л. Вадловска. — Рига, 1983. — 216 с.
  28. , О. В. Развитие коммуникативной компетентности преподавателей системы дистанционного обучения средствами социально-психологического тренинга Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19 00 13 / О. В. Ванновская. СПб, 2003. — 165 с.
  29. , И. В. Окна в мир тренинга Текст.: методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. -СПб.: Речь, 2004.-184 с.
  30. , И. В. Как подготовиться к тренингу Текст. / И. В. Вачков // Школьный психолог. 2005. -№ 19. — С. 19−23.
  31. , И. В. Методы психологического тренинга в школе Текст.: курс лекций / И. В. Вачков // Школьный психолог. 2004. — № 35. — с. 15−19- № 37. — С.13−17- № 39. — С.11−15- № 45. — С. 17−21- № 47. — С. 26−29.
  32. , И. В. Основы технологии группового тренинга Текст.: учеб. пособие / И. В. Вачков. М.: Издательство «Ось-89», 1999. -176 с.
  33. , И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники Текст.: учеб. пособие / И. В. Вачков. 3-е изд., перераб. и доп. — М.- Изд-во Ось-89, 2005. — 256 с. N
  34. , И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы Текст. / И. В. Вачков. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
  35. Введение в практическую социальную психологию Текст.: учеб. пособие для вузов / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьёвой. М.: Наука, 1994. — 255 с.
  36. , М. В. Атлас по психологии Текст. / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — 3-е изд. — М.: 1999. 373 с.
  37. , С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств Текст. / С. Гиппус. СПб.: Речь, 2001. — 346 с.
  38. И. Н. Невербальные компоненты коммуникации Текст. / И. Н. Горелов. М., 1980. — 238 с.
  39. Паркер, Гленн. Формирование команды Текст.: сборник упражнений для тренеров / Г. Паркер, Р. Кропп. СПб.: Питер, 2002. — 160 с.
  40. , JI. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала Текст. / JI. В. Грачева. СПб.: Издательство «Речь», 2005. -60 с.
  41. , М. Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе Текст.: учеб. пособие / М. Г. Дебольский. М.: Академия МВД России, 1996. — 87, с.
  42. , А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 кн. Кн. 5. / А. А. Деркач. -М.: РАГС, 2001.-541 с.
  43. , А. А., Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии Текст. / А. А. Деркач, А. П. Ситников. М.: Луч, 1993.-Вып. 1−2.-72 с. <
  44. , А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма Текст. / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: РАУ, 1993. — 32 с.
  45. , И. Б. Психологический практикум. Межличностные отношения Текст.: метод, рекомендации / И. Б. Дерманова, Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2003.-40 с.
  46. , Д. У. Тренинг общения и развития Текст. / Д. У. Джонсон. М.: Прогресс, 2001. — 248 с.
  47. , А. Б. Общение: наука и искусство Текст. / А. Б. Добро-вич. М.: АОЗТ, 1996. — 255 с
  48. , О. В. Практика психологического тренинга Текст. / О. В. Евтихов. СПб.: Речь, 2005. — 256 с.
  49. Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ. 1985.- 165 с.
  50. , Ю. Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга Текст.: учеб. пособие Ю. Н. Емельянов, Е. С. Кузьмин. ЛГУ, 1979. — 103 с.
  51. , Ю. Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга Текст.: учеб. пособие / Ю. Н. Емельянов, Е. С. Кузьмин. Л., 1983.- 176 с.
  52. , Е. Н. Теоретические и методические основы психологического тренинга Текст.: учеб. пособие / Е. Н. Жаринова. Ковров: КГТА, 2007.- 104 с.
  53. , Ю. М. Коммуникативный тренинг Текст. / Ю. М. Жуков. -М.: Гардарики, 2003. — 223 с.
  54. , Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении Текст.: практич. пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянни-ков. Киров, 1991. — 96 с.
  55. , Ж. В. Путь тренера Текст. / Ж. В. Завьялова. СПб., 2002. — 145 с.
  56. , Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие Текст. / Т. В Зайцева. — СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. 80 с.
  57. , В. П. Социально-психологический тренинг Текст. / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева. Л., 1989. — 128 с.
  58. , Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности Текст. / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2002. — 126 с.
  59. , В. В. Психология понимания Текст. / В. В. Знаков. М.: Наука, 2005.-357 с.
  60. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия Текст.: под ред. Е. А. Левановой. СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
  61. Игры обучение, тренинг, досуг Текст.: под ред. В. В. Петру син-ского. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  62. , И. Г. Групповая динамика в тренинговых группах Текст. / И. Г. Исурина // Журнал практического психолога. 1998. — № 1. — С. 31−44.
  63. , А. А. Умение общаться как фактор взаимодействия. Взаимодействие коллектива и личности Текст. / А. А. Кидрон. — Таллин, 1979. -183 с.
  64. , М. Тренинг коммуникации Текст. / М. Кипнис. М.: Ось-89, 2004.- 128 с.
  65. , И. С. Совершенствование коммуникативных умений преподавателя и мастера производственного обучения среднего профтехучилища Текст.: метод, рекомендации / И. С. Клёцина, Н. В. Кузьмина. JL, 1987. -35 с.
  66. , Г. А. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада Текст. / Г. А. Ковалев // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. -№ 1. — С. 127−136.
  67. , Н. И. Истинная правда, или учебник для психолога по жизни Текст. / Н. И. Козлов. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — 480 с.
  68. , Н. И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день Текст. / Н. И. Козлов. М.: Аст-пресс-книга, 2001 — 336 с.
  69. , Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения Текст. / Н. И. Козлов. Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. — 144 с.
  70. , С. В. Психолого-педагогические проблемы общения Текст. / С. В. Кондратьева. Гродно, 1982. — 66 с.
  71. , Р. Основы психологического консультирования Текст. / Р. Кочюнас. -М., 1999. 180 с.
  72. , С. В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей Текст.: автореф. дисс.. докт. психол. наук: 19 00 13. СПб.: СПбГТУ, 1997. — 43 с.
  73. , Н. В. Способности, одаренность, талант, учителя Текст.: учеб. / Н. В. Кузьмина. Д., 1985. — 32 с.
  74. , Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 144 с.
  75. , Н. В. Предмет акмеологии Текст.: учеб. / Н. В. Кузьмина. изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Политехника. 2002. — 189 с.
  76. , Н. В. Методы акмеологического исследования качества подготовки педагогов Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 66 с.
  77. , Н. В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 119 с.
  78. , Н. В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста Текст. / Н. В. Кузьмина, С. Д. Пожарский, JL Е. Паутова. СПб, Коломна, Рязань, 2008. — 375 с.
  79. , Н. В. Законы развития фундаментального образования в регионе Текст.: программа / Н. В. Кузьмина, В. А. Полянин. Ковров: КГТА, 2008. — 43 с.
  80. , А. А. Педагогическое общение Текст. / А. А. Леонтьев- под ред. М. К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Нальчик, 1996. -367 с.
  81. , А. А. Психология общения Текст. / А. А. Леонтьев. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  82. Ли, Д. Практика группового тренинга Текст. / Д. Ли. СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
  83. Личность. Общение. Групповые процессы Текст.: сборник обзоров.- М.: ИНИОН, 1991.-161 с.
  84. , А. Психологический тренинг умений Текст. / А. Лойшен. -СПб.: Питер, 2001.- 160 с.
  85. , О. В. Социально-психологический тренинг. Мастер-класс Текст. / О. В. Лунева. М., 2002. — 72 с.
  86. , О. Опасность ролевых игр Текст. / О. Луховицкая // Школьный психолог. 2005. — № 18. — С. 7−9.
  87. , А. Г. Общая психология Текст. / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2006. 583с
  88. , Р. А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности Текст.: дисс.. канд. пси-хол. наук: 19 00 05 / Р. А. Максимова. Л., 1987. — 22 с.
  89. , С. И. Принцип психологического тренинга Текст. / С. И. Макшанов // Журнал практического психолога. 1999. — № 3. — С. 13−38.
  90. , С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика Текст.: [монография] СПб.: Образование, 1997. — 238 с.
  91. , С. И. Психогимнастика в тренинге Текст.: каталог / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящёва. Часть 1. — СПб.: Институт тренинга, 1993.- 106 с.
  92. , И. А. Деловое общение Текст.: учеб. пособие / И. А. Мальханова. — 2-е изд., перераб. М.: Академический Проект, 2003. — 224 с.
  93. , Г. И. Социально-психологический тренинг Текст. / Г. И. Марасанов. 4-е изд., испр. и доп.-М.: Когито-Центр, 2001. — 251 с.
  94. , Б. М. Конструирование тренинговых процедур: Технология и творчество. Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование, тренинг Текст. / Б. М. Мастеров- под ред. Ю. М. Жукова. М., 2004.
  95. Методы практической социальной психологин. Диагностика. Консультирование. Тренинг Текст. / под ред. Ю. М. Жукова. М., 2004. — 165 с.
  96. Методы системного педагогического исследования Текст.: учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. М., Народное образование. — 2002. -208 с.
  97. , О. И. Путь к популярности и успеху Текст.: программа групповых занятий с элементами акмеологического тренинга, методические рекомендации, диагностика / О. И. Михайленко. Нальчик: КБГУ, 2007.- 146 с.
  98. , А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст.: учеб. пособие / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
  99. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования (выпуск 1) Текст. / составители Е. В. Шилова, В. П. Иванова, А. К. Колеченко, В. Н. Новоселов. -СПб., 2001.
  100. , Н. Н. Психологическое исследование и консультирование Текст. / Н. Н. Обозов. СПб.: АППИМ, 1998. — 214 с.
  101. , Р. В. Практическая психология образования Текст.: учеб. пособие для студ. психол. факультетов университетов / Р. В. Овчарова.- М.: Издат. центр «Академия», 2003. 448 с. ,
  102. , М. Как провести тренинг Текст. / М. Орадж. М., 2002.157 с.
  103. , А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы Текст. / А. А. Осипова. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000. — 240 с.
  104. , В. Э. Групповой психологический тренинг Текст.: учеб. пособие для вузов (УМО) / В. Э. Пахальян. СПб.: Питер, 2006. — 224с.
  105. , JI. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг Текст. / JI. А. Петровская. — М.: Изд-во МГУ, 1989.-216 с.
  106. , JI. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга Текст. / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 168 с.
  107. , С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе Текст. / С. В. Петрушин. М.: Академический проект, 2002. — 252 с.
  108. Практикум по возрастной психологии Текст. / ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. — 682 с.
  109. Практикум по социально-психологическому тренингу Текст. / под ред. Б. Д. Парыгина. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 352 с.
  110. Практическая психология для экономистов и менеджеров Текст. / под ред. М. К. Тутушкиной. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002. — 364 с.
  111. , И. И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 05 07 00 СПб., 1998. — 34 с.
  112. , А. С. Свет мой, зеркальце, скажи. Текст.: методические разработки социально-психологических тренингов. Новая школа / А. С. Прутченков. М., 1996. — 144 с.
  113. , А. С. Школа жизни Текст.: методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков —М.: 1998. 191 с.
  114. Психогимнастика в тренинге Текст. / под ред. Н. Ю. Хрящёвой. -СПб.: Изд-во Речь, Институт тренинга. — 2002. 256 с.
  115. Психологическая энциклопедия Текст. / под ред. К. Корсики, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. — 1095 с.
  116. Психологический практикум. Межличностные отношения Текст.: методические рекомендации. — СПб.: Речь, 2003. — 40 с.
  117. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения Текст.: учеб. пособие / авт.-сост. Т. JI. Бука, М. JI. Митрофанова. М.: Изд-во Института психотерапии, 2205. — 128 с.
  118. Психологический тренинг как форма развивающей работы Текст. // Школьный психолог. 2002. — № 32. — С.57−59
  119. Психологические тесты Текст.: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина: — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 1 т. — 248 с.
  120. Психология делового общения Текст.: учеб. для вузов. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2003. 294 с.
  121. Психология Текст.: учебник / под ред. А. А. Крылова. — М.: ПБО-ЮЛ М. А. Захаров, 2001.-584 с.
  122. Психотерапевтическая энциклопедия Текст. / под ред. Б. Д. Кар-васарского. СПб., 1998. — 517 с.
  123. , В. В. Технология ведения тренинга Текст. / В. В. Пузиков. СПб: Изд-во Речь, 2005. — 224 с.
  124. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация Текст. / Дж. Равен- пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2002. — 396 с.
  125. Разные, но равные: большие психологические игры Текст. / под ред. Г. У. Солдатовой. М., 2004. — 149 с.
  126. Рай, Л. Развитие навыков эффективного тренинга Текст. / Л. Рай. СПб.: Питер, 2002. — 208 с.
  127. , А. А. Практическая психодиагностика личности Текст. / А. А. Реан. СПб.: Речь, 2001.-224 с.
  128. , Е. И. Настольная книга практического психолога Текст.: учеб. пособ.: В 2 кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционныеприемы и упражнения: / Е. И. Рогов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. -477 с.
  129. , Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы Текст. / Е. С. Романова. СПб.: Питер, 2008. — 464 с.
  130. , В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях Текст. / В. Г. Ромек. СПб.: Речь, 2005. — 175с.
  131. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.
  132. , К. Групповая психотерапия Текст. / К. Рудестам. -СПб., Питер, 2000. 384 с.
  133. , Ф. 500 лучших советов тренеру Текст. / Ф. Рэйс, Б. Смит. — СПб.: Питер, 2002. 128 с.
  134. , Н. Б. Игра как метод и проблема современной психологии Текст. / Н. Б. Сазонтьева. Новосибирск: Наука, 1987. — 190 с.
  135. Н. В. Игры, в которые играют. Текст.: психол. практикум / Н. В. Самоукина. Дубна: Феникс, 1996. -140 с.
  136. , Г. Подготовка профессиональных тренеров Текст. / Г. Сар-тан // Вестник практической психологии образования. 2004. — № 1. — 70 с.
  137. , Н. И. Психология социального влияния Текст. / Н. И. Семечкин. СПб.: Речь, 2004. — 304 с.
  138. , Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 208 с.
  139. , А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии Текст. / А. П. Сидоренко. М., Технологическая школа бизнеса, 1996.-428 с.
  140. Словарь практического психолога Текст. / сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. 800 с.
  141. Словарь-хрестоматия: фундаментальная акмеология Текст.: Словарь. СПб, Коломна, Рязань, 2008. — 90 с.
  142. , В. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг Текст. / В. А. Соснин, П. А. Лунев. — М., 1993. -115 с.
  143. , В. Н. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук: СПб., 2007.-51 с.
  144. , Н. Подготовка и представление тренинговых материалов Текст. / Н. Стимсон. СПб., 2002. — 160 с.
  145. , Л. Д. Основы психологии Текст. / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. 736 с.
  146. , Ю. В. Тренинг делового (профессионального) общения Текст. / Ю. В. Суховершина, Е. П. Тихомирова, Ю. Е. Скоромная. -М.: Академический проект- Трикста, 2006. 128 с.
  147. , Ю. Г. Компетентность в модели качества специалиста Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3 (Структуре подготовки образование). — С. 21−26.
  148. , К. Тренинг. Настольная книга тренера Текст. / К. Торн, Д. Маккей. СПб.: Питер, 2001. — 208 с.
  149. , Д. Манипуляции в общении / Д. Устинов Электронный ресурс. Режим доступа: http: www. syntone. ru/trainers .ustinow.
  150. , E. В. Психологическое сопровождение подростков, система работы, диагностика, тренинги Текст. / Е. В. Федосенко. — СПб. — 2008. 191 с.
  151. , К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе Текст.: сборник упражнений / К. Фоппель. М., Генезис, 2003. — 160 с.
  152. , К. Сплоченность и толерантность в группе Текст.: психол. игры и упражнения / К. Фоппель. М.: Генезис, 2003. — 336 с.
  153. , К. Технология ведения тренинга. Теория и практика Текст. / К. Фоппель. 2-е изд. — М.:Генезис, 2004. — 267 с.
  154. , К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения Текст.: практич. пособие / К. Фоппель- пер. с нем. — М.: Генезис, 2001. — 240 с.
  155. , Н. В. Психотренинг: игры и упражнения Текст. / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. Изд. 2-е, доп. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. -272 с.
  156. , А. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге Текст.: сборник / А. Чуричков, В. Снегирев. СПб.: Речь, 2006.-208 с.
  157. , В. Д. Двухступенчатая система подготовки специалистов Текст. / В. Д. Шадриков, Д. В. Пузанков, И. Б. Федоров // Высшее образование в России. М., 2004. — № 2. — С. 3−7.
  158. , Б. Личность, карьера, успех: психология бизнеса Текст. / Б. Швальбе, X. Швальбе. М.: Прогресс-интер, 1993. — 240 с.
  159. , И. В. Тренинг личностного роста Текст. / И. В. Шевцова. СПб.: Речь, 2005. — 144 с.
  160. , Д. Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М., «Педагогика», 1978. — 514 с.
  161. Энциклопедия популярных психологических тестов Текст.: энциклопедия. — М.: Арнадия. 1997. — 304 с.
  162. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребности Текст.: энциклопедия. М.: ACT, 1997. — 300 с.
  163. Yalom, I. D. Theory and practice of Group Psychotherapy /1. D. Yalom, 3-rd edition, New York: Basik Books, 1985. 216 p.
  164. Brislin, R.W. Cross-Cultural Training: Research and Innovations / R.W.Brislin, D.P.S. Bhawuk // Social Psychology and Cultural Context. Thousand Oaks (Cal.), 1999. — 150 p.
  165. Brislin, R.W. Cross-Cultural Training and Multicultural Education / R.W.Brislin, A-M.Horvath // Handbook of Cross-Cultural Psychology. Boston, Vol. 3: Social Behavior and Applications. 1997 — 115 p.
  166. Brislin, R.W. Intercultural Communication Training / R.W.Brislin, T. Yoshida: An Introduction. Thousand Oaks (Cal.). 1994. — 230 p.
  167. Carroll, M. Croup leadership (3rd ed.) / M. Carroll, Bates, & C. Johnson, Denver: Love. 1997. 175 p.
  168. Corey, G. Theory and practice of group counseling (5th ed,) / G.Corey.- Pacific Grove, CA: Brooks / Cole. 1999. 290 p.
  169. Corey, M.S. Groups: Process and practice (5th ed.) / M.S.Corey, G.Corey. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. 2000. — 204 p.
  170. Ellis, A. Training der Gefiihle: wie Sie sich hartniickig weigern, un-glucklich zu scin / Ellis, A. Miinchen: mvg-Verlag, 1989. — 137 p.
  171. Forester-Miller, H. Issues and challenges for group practitioners / Forester-Miller, H., &Kottler.J. A. (Eds.). Denver: Love. 1997. — 167 p.
  172. Gudykunst, W.B. Designing Intercultural Training / W.B.Gudykunst, R.M.Guzley, M.R.Hammer // Handbook of Intercultural Training. — Thousand Oaks (Cal.). 1996.- 197 p.
  173. Interaction in cooperative groops: The theoretical anatomy of group learning / R. Hertz-Lazarowitz (Ed.). Cambridge. 1992. 213 p.
  174. Jacobs, E.E. Croup counseling / E. E Jacobs, R L. Masson, & Hamill, R.- Strategies and skills (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole, 1998. 164p.
  175. Lewin, K. Field theory in social science / K.Lewin. Selected theoretical papers. N Y, 1951. — 134 p. 1
  176. Shachar, H., Amir Y. Training Teachers and Students for Intercultural Cooperation in Israel: Two Models / Shachar, H., Amir Y. // Handbook of Intercultural Training. Thousand Oaks (Cal.), 1996. — 173 p. i
  177. Schutz, W. Here comes everybody: Bodymind and encounter culture / W.Schutz. New-York, 1971. — 102 p.107
Заполнить форму текущей работой