Развитие коммуникативной компетентности специалиста средствами акмеологического тренинга
Диссертация
Если специалист располагает к откровенности, он пополняет свои дифференциальнои социально-психологические знания о людях, т. е. развивает продуктивную коммуникативную компетентность. На ее развитие направлен акмеологический тренинг. Он проводится в период освоения студентами психологической теории. Специализация студентов-психологов по акмеоло-гии вызвала потребность в создании и изучении… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ТРЕНИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- 1. 1. Проблемы коммуникативной компетентности и ее развития в современной психолого-педагогической и акмеологической литературе
- 1. 2. Тренинг как средство развития компетентности будущего специалиста в современной психологической и акмеологической литературе
- 1. 3. Развитие коммуникативной компетентности средствами психологического и акмеологического тренингов
- 1. 4. Предмет, этапы, методы исследования
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГОВ
- 2. 1. Развитие коммуникативных свойств будущих специалистов средствами психологического тренинга
- 2. 2. Объективный фактор развития коммуникативной компетентности: — смена позиции «студент» на «преподаватель — тренер»
- 2. 3. Влияние изменения позиции «студент» — «тренер» на творческое овладение мастерством и развитие коммуникативной компетентно- 75 сти
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
Список литературы
- Акмеология развития Текст. / под общ. ред. В. Н. Гладковой, С. Д. Пожарского. СПб, 2006.
- Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки Текст.: избр. психол. труды. Т.2. — М.: Педагогика, 1980. 288 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -ЛГУ, 1968.-80 с.
- Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб, 2001. — 231 с.
- Андреев, В. И. Деловая риторика Текст. / В. И. Андреев. Казань, 1993.-250 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология Текст.: учеб. для высш. шк. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1999. — 375 с.
- Анисимов, О. С. Развивающие игры и игротехника Текст. / О. С. Анисимов. Новгород, 1989. — 177 с.
- Аннекен, Г. и др. Тренинг уверенности и контакта в группе (на основе когнитивной модели регуляции поведения) Текст. / Г. Аннекен [и др]. — Ростов н/Д, 1992.-61 с.
- Арнольд, О. Р. Ролевой тренинг Текст.: метод, пособие / О. Р. Арнольд. -М., 1983. 257 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 59 с.
- Бажин, Е.Ф. Методы исследования уровня субъективного контроля / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд // Психологический журнал. 1984. № 3. — Т.5. — С.152−162.
- Бакирова, Г. X. Психологические аспекты делового общения Текст.: учеб.-метод, пособие / Г. X. Бакирова. СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1997.- 168 с.
- Бакли, Р. Теория и практика тренинга Текст. / Р. Бакли, Дж. Кейпл СПб:. Питер, 2002. 352 с.
- Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организационные и коммуникативные качества личности Текст. / А. В. Батаршев. -М.: Владос, 2001. 175с.
- Батаршев, А. В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога Текст.: учеб. пособие / А. В. Батаршев. — 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Дело, 2003. — 238 с.
- Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии Текст. / В. М. Бехтерев. М.: Наука, 1994. — 400 с.
- Бодалёв, А. А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. М., 1983.-272 с.
- Бойдел, Т. Как улучшить управление организацией Текст. / Т. Бой-дел. М.: ИНФРА — М., Премьер, 1995. — 204 с.
- Большаков, В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения Текст. / В. Ю. Большаков. СПб.: Питер пресс, 1996. — 288 с.
- Борисова, С. Е. Деловая игра как метод социально- психологического тренинга / С. Е. Борисова // Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С.52−57.
- Бурнард, Ф. Тренинг межличностного взаимодействия Текст. / Ф. Бурнард. СПб., Питер, 2002. — 304 с.
- Борисова, С. Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга Текст. / С. Е. Борисова // Вопросы психологии. — 1999.-№ 4.-С. 52−57.
- Бука, Т. Л., Митрофанова М. Л. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения Текст. / Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М., 2005. — 176 с.
- Буткевич, В. В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960−1990гг.) Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 130 001 / В. В. Буткевич. М., 1994. — 341 с.
- Вагин, И. О. Мастер-класс. Тренинги / И. О. Вагин, П. Рипинская. -М.: ACT: Астрель: Транзиткнига. 2005.-271 с.
- Вагин, И. О. Стратегия проведения психологических тренингов Текст. / И. О. Вагин. М.: ACT: Астрель, 2006. — 256 с.
- Вадловска, Э. JI. Общение и социально-психологическая компетентность руководителя Текст. / Э. Л. Вадловска. — Рига, 1983. — 216 с.
- Ванновская, О. В. Развитие коммуникативной компетентности преподавателей системы дистанционного обучения средствами социально-психологического тренинга Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19 00 13 / О. В. Ванновская. СПб, 2003. — 165 с.
- Вачков, И. В. Окна в мир тренинга Текст.: методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. -СПб.: Речь, 2004.-184 с.
- Вачков, И. В. Как подготовиться к тренингу Текст. / И. В. Вачков // Школьный психолог. 2005. -№ 19. — С. 19−23.
- Вачков, И. В. Методы психологического тренинга в школе Текст.: курс лекций / И. В. Вачков // Школьный психолог. 2004. — № 35. — с. 15−19- № 37. — С.13−17- № 39. — С.11−15- № 45. — С. 17−21- № 47. — С. 26−29.
- Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга Текст.: учеб. пособие / И. В. Вачков. М.: Издательство «Ось-89», 1999. -176 с.
- Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники Текст.: учеб. пособие / И. В. Вачков. 3-е изд., перераб. и доп. — М.- Изд-во Ось-89, 2005. — 256 с. N
- Вачков, И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы Текст. / И. В. Вачков. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
- Введение в практическую социальную психологию Текст.: учеб. пособие для вузов / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьёвой. М.: Наука, 1994. — 255 с.
- Гамезо, М. В. Атлас по психологии Текст. / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — 3-е изд. — М.: 1999. 373 с.
- Гиппиус, С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств Текст. / С. Гиппус. СПб.: Речь, 2001. — 346 с.
- Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации Текст. / И. Н. Горелов. М., 1980. — 238 с.
- Паркер, Гленн. Формирование команды Текст.: сборник упражнений для тренеров / Г. Паркер, Р. Кропп. СПб.: Питер, 2002. — 160 с.
- Грачёва, JI. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала Текст. / JI. В. Грачева. СПб.: Издательство «Речь», 2005. -60 с.
- Дебольский, М. Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе Текст.: учеб. пособие / М. Г. Дебольский. М.: Академия МВД России, 1996. — 87, с.
- Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 кн. Кн. 5. / А. А. Деркач. -М.: РАГС, 2001.-541 с.
- Деркач, А. А., Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии Текст. / А. А. Деркач, А. П. Ситников. М.: Луч, 1993.-Вып. 1−2.-72 с. <
- Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма Текст. / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: РАУ, 1993. — 32 с.
- Дерманова, И. Б. Психологический практикум. Межличностные отношения Текст.: метод, рекомендации / И. Б. Дерманова, Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2003.-40 с.
- Джонсон, Д. У. Тренинг общения и развития Текст. / Д. У. Джонсон. М.: Прогресс, 2001. — 248 с.
- Добрович, А. Б. Общение: наука и искусство Текст. / А. Б. Добро-вич. М.: АОЗТ, 1996. — 255 с
- Евтихов, О. В. Практика психологического тренинга Текст. / О. В. Евтихов. СПб.: Речь, 2005. — 256 с.
- Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ. 1985.- 165 с.
- Емельянов, Ю. Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга Текст.: учеб. пособие Ю. Н. Емельянов, Е. С. Кузьмин. ЛГУ, 1979. — 103 с.
- Емельянов, Ю. Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга Текст.: учеб. пособие / Ю. Н. Емельянов, Е. С. Кузьмин. Л., 1983.- 176 с.
- Жаринова, Е. Н. Теоретические и методические основы психологического тренинга Текст.: учеб. пособие / Е. Н. Жаринова. Ковров: КГТА, 2007.- 104 с.
- Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг Текст. / Ю. М. Жуков. -М.: Гардарики, 2003. — 223 с.
- Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении Текст.: практич. пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянни-ков. Киров, 1991. — 96 с.
- Завьялова, Ж. В. Путь тренера Текст. / Ж. В. Завьялова. СПб., 2002. — 145 с.
- Зайцева, Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие Текст. / Т. В Зайцева. — СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. 80 с.
- Захаров, В. П. Социально-психологический тренинг Текст. / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева. Л., 1989. — 128 с.
- Зеер, Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности Текст. / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2002. — 126 с.
- Знаков, В. В. Психология понимания Текст. / В. В. Знаков. М.: Наука, 2005.-357 с.
- Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия Текст.: под ред. Е. А. Левановой. СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
- Игры обучение, тренинг, досуг Текст.: под ред. В. В. Петру син-ского. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
- Исурина, И. Г. Групповая динамика в тренинговых группах Текст. / И. Г. Исурина // Журнал практического психолога. 1998. — № 1. — С. 31−44.
- Кидрон, А. А. Умение общаться как фактор взаимодействия. Взаимодействие коллектива и личности Текст. / А. А. Кидрон. — Таллин, 1979. -183 с.
- Кипнис, М. Тренинг коммуникации Текст. / М. Кипнис. М.: Ось-89, 2004.- 128 с.
- Клёцина, И. С. Совершенствование коммуникативных умений преподавателя и мастера производственного обучения среднего профтехучилища Текст.: метод, рекомендации / И. С. Клёцина, Н. В. Кузьмина. JL, 1987. -35 с.
- Ковалёв, Г. А. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада Текст. / Г. А. Ковалев // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. -№ 1. — С. 127−136.
- Козлов, Н. И. Истинная правда, или учебник для психолога по жизни Текст. / Н. И. Козлов. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — 480 с.
- Козлов, Н. И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день Текст. / Н. И. Козлов. М.: Аст-пресс-книга, 2001 — 336 с.
- Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения Текст. / Н. И. Козлов. Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. — 144 с.
- Кондратьева, С. В. Психолого-педагогические проблемы общения Текст. / С. В. Кондратьева. Гродно, 1982. — 66 с.
- Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования Текст. / Р. Кочюнас. -М., 1999. 180 с.
- Кошелева, С. В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей Текст.: автореф. дисс.. докт. психол. наук: 19 00 13. СПб.: СПбГТУ, 1997. — 43 с.
- Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант, учителя Текст.: учеб. / Н. В. Кузьмина. Д., 1985. — 32 с.
- Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 144 с.
- Кузьмина, Н. В. Предмет акмеологии Текст.: учеб. / Н. В. Кузьмина. изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Политехника. 2002. — 189 с.
- Кузьмина, Н. В. Методы акмеологического исследования качества подготовки педагогов Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 66 с.
- Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 119 с.
- Кузьмина, Н. В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста Текст. / Н. В. Кузьмина, С. Д. Пожарский, JL Е. Паутова. СПб, Коломна, Рязань, 2008. — 375 с.
- Кузьмина, Н. В. Законы развития фундаментального образования в регионе Текст.: программа / Н. В. Кузьмина, В. А. Полянин. Ковров: КГТА, 2008. — 43 с.
- Леонтьев, А. А. Педагогическое общение Текст. / А. А. Леонтьев- под ред. М. К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Нальчик, 1996. -367 с.
- Леонтьев, А. А. Психология общения Текст. / А. А. Леонтьев. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
- Ли, Д. Практика группового тренинга Текст. / Д. Ли. СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
- Личность. Общение. Групповые процессы Текст.: сборник обзоров.- М.: ИНИОН, 1991.-161 с.
- Лойшен, А. Психологический тренинг умений Текст. / А. Лойшен. -СПб.: Питер, 2001.- 160 с.
- Лунева, О. В. Социально-психологический тренинг. Мастер-класс Текст. / О. В. Лунева. М., 2002. — 72 с.
- Луховицкая, О. Опасность ролевых игр Текст. / О. Луховицкая // Школьный психолог. 2005. — № 18. — С. 7−9.
- Маклаков, А. Г. Общая психология Текст. / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2006. 583с
- Максимова, Р. А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности Текст.: дисс.. канд. пси-хол. наук: 19 00 05 / Р. А. Максимова. Л., 1987. — 22 с.
- Макшанов, С. И. Принцип психологического тренинга Текст. / С. И. Макшанов // Журнал практического психолога. 1999. — № 3. — С. 13−38.
- Макшанов, С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика Текст.: [монография] СПб.: Образование, 1997. — 238 с.
- Макшанов, С. И. Психогимнастика в тренинге Текст.: каталог / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящёва. Часть 1. — СПб.: Институт тренинга, 1993.- 106 с.
- Мальханова, И. А. Деловое общение Текст.: учеб. пособие / И. А. Мальханова. — 2-е изд., перераб. М.: Академический Проект, 2003. — 224 с.
- Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг Текст. / Г. И. Марасанов. 4-е изд., испр. и доп.-М.: Когито-Центр, 2001. — 251 с.
- Мастеров, Б. М. Конструирование тренинговых процедур: Технология и творчество. Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование, тренинг Текст. / Б. М. Мастеров- под ред. Ю. М. Жукова. М., 2004.
- Методы практической социальной психологин. Диагностика. Консультирование. Тренинг Текст. / под ред. Ю. М. Жукова. М., 2004. — 165 с.
- Методы системного педагогического исследования Текст.: учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. М., Народное образование. — 2002. -208 с.
- Михайленко, О. И. Путь к популярности и успеху Текст.: программа групповых занятий с элементами акмеологического тренинга, методические рекомендации, диагностика / О. И. Михайленко. Нальчик: КБГУ, 2007.- 146 с.
- Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст.: учеб. пособие / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования (выпуск 1) Текст. / составители Е. В. Шилова, В. П. Иванова, А. К. Колеченко, В. Н. Новоселов. -СПб., 2001.
- Обозов, Н. Н. Психологическое исследование и консультирование Текст. / Н. Н. Обозов. СПб.: АППИМ, 1998. — 214 с.
- Овчарова, Р. В. Практическая психология образования Текст.: учеб. пособие для студ. психол. факультетов университетов / Р. В. Овчарова.- М.: Издат. центр «Академия», 2003. 448 с. ,
- Орадж, М. Как провести тренинг Текст. / М. Орадж. М., 2002.157 с.
- Осипова, А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы Текст. / А. А. Осипова. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000. — 240 с.
- Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг Текст.: учеб. пособие для вузов (УМО) / В. Э. Пахальян. СПб.: Питер, 2006. — 224с.
- Петровская, JI. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг Текст. / JI. А. Петровская. — М.: Изд-во МГУ, 1989.-216 с.
- Петровская, JI. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга Текст. / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 168 с.
- Петрушин, С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе Текст. / С. В. Петрушин. М.: Академический проект, 2002. — 252 с.
- Практикум по возрастной психологии Текст. / ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. — 682 с.
- Практикум по социально-психологическому тренингу Текст. / под ред. Б. Д. Парыгина. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 352 с.
- Практическая психология для экономистов и менеджеров Текст. / под ред. М. К. Тутушкиной. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002. — 364 с.
- Проданов, И. И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 05 07 00 СПб., 1998. — 34 с.
- Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи. Текст.: методические разработки социально-психологических тренингов. Новая школа / А. С. Прутченков. М., 1996. — 144 с.
- Прутченков, А. С. Школа жизни Текст.: методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков —М.: 1998. 191 с.
- Психогимнастика в тренинге Текст. / под ред. Н. Ю. Хрящёвой. -СПб.: Изд-во Речь, Институт тренинга. — 2002. 256 с.
- Психологическая энциклопедия Текст. / под ред. К. Корсики, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. — 1095 с.
- Психологический практикум. Межличностные отношения Текст.: методические рекомендации. — СПб.: Речь, 2003. — 40 с.
- Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения Текст.: учеб. пособие / авт.-сост. Т. JI. Бука, М. JI. Митрофанова. М.: Изд-во Института психотерапии, 2205. — 128 с.
- Психологический тренинг как форма развивающей работы Текст. // Школьный психолог. 2002. — № 32. — С.57−59
- Психологические тесты Текст.: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина: — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 1 т. — 248 с.
- Психология делового общения Текст.: учеб. для вузов. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2003. 294 с.
- Психология Текст.: учебник / под ред. А. А. Крылова. — М.: ПБО-ЮЛ М. А. Захаров, 2001.-584 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия Текст. / под ред. Б. Д. Кар-васарского. СПб., 1998. — 517 с.
- Пузиков, В. В. Технология ведения тренинга Текст. / В. В. Пузиков. СПб: Изд-во Речь, 2005. — 224 с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация Текст. / Дж. Равен- пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2002. — 396 с.
- Разные, но равные: большие психологические игры Текст. / под ред. Г. У. Солдатовой. М., 2004. — 149 с.
- Рай, Л. Развитие навыков эффективного тренинга Текст. / Л. Рай. СПб.: Питер, 2002. — 208 с.
- Реан, А. А. Практическая психодиагностика личности Текст. / А. А. Реан. СПб.: Речь, 2001.-224 с.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога Текст.: учеб. пособ.: В 2 кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционныеприемы и упражнения: / Е. И. Рогов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. -477 с.
- Романова, Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы Текст. / Е. С. Романова. СПб.: Питер, 2008. — 464 с.
- Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях Текст. / В. Г. Ромек. СПб.: Речь, 2005. — 175с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия Текст. / К. Рудестам. -СПб., Питер, 2000. 384 с.
- Рэйс, Ф. 500 лучших советов тренеру Текст. / Ф. Рэйс, Б. Смит. — СПб.: Питер, 2002. 128 с.
- Сазонтьева, Н. Б. Игра как метод и проблема современной психологии Текст. / Н. Б. Сазонтьева. Новосибирск: Наука, 1987. — 190 с.
- Самоукина Н. В. Игры, в которые играют. Текст.: психол. практикум / Н. В. Самоукина. Дубна: Феникс, 1996. -140 с.
- Сартан, Г. Подготовка профессиональных тренеров Текст. / Г. Сар-тан // Вестник практической психологии образования. 2004. — № 1. — 70 с.
- Семечкин, Н. И. Психология социального влияния Текст. / Н. И. Семечкин. СПб.: Речь, 2004. — 304 с.
- Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 208 с.
- Ситников, А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии Текст. / А. П. Сидоренко. М., Технологическая школа бизнеса, 1996.-428 с.
- Словарь практического психолога Текст. / сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. 800 с.
- Словарь-хрестоматия: фундаментальная акмеология Текст.: Словарь. СПб, Коломна, Рязань, 2008. — 90 с.
- Соснин, В. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг Текст. / В. А. Соснин, П. А. Лунев. — М., 1993. -115 с.
- Софьина, В. Н. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук: СПб., 2007.-51 с.
- Стимсон, Н. Подготовка и представление тренинговых материалов Текст. / Н. Стимсон. СПб., 2002. — 160 с.
- Столяренко, Л. Д. Основы психологии Текст. / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. 736 с.
- Суховершина, Ю. В. Тренинг делового (профессионального) общения Текст. / Ю. В. Суховершина, Е. П. Тихомирова, Ю. Е. Скоромная. -М.: Академический проект- Трикста, 2006. 128 с.
- Татур, Ю. Г. Компетентность в модели качества специалиста Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3 (Структуре подготовки образование). — С. 21−26.
- Торн, К. Тренинг. Настольная книга тренера Текст. / К. Торн, Д. Маккей. СПб.: Питер, 2001. — 208 с.
- Устинов, Д. Манипуляции в общении / Д. Устинов Электронный ресурс. Режим доступа: http: www. syntone. ru/trainers .ustinow.
- Федосенко, E. В. Психологическое сопровождение подростков, система работы, диагностика, тренинги Текст. / Е. В. Федосенко. — СПб. — 2008. 191 с.
- Фоппель, К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе Текст.: сборник упражнений / К. Фоппель. М., Генезис, 2003. — 160 с.
- Фоппель, К. Сплоченность и толерантность в группе Текст.: психол. игры и упражнения / К. Фоппель. М.: Генезис, 2003. — 336 с.
- Фоппель, К. Технология ведения тренинга. Теория и практика Текст. / К. Фоппель. 2-е изд. — М.:Генезис, 2004. — 267 с.
- Фоппель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения Текст.: практич. пособие / К. Фоппель- пер. с нем. — М.: Генезис, 2001. — 240 с.
- Цзен, Н. В. Психотренинг: игры и упражнения Текст. / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. Изд. 2-е, доп. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. -272 с.
- Чуричков, А. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге Текст.: сборник / А. Чуричков, В. Снегирев. СПб.: Речь, 2006.-208 с.
- Шадриков, В. Д. Двухступенчатая система подготовки специалистов Текст. / В. Д. Шадриков, Д. В. Пузанков, И. Б. Федоров // Высшее образование в России. М., 2004. — № 2. — С. 3−7.
- Швальбе, Б. Личность, карьера, успех: психология бизнеса Текст. / Б. Швальбе, X. Швальбе. М.: Прогресс-интер, 1993. — 240 с.
- Шевцова, И. В. Тренинг личностного роста Текст. / И. В. Шевцова. СПб.: Речь, 2005. — 144 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М., «Педагогика», 1978. — 514 с.
- Энциклопедия популярных психологических тестов Текст.: энциклопедия. — М.: Арнадия. 1997. — 304 с.
- Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребности Текст.: энциклопедия. М.: ACT, 1997. — 300 с.
- Yalom, I. D. Theory and practice of Group Psychotherapy /1. D. Yalom, 3-rd edition, New York: Basik Books, 1985. 216 p.
- Brislin, R.W. Cross-Cultural Training: Research and Innovations / R.W.Brislin, D.P.S. Bhawuk // Social Psychology and Cultural Context. Thousand Oaks (Cal.), 1999. — 150 p.
- Brislin, R.W. Cross-Cultural Training and Multicultural Education / R.W.Brislin, A-M.Horvath // Handbook of Cross-Cultural Psychology. Boston, Vol. 3: Social Behavior and Applications. 1997 — 115 p.
- Brislin, R.W. Intercultural Communication Training / R.W.Brislin, T. Yoshida: An Introduction. Thousand Oaks (Cal.). 1994. — 230 p.
- Carroll, M. Croup leadership (3rd ed.) / M. Carroll, Bates, & C. Johnson, Denver: Love. 1997. 175 p.
- Corey, G. Theory and practice of group counseling (5th ed,) / G.Corey.- Pacific Grove, CA: Brooks / Cole. 1999. 290 p.
- Corey, M.S. Groups: Process and practice (5th ed.) / M.S.Corey, G.Corey. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. 2000. — 204 p.
- Ellis, A. Training der Gefiihle: wie Sie sich hartniickig weigern, un-glucklich zu scin / Ellis, A. Miinchen: mvg-Verlag, 1989. — 137 p.
- Forester-Miller, H. Issues and challenges for group practitioners / Forester-Miller, H., &Kottler.J. A. (Eds.). Denver: Love. 1997. — 167 p.
- Gudykunst, W.B. Designing Intercultural Training / W.B.Gudykunst, R.M.Guzley, M.R.Hammer // Handbook of Intercultural Training. — Thousand Oaks (Cal.). 1996.- 197 p.
- Interaction in cooperative groops: The theoretical anatomy of group learning / R. Hertz-Lazarowitz (Ed.). Cambridge. 1992. 213 p.
- Jacobs, E.E. Croup counseling / E. E Jacobs, R L. Masson, & Hamill, R.- Strategies and skills (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole, 1998. 164p.
- Lewin, K. Field theory in social science / K.Lewin. Selected theoretical papers. N Y, 1951. — 134 p. 1
- Shachar, H., Amir Y. Training Teachers and Students for Intercultural Cooperation in Israel: Two Models / Shachar, H., Amir Y. // Handbook of Intercultural Training. Thousand Oaks (Cal.), 1996. — 173 p. i
- Schutz, W. Here comes everybody: Bodymind and encounter culture / W.Schutz. New-York, 1971. — 102 p.107