История психологии спорта за рубежом
Развитие зарубежной психологии спорта, прежде всего, связано с деятельностью специалистов Европы и Северной Америки. Уже в конце XIX в. были выявлены некоторые психологические особенности соревнующихся спортсменов. В 1891 г. немецкий врач Г. Кольб описал возникающее у гребцов в процессе гонок состояние «мертвой точки» и способы его преодоления. А в 1897 г. американский социолог Н. Триплет провел… Читать ещё >
История психологии спорта за рубежом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие зарубежной психологии спорта, прежде всего, связано с деятельностью специалистов Европы и Северной Америки. Уже в конце XIX в. были выявлены некоторые психологические особенности соревнующихся спортсменов. В 1891 г. немецкий врач Г. Кольб описал возникающее у гребцов в процессе гонок состояние «мертвой точки» и способы его преодоления. А в 1897 г. американский социолог Н. Триплет провел эксперименты, доказывающие, что велосипедисты быстрее проходят дистанцию, если соревнуются с соперником, чем когда просто едут на время. Как и в России, первые исследования зарубежных специалистов концентрировались вокруг спорта.
Изучение психологических факторов спорта было прервано в годы Первой мировой войны (1914—1918 гг.). После ее окончания становление психологии спорта началось именно в тех странах, где интенсивно развивались и спорт, и психологическая наука. В 1920 г. в Немецкой высшей школе физических упражнений была открыта психотехническая лаборатория, в которой изучались психомоторные функции и когнитивные процессы спортсменов. Аналогичные особенности — время реакции, мышечное напряжение и расслабление, в плане их влияния на результат соревнований — изучались в лаборатории спорта Иллинойского университета, открытой в 1925 г.
Руководитель данной лаборатории К. Гриффит внес огромный вклад в развитие американской психологии спорта. На основе проведенных исследований им написаны 25 статей, а также две монографии «Психология тренерской деятельности» (1926) и «Психология спорта» (1928). Активно сотрудничая с тренерами бейсбольных и футбольных команд, Гриффит разработал рекомендации по формированию настроя на соревнования у игроков. По его инициативе были открыты школы для тренеров. Кроме научной и методической деятельности, Гриффит проявил себя и как первый практикующий психолог — на этой должности он работал в бейсбольном клубе Чикаго. Результаты деятельности Гриффита как ученого и специалиста по психологической помощи получили широкое признание. Его считают отцом-осиователем психологии спорта США.
В большинстве других стран, в отличии от России, до 1960;х гг. психология спорта развивалась в основном как научная дисциплина и, в меньшей степени, как учебная (например, в США только в середине 1960;х гг. были введены курсы, но психологии спорта на факультетах ФВ в некоторых университетах, в то время как в российских учебных заведениях аналогичного профиля такие курсы читались уже в 1920;е гг.). Научные исследования велись в следующих направлениях: психологические факторы формирования и реализации двигательных навыков, психология тренерской деятельности, психология спортивных групп.
В 1970;е гг. активизировалось изучение влияния занятий спортом и физической культурой на психическое развитие. В 1960—1970;е гг. зарубежные спортивные психологи так же, как и их российские коллеги, начали оказывать психологическую помощь спортсменам и тренерам. Формировались организационные структуры спортивных психологов — общества и ассоциации, проводились научные конференции, издавались журналы.
К 1990;м гг. психология спорта развивалась более, чем в 80 странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии и Африки. В зависимости от экономического положения, развития спорта и психологической науки, в одних странах работало много спортивных психологов и проводились масштабные исследования, в других — ряды специалистов по психологии спорта были немногочисленны и изучались лишь отдельные направления. К 2015 г. крупнейшими зарубежными центрами психологии спорта являются страны Европы, США и Китай.