Может ли добросовестность приобретателя устанавливаться как юридический факт в порядке особого или искового производства?
Законом предусмотрена возможность установления юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом (п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ). Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ не исключает возможности установления юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом, в том… Читать ещё >
Может ли добросовестность приобретателя устанавливаться как юридический факт в порядке особого или искового производства? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. В случае если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).
Законом предусмотрена возможность установления юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом (п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ). Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ не исключает возможности установления юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом, в том числе на праве собственности, если отсутствует спор о праве и если данный факт не может быть установлен в ином порядке.
Добросовестным является приобретатель, который не знал и не мог знать, что имущество приобретается у лица, которое не имело право его отчуждать. Таким образом, вывод суда о добросовестности приобретателя должен быть основан на оценке правомерности отчуждения имущества, т. е. исследовании вопроса права. Следовательно, установление факта добросовестности приобретения противоречит требованиям ч. 3 ст. 263 ГПК РФ.
Рассмотрению вопроса об установлении факта добросовестного приобретения может предшествовать спор, в результате которого суд пришел к выводу о том, что отчуждающее имущество лицо не имело на это права. Например, судом признана недействительной сделка по отчуждению имущества. Однако и в этом случае не может быть установлен факт добросовестности приобретения, так как в отрыве от других элементов состава, указанного в ст. 302 ГК РФ, добросовестность не влечет возникновения, изменения, прекращения личных или имущественных прав.
Ссылка заявителей на абз. 2 п. 2 ст. 223 ГК РФ, согласно которому недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (п. 1 ст. 302) на праве собственности с момента государственной регистрации, за исключением предусмотренных ст. 302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя, не может служить обоснованием того, что факт добросовестного приобретения влечет возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав. Во-первых, исследованию подлежит не только добросовестность, но и другие элементы состава, имеющие значение для истребования собственником своего имущества: возмездность отчуждения, отсутствие правомочий отчуждателя и др. Во-вторых, добросовестность в контексте ст. 223 ГК РФ необходимо рассматривать как одно из условий приобретения права собственности. В свою очередь, вопрос о приобретении права собственности рассматривается в порядке искового производства.
Отсутствуют также основания и для признания приобретателя добросовестным в порядке искового производства. Как справедливо отметил арбитражный суд, обстоятельства, касающиеся вопросов добросовестности приобретения имущества, подлежат исследованию, проверке и установлению при рассмотрении виндикационного иска, заявленного по основаниям ст. 301, 302 ГК РФ. Иск о признании добросовестным приобретателем не может быть заявлен в качестве самостоятельного материально-правового требования, поскольку такой способ защиты не приведет в случае его удовлетворения к восстановлению нарушенных прав (постановление ФАС Московского округа от 14.10.2005 № КГ-А40/9941−05). Кроме того, защита прав добросовестного приобретателя допускается только от притязаний собственника (Дело № 33−9509 // Архив Михайловского районного суда Волгоградской области). Другими словами, ссылку на добросовестность приобретения можно рассматривать лишь как возражение против иска.