Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Метод экологического права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Императивный метод в экологическом праве означает установление предписаний, дозволений, запретов субъектам экологических правоотношений и проявляется в возможности применения государственного принуждения к исполнению правовых предписаний юридическими лицами и гражданами, включая иностранных, а также должностными лицами. Особенностью данного метода является обязательное участие в таких… Читать ещё >

Метод экологического права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В самом общем виде под методом правового регулирования понимается совокупность закрепленных в юридических нормах способов (приемов, средств) воздействия на поведение людей, участвующих в регулируемых правом общественных отношениях.

В экологическом праве действует два метода правового регулирования — императивный и диспозитивный.

Императивный метод в экологическом праве означает установление предписаний, дозволений, запретов субъектам экологических правоотношений и проявляется в возможности применения государственного принуждения к исполнению правовых предписаний юридическими лицами и гражданами, включая иностранных, а также должностными лицами. Особенностью данного метода является обязательное участие в таких правоотношениях государства в лице специально уполномоченных органов или органа местного самоуправления. В связи с этим стороны такого правоотношения находятся в неравном положении — в отношениях власти и подчинения.

Данный метод в экологическом праве проявляется в следующих формах.

Во-первых, в установлении нормативов предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, а также нормативов допустимых физических воздействий. Эти нормативы являются обязательными для соблюдения субъектами экологических правоотношений, которым они адресованы.

Во-вторых, в лимитировании и лицензировании отдельных видов деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду. Например, обязательному лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I—IV класса опасности, осуществляемая юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

В-третьих, в установлении (применительно к некоторым намечаемым видам экологически опасной деятельности) обязательности проведения государственной экологической (или иной предусмотренной законом) экспертизы, без положительного заключения которой не допускается осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду. Например, проекты соглашений о разделе продукции (касаются добычи нефти или газа в труднодоступных местах с иностранными инвесторами) могут быть подписаны только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В-четвертых, в проведении государственного (федерального и субъектов РФ) экологического надзора за хозяйственной деятельностью природопользователей, обязательностью к исполнению предписаний должностных лиц, его осуществляющих. Например, федеральный экологический надзор производится по вопросам охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

В-пятых, в установлении оснований и порядка привлечения к юридической ответственности за нарушение экологических норм и правил. Например, гл. 26 УК содержит составы экологических преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность.

Следует отметить, что приведенный перечень не является исчерпывающим.

Диспозитивный метод основывается на равенстве сторон правоотношения и возможности выбора ими самостоятельно той или иной модели поведения. Главной задачей данного метода является стимулирование через материальный интерес правомерного поведения субъектов экологических правоотношений. Например, хозяйствующий субъект может внедрить на своем производстве наилучшие доступные технологии и рассчитывать на меры государственной поддержки (налоговые льготы), предусмотренные в ст. 17 Закона об охране окружающей среды.

Императивный и диспозитивный методы находятся в динамичном взаимодействии. Определенное доминирование императивного метода оправдано публичным характером экологических отношений, ролью и ответственностью государства за сохранение благоприятных условий жизни для населения. Но все же нельзя говорить о его однозначном господстве в регулировании экологических отношений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой