Зороастризм.
История древнего востока
Амеша Спента творят других благих существ — язат (язагы — это «те, кому надлежит поклоняться, достойные поклонения»). Язаты мириадами рассеяны по всей Вселенной, чтобы следить за её сохранностью и деятельностью. Авеста различает духовных и мирских язат. Во главе духовных язат стоит Ахура-Мазда, во главе мирских — Зороастр. Главным духовным язатом считался огонь — Атар, сын АхураМазды. К язатами… Читать ещё >
Зороастризм. История древнего востока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Создание новой религии иранцев приписывается пророку Заратуштре (гр. Зороасгр). О нём нет практически никаких достоверных сведений, а время его жизни в разных источниках варьируегся от XIII до IV в. до н. э.
Реформы Зороастра, запечатлённые в Авесте, сводятся к следующему:
- 1) резкое возвеличение Ахура-Мазды за счёт всех остальных богов маздеистского пантеона;
- 2) резкое противопоставление Ахура-Мазды Ангро-Майнью;
- 3) придание всем древним божествам этического акцента, превращение их в абстракцию, символизирующую тот или иной аспект великого блага, абсолютного Добра (или соответственно Зла);
- 4) перенесение акцента из сферы религии в сферу этики, стремление не просто выдвинуть на первый план социальную проблему Добра и Зла, но, соединив этику с космогонией, придать ей поистине божественный, космический смысл;
- 5) апелляция к человеку, нраве гвенная чистота которого способна приблизить победу Добра над Злом.
Зороастрийский пантеон
Лхура-Мазда, освобождённый от материальной оболочки, становится персонификацией некоего абсолютного блага. Он всеведущ, всемогущ, велик, совершенен. Он никем не создан, но создал всё единым словом. Он — господин в деяниях жизни. С помощью святого духа Лхура-Мазда творит себе в помощь шесть духов: благая мысль, истина, власть (божья), благочестие, целостность, бессмертие. Эти бессмертные святые (Амёша Спёнта) являются аллегориями достоинств АхураМазды, его эманациями. «Лучезарные, как и их властитель, от которого они отделились, все шесть имели одну' мысль, одно слово, одно действие, одного господина».
Лмеша Спента связаны с шестью основными первосубстанциями — огнём, землёй, водой, металлом, скотом, растениями. Ахура-Мазда возглавляет божественную семёрку, покровительствуя человеку.
Амеша Спента творят других благих существ — язат (язагы — это «те, кому надлежит поклоняться, достойные поклонения»). Язаты мириадами рассеяны по всей Вселенной, чтобы следить за её сохранностью и деятельностью. Авеста различает духовных и мирских язат. Во главе духовных язат стоит Ахура-Мазда, во главе мирских — Зороастр. Главным духовным язатом считался огонь — Атар, сын АхураМазды. К язатами относились также вода, сияющее солнце, Сириус, Митра — дух божественного света. Ступенью ниже язат находились фраваши — ангелы-хранители правоверных. Их силой Ахура-Мазда основал небо, землю, горы, создал животных и людей. Каждый человек имел своих фравашей. После смерти людей их фраваши остаются на небе независимыми духами.
Силам добра и света противостоит зло, возглавляемое Ангро-Майнью. Его имя означает «тесни гель». Это великий дух, но, в отличие от Ахура-Мазды, не всеведущий. Он имеет шесть помощников, например, злую мысль, увядание, смерть. В противовес язатам он создал дэвов, мешающих правильному течению жизни. Самый могущественный дэв — Айшма — дух ярости, бешенства, разорения, насилия. Зависть, словоблудие, любопытство, скупость, лень, ложь — также относились к дэвам.
Дэвам помогали друджи — злобные существа, например, насу, поселяющаяся в теле мертвеца и боящаяся только взгляда собаки.
Демонические существа — парики, также созданные Ангро-Майнью, влияют на явления природы, вызывают засуху, затмения солнца и луны.
К тёмным силам относятся и яту — люди, прислуживающие Ангро-Майнью, а также чудовища — драконы, змеи, мухи. Планеты — тоже творения Ангро-Майнью, так как они влияют на судьбу человека. Они соседствуют со звёздами, например Большой Медведицей, стерегущей врата ада — ледяной пустыни с вечным холодом.
Ког да началось противостояние Добра и Зла?
По одной версии, зло появилось в процессе творения материи, когда из ничего сами собой возникли силы, управляющие материей, и силы, противодействующие этому. Согласно второй версии, Ахура-Мазда и Ангро-Майнью существовали всегда, с начала времён. Ахура-Мазда выбрал Добро, Ангро-Майнью — Зло. Борьба между Добром и Злом и силами, с ними связанными, началась при творении мира. Третья версия, самая поздняя, называет Ахура-Мазду и Ангро-Майнью близнецами, порождёнными богом вечного времени Зерваном. В течение тысячи лет Зерван собирался родить сына, который сотворил бы мир. Ахура-Мазда в чреве отца был гогов к этому и поделился своими знаниями с братом. Ангро-Майнью, разорвав чрево отца, вышел на свет первым и стал претендовать на власть. Отец в ужасе содрогнулся и родил второго сына желанного. Поэтому так получилось, что сначала, в гечение девяти тысяч лет, на земле царит Зло, и лишь после этого наступи! царство Ахура-Мазды.