На первоначальном этапе организации нового предприятия проводятся все необходимые исследования и научно-технические разработки. В этих целях составляется бизнес-план, который является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей.
Состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться в зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности. Обычно, бизнес-план состоит из следующих разделов:
- 1)Резюме;
- 2)Описание товаров или услуг;
- 3) Описание рынка сбыта и маркетинговой стратегии;
- 4) Производство и эксплуатация;
- 5) Управление и процесс принятия решений;
- 6) Организационный план;
- 7) Финансы;
- 8) Факторы риска. [4]
Резюме
Бизнес-план начинается с резюме, которое обычно готовится в конце работы и является сокращённой версией самого бизнес-плана.
По объему резюме не превышает трех, четырех листов, что дает возможность увидеть важные особенности и преимущества. По содержанию резюме инвесторы судят о достоинствах нового предприятия и поэтому необходимо четко и убедительно изложить основные аспекты предлагаемого бизнеса для того, чтобы и инвесторы получили ответы на свои вопросы:
- — Что они получат в случае успешной реализации?
- — Каков риск потери средств при неудаче?
В резюме для ответа на эти вопросы определяются все направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер функционирования предприятия являются производимые товары, существующие секторы рынка и технологические возможности самой фирмы. Определив сферы и направления деятельности, предприятие устанавливает цели, повышающие общий объем продаж, увеличивает рост чистого дохода, повышает качество продукции и уменьшает срок освоения и проникновения на рынок новых видов продукции.
В конце резюме отражаются финансовые результаты, ожидаемые от проекта в будущем.
Резюме должно включать следующую информацию:
- Ш Сущность проекта.
- Ш Важность проекта для заявителя и региона.
- Ш Описание продукции (услуг), предполагаемой к производству и реализации по проекту (далее — продукция (услуга)), и технологии производства.
- Ш Преимущества продукции (услуги) в сравнении с аналогами.
- Ш Объем ожидаемого спроса на продукцию (услугу) и потенциал рынка.
- Ш Потребность в инвестициях, направления их использования, источники и сроки финансирования, периодичность и способы возврата средств.
- Ш Основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность проекта.
Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и тому подобное), то указать их.