В сей части финансов сделаны следующие положения:
I. Установлена монетная система.
II. Учрежден порядок, коим сметы расходов должны быть составляемы, рассматриваемы и охраняемы.
III. Экономическими суммами, прибавкою в налогах и другими пособиями удовлетворены все издержки 1810 г. и обеспечены расходы 1811 г.
IV. Издано коммерческое положение на 1811 г.
Один взгляд на положение доходов 1811 г. открывает уже действительность мер, кои к равновесию их были приняты. Доходы по смете на 1810 г. составляли 125 миллионов, а на 1811 г. они составляют 275 миллионов. Сие одно заграждает уста всем пререканиям.
Но сколь положение сие ни кажется благоприятным, оно далеко еще отстоит от того, которое в плане предназначено.
В самом деле все приращения в податях, кои доселе были допущены, имеют два главных недостатка: первое, они основаны на самых ложных правилах, как и самые налоги; второе., со всеми сими приращениями настоящий доход государственный не достиг еще ныне и того слабого количества, в коем он находился до 1787 г., т. е. до выпуска ассигнаций, и даже едва ли равняется с тем, который был у нас при Петре Великом.
Таким образом, в образовании доходов ничего почти не сделано, и сия часть плана, одна из самых существенных, доселе еще не восприяла своего начала.
Пять главных ветвей дохода в Империи нашей быть могут:
- 1) Личная подать.
- 2) Поземельная подать.
- 3) Сбор с винокурения.
- 4) Налог с промышленности и торговли. Сюда принадлежат подати с купечества, таможенные сборы и подати с медных и железных заводов.
- 5) Доход с казенных имуществ, с лесов и заводов.
Все прочие мелочные статьи податей не заслуживают уважения и большею частию должны быть уничтожены.
Из сих пяти частей две только первые получили уже некоторое образование. Остается их рассмотреть и привести в действие. Третья также близка к своему совершению. Но две последние представляют работу новую, к коей никто еще почти не прикоснулся и которая, однако же, в течение сего года необходимо должна быть окончена.
Многие думают, что план финансов совершенно уже исполнен, и все операции, в нем предназначенные, приведены в действие. Мнение сие никакого не имеет основания. Из всего вышеизложенного видно, что некоторые только его части обработаны и изданы, другие же по стечению работ и теперь еше остаются без действия.